Берлин – удивительный город, и таковым его можно назвать по ряду причин. Здесь нет поражающих своей красотой дворцов, дороги не вымощены брусчаткой, а по центральной пешеходной части города не проносятся кареты с туристами. Кто-то даже может заявить, что Берлин безлик. Обыкновенный большой город. Однако у немецкой столицы есть свое особое очарование. Этот город обладает прекрасной транспортной инфраструктурой, его улицы широкие и прямые, а здания, даже административные, органично вписываются в ландшафт. Он временами может показаться неуютным, но никогда – неудобным. Берлин – наверное, самая современная из европейских столиц. В то же время он не скучен и удивляет едва ли не на каждом шагу, ведь ты никогда не можешь быть уверенным, что ждет тебя за углом – старинное здание XVIIвека, панельный дом семидесятых годов или потрясающее воображение современное сооружение. Но кроме всего прочего Берлин – единственная столица Евросоюза без своего представителя в высшем футбольном дивизионе страны.
 
Берлин – это футбольная провинция Германии. Звезды играют в других городах, Нойеры, Ройсы и Хунтелаары сюда не переходят. И если у кого-то самым долгожданным матчем сезона становится домашний финал Лиги чемпионов, то в Берлине – это встреча двух клубов из второй лиги. Однако это два совсем не рядовых клуба. Герта принимает соперников на громадном Олимпиаштадионе с вместимостью в 74 тысячи мест, и, несмотря на то, что Старая дама играет не с Реалом и МЮ, стадион все же заполняется в среднем наполовину, а бюджет и долги сопоставимы со многими клубами Бундеслиги. Унион тоже довольно примечателен. Его культ в Германии сравним разве что с культом Санкт-Паули. Вечный аутсайдер, за которым всегда стоит горой армия преданных болельщиков. В то время как гладбахские фанаты блокируют командный автобус, дортмундцы устраивают акции протеста против повышения цен на билеты, а в Гамбурге мечтают о перевороте на общем собрании членов клуба, болельщик Униона возьмет в руки лопату и пойдет на строительство нового стадиона. Но и фанаты Герты молодцы: всегда стоически переносят все вылеты и подъемы, оставаясь преданными клубу в эпоху всеобщего глорихантерства. Если унионцы принадлежат к одной из самых ярких болельщицких групп, то гертианцы – одной из самых терпеливых.
 
Сегодня в 21-м туре 2БЛ Герта на своем поле принимает Унион, и это будет лишь четвертая официальная встреча двух берлинских коллективов. Предыдущие игры приходились на третий тур текущего чемпионата и на сезон 2010/11, также во 2БЛ. С момента основания Железных (прозвище Униона) клубы разделяла Берлинская стена, а после воссоединения – структура немецких футбольных лиг. В сентябре перед матчем первого круга наставник Униона Уве Нойхаус сравнивал это противостояние с битвой между Давидом и Голиафом, галльской деревни и Римской империи, однако не преминул напомнить, что в дерби случается все что угодно. В первой официальной встрече этих команд два с половиной года назад Железные одержали неожиданную победу на поле Герты. Унион постепенно становится на ноги, и хотя на данный момент две команды разделяют целых 15 очков, в турнирной таблице перед этим туром их разделяли всего две строчки. Унион еще никогда не был так близко к своим более именитым соседям.
 
Герта, старшая дочь берлинской футбольной семьи, принимала участие в первом розыгрыше Бундеслиги, были изгнана спустя два года из-за скандала с дополнительными незаконными выплатами игрокам, однако вскоре вернулась и с того времени играла преимущественно в первом дивизионе. Старая дама базируется в Шарлоттенбурге, одном из самых стильных районов города и, как уже упоминалось, играет свои домашние матчи на столичном Олимпиаштадионе.
 
Унион с момента своего основания в 1966 году пережил много различных трансформаций, поскольку восточно-немецкий футбол в принципе реорганизовывался не единожды. Клуб в основном обитал в Оберлиге ГДР, хотя временами и покидал высший дивизион, и когда после объединения чемпионатов в 1990-х попал в Регионаллигу, Унион едва не обанкротился. Однако начиная с 2001 года, когда Железные неожиданно квалифицировались в КУЕФА, дойдя до финала кубка Германии, а также впервые вышли во вторую Бундеслигу, они постепенно, с небольшим спадом в середине нулевых, набирались сил, завоевывая репутацию клуба с дружелюбной и преданной фан-сценой.
 
27 января 1990 года эти соперники, самые стойкие к разного рода кризисам из всех берлинских клубов, сошлись в беспрецедентном товарищеском матче. Прошло уже два с половиной месяца после падения берлинской стены, но до окончательного объединения двух Германий оставалось еще восемь месяцев и граница еще контролировалась (хотя и намного проще – вспомните эпизод из фильма Goodbye, Lenin когда герой Даниэля Брюля «впервые знакомится с капиталистическим миром»), а ГДР еще ждала своих первых демократических выборов. Поэтому встреча Герты и Униона была настоящим событием для Берлина того времени. Победу в том матче одержала Герта, однако счет наверняка многих не волновал вообще. 51 000 берлинцев собралась на Олимпиаштадионе, братаясь и поздравляя друг друга, а фанаты пели не о «железном Унионе», а о «железном Берлине».
 
После объединения Германии и включения восточно-немецких клубов в Немецкий футбольный союз, Унион начал долгий и тяжелый процесс реорганизации, а до первой встречи с Гертой в официальном матче оставалось еще целых двадцать лет. Конечно, команды встречались в товарищеских матчах, один из которых состоялся на открытии реконструированного Штадион ан дер Альтен Фёрстерай (или же Стадиона у старого лесничества) 8 июля 2009 года. Весь предшествующий сезон команда играла на Яншпортпарке в районе Пренцлауэр-Берг, а 2000 болельщиков-волонтеров провели 140 000 рабочих часов на реконструкции.
 
К 2009 году Унион вернулся во вторую Бундеслигу, а спустя год туда спустилась Герта и команды, наконец, сыграли первое официальное дерби. И если в четвертом туре на своем стадионе Железные сумели отстоять тяжелую ничью 1:1, то в феврале 2011-го, в матче второго круга на глазах у набитого битком Олимпиаштадиона Унион одержал победу над лидером чемпионата со счетом 2:1. По сравнению с другими, более старыми и традиционными немецким дерби, атмосфера у этого противостояния не приправлена ненавистью или презрением, и у Старой дамы сейчас много сочувствующих также в восточном Берлине. Но нельзя сказать, что отношения двух клубов прямо-таки братские.
 
Когда два года назад Berliner Morgenpost написала о том, что городской сенат не стал взымать с Герты 3,55 млн евро за аренду Олимпиаштадиона (иначе долги клуба не позволяли получить лицензию на участие во 2БЛ на сезон 2010/11), президент Униона Дирк Цинглер заявил, что «даже спустя двадцать лет после падения стены Сенат Берлина ведет себя словно Сенат Западного Берлина», намекая, что его клуб никогда бы не дождался от городских властей такой щедрости. Это привело к возобновлению очередных споров о неравности «осси» и «весси», и в дело пришлось вмешаться мэру города, который заверил общественность, что город помогает обоим клубам.
 
Противостояние Герта-Унион не принадлежит к числу традиционных или принципиальных дерби. До падения стены оба клуба успели обзавестись другими соперниками. Герта, например, соперничала с Шарлоттенбургом, который собирался состязаться с Сине-белыми за право называться главной командой Западного Берлина в начале 1980-х. Шарлоттенбург, однако, не смог реализовать свою амбицию и выйти в первую Бундеслигу, а их главного таланта, голкипера Андреаса Кёпке в 1984-м Герта переманила к себе. Были еще Теннис Боруссия и пресловутая Тасмания, которые все же сыграли в высшем дивизионе немецкого футбола, однако Старой даме они были не ровня. А вот у Униона имелся самый что ни есть настоящий враг. Берлинское Динамо в те времена пользовалось поддержкой шефа восточногерманской тайной полиции Эриха Мильке, и, взяв в ГДР десять чемпионских титулов кряду, стал объектом ненависти болельщиков по всей стране. Возможно, по этой причине Унион стараются быть или казаться совершенно аполитичными, открещиваясь от помощи властей.
 
Сегодняшний матч в Берлине – это не принципиальное противостояние двух старых соперников, обросшее легендами и скандалами, ведь эти команды обрели друг друга лишь в XXI веке. Однако это противостояние двух соседей, имеющих совершенно различные истории, которые удивительным образом вписались во временные рамки жизни одного города.
 
Андрей Курдаев, Football.ua
 
Заглавие статьи обыгрывает фразу мера Берлина Клауса Воверайта: «Берлин бедный, но сексуальный»