Субботнее противостояние Баварии и дортмундской Боруссии уже не проходило под вывеской встречи двух лучших команд Германии. Да что там, последний большой, решающий матч между этими командами (за вычетом финала ЛЧ) состоялся без малого три года назад. Но даже при этом оставался еще целый ряд факторов, которые хоть как-то подогревали интерес постороннего зрителя к der Klassiker. Это и традиционная принципиальность, и возвращение на Вестфален Роберта Левандовски, и даже кадровые проблемы Баварии. Среди прочего эта встреча была также противостоянием Хосепа Гвардиолы и Юргена Клоппа.

Эти двое продолжают оставаться самыми звездными тренерами чемпионата Германии. Внимание к ним все еще настолько велико, что на встречу их команд в первом круге чемпионата Sky Germany наняли чтеца по губам, который должен был расшифровывать, что Клопп с Гвардиолой говорят своим игрокам, ассистентам и прочим прохожим. Интересно, что при этом, пожалуй, лучший наставник Бундеслиги текущего сезона к тому времени уже попивал водичку, возвращаясь со своей командой после очередной победы.

Эта история началась 14 февраля 2011 года, когда Люсьен Фавр подписал контракт с Боруссией из Мёнхенгладбаха. За последовавшие четыре года швейцарец вместе со своей футбольной спутницей пережил очень многое – неожиданное спасение от вылета в последний момент и неудавшуюся революцию бывшей легенды клуба; квалификацию в ЛЧ, исход ключевых исполнителей, а также последовавший за ним спад. Но Фавр остался на своем месте, и при этом неплохо себя чувствует. Вероятно, потому, что в тот день сложился один из тех немногих союзов, когда тренер однозначно подходит клубу, а клуб – ему.

Хотя четыре года назад не все было так однозначно. Гладбахцы прозябали на последней строчке в таблице, отставая от 16-го места (дающего право сыграть в переходных матчах) на семь очков, и имея в распоряжении 12 игр до конца сезона. К тому моменту (22-й тур) они пропустили 56 голов, на 12 голов больше второй худшей защиты чемпионата. Многие болельщики восприняли приход Фавра как знак того, что руководство Боруссии уже смирилось с вылетом, и готовится к постройке новой команды, которая будет выступать во второй лиге в следующем сезоне.

Тактичный и педантичный швейцарец совершенно не походил на «физрука»-пожарника, к которым обычно обращались немецкие клубы в моменты отчаяния. И на 80-й секунде дебютного матча нового тренера (против Шальке) немало фанатов на трибунах Боруссия-Парк выругались в адрес менеджера клуба Макса Эберля, потому что в этот момент Жеребята пропустили свой 57-й гол в сезоне. Возможно, Эберль и правда уже настраивался на новый сезон во втором дивизионе. Если так, то его, как и фанатов, ждал приятный сюрприз. Ведь спустя десять минут Марко Ройс сравнял счет, а спустя еще столько же Мо Идриссу забил победный для Гладбаха гол.

То была первая домашняя победа Боруссии М в сезоне, и после нее Жеребята внезапно преобразились. Команда, которая пропустила 56 голов в предыдущих 22-х матчах, в последующих 12-ти пропустила лишь девять раз. Выиграв шесть матчей из двенадцати оставшихся, гладбахцы получили возможность сыграть в переходных матчах с Бохумом, в который защитили свое право участвовать в Бундеслиге.

Возможно, этот магический трюк, провернутый 54-летним романдцем, стал одной из причин, по которой гладбахская Боруссия избежала большой ошибки. В мае того года бывший игрок Жеребят Штеффан Эффенберг попытался осуществить в Мёнхенгладбахе настоящий переворот. При поддержке группы предпринимателей он собирался занять пост Эберля, на место Фавра привести тренера старой закалки Хорста Кёппеля, а также назначить консультантом клуба Берти Фогтса. Но в первую очередь этому безобразию помешала нынче понемногу расшатываемая демократическая система управления клубом, по которой функционирует большинство клубов Бундеслиги.

Эффе и его денежные приятели не могли просто так сделать президенту клуба Рольфу Кёнигсу предложение, от которого тот не смог бы отказаться. Они были вынуждены поставить вопрос на голосование на внеочередном собрании членов клуба, лишь 7% из которых поддержали инициативу старины Штефана. В Германии все еще очень подозрительно относятся к богатым инвесторам и высоко ценят подконтрольность клуба болельщикам в ключевых вопросах, а болельщики в силу последних результатов команды были далеки от радикальных настроений. Сам «Тигр» в качестве комментатора на Sky Germany нынче расхваливает клуб и Фавра, а Фогтс с Кёппелем до сих пор ожидают предложений.

До момента своего назначения главным тренером Боруссии Люсьен Фавр полтора года пробыл безработным. Спустя всего год после Der Spiegel называл его главным претендентом на тренерский пост самого титулованного клуба страны. «Команда играет в лучший футбол в чемпионате, однако в Мёнхенгладбахе неспокойно. Тренер Фавр не спешит продлевать контракт, его переманивает Бавария». К тому моменту дела у Жеребят шли настолько хорошо, что по итогам сезона Марко Ройса назовут Футболистом года в Германии – звание, которого игрок Гладбаха не удостаивался на протяжении четверти века.

Несмотря на охватившую Бундеслигу моду на 4-2-3-1, команда Фавра с момента его прихода в клуб играет по схеме с двумя нападающими, 4-4-2. Но с одной и той же схемой можно играть в разный футбол. Тогда, в начале 2012-го, Боруссия раскатывала соперников короткими передачами и хитрыми розыгрышами, после чего обычно следовала проникающая передача в штрафную соперника на ход Ройсу или Херрманну.

То была отличная команда, которая, однако, демонтировалась на глазах. Марко еще в январе подписал соглашение со своим бывшим клубом, действующим и будущим чемпионом Германии. Спустя несколько дней о своем решении не продлевать контракт с Боруссией объявил Роман Нойштедтер; а еще через месяц один из мюнхенских таблоидов сообщил о том, что Данте, подобно Ройсу, воспользовался клаусулой в своем контракте для того, чтобы сменить прописку на баварскую. В общем, у Фавра были причины задуматься над тем, стоит ли ему продлевать контракт с клубом.

Интерес к нему со стороны Баварии так и остается неподтвержденным. Bild писал, что швейцарец попросил включить в контракт специальный пункт о том, что клуб отпустит его в случае предложения от мюнхенцев, но член правления Боруссии Райнер Бонхоф заявил, что если Фавр продлит контракт, то «как следует, без каких-либо оговорок». Но и без Баварии на такой товар нашлись бы свои покупатели. Корпоративные проекты типа Вольфсбурга и Хоффенхайма в тот момент переживали серьезные кризисы, и нуждались в хорошо зарекомендовавшем себя наставнике.

Однако в начале июля Макс Эберль все-таки объявил о том, что Люсьен Фавр продлил контракт с клубом. Тренер фактически начал все с самого начала, перестраивая команду, лишившуюся своей держащей оси, и пытаясь залатать дыры новичками. И несмотря на то, что на перестройку ушло два сезона, гладбахцы снова серьезно претендуют на участие в Лиге чемпионов. Боруссия по-прежнему играет в 4-4-2, однако уже далекий от тики-таки, более традиционный для Гладбаха контратакующий футбол.

В прошлом сезоне Жеребята провели прекрасную для себя первую половину чемпионата, завершив круг на третьей строчке, после чего случился спад, от которого команда отошла только тогда, когда вернуться в топ-четверку было уже довольно сложно. Гладбахцы не избежали спада и в этот раз, однако, в отличие от себя прошлогоднего образца, Боруссия в декабре и феврале текущего сезона умудрялась брать очки даже при далеко не идеальной игре.

Лавры последних успехов Фавру придется разделить с менеджером Максом Эберлем. С зарплатной ведомостью в 28 млн евро в год (Хоффенхайм – около 34 млн, Байер – 43 млн, Дортмунд – 50 млн, Шальке – 54 млн) и близким к нулю трансферным сальдо за последние пять сезонов Гладбах является одним из самых (если не самым) финансово-эффективных клубов не только Германии, но и всей европейской топ-четверки. При этом у него нет ни внешнего инвестора, ни богатого титульного спонсора из автократической нефте-страны. Рост Гладбаха настолько органичен, насколько это возможно, включая тот, на который после победы над Баварией обратил внимание полузащитник команды и сборной Германии Кристоф Крамер: «После второго гола у нас выросли яйца».

К слову, за всю 115-летнюю историю клуба Боруссия М всего трижды побеждала Баварию на ее поле, и дважды Жеребятам это удавалось при Фавре. Гладбахцы стали одним из самых неприятных соперников для мюнхенцев, которым они проиграли только четыре встречи в лиге из последних девяти. Мюнхенская Süddeutsche Zeitung назвала последний успех Жеребят на Альянц-Арене «ударом под дых» – даже если опустить ошибки Мануэля Нойера, команда Гвардиолы смогла нарастить преимущество только на отдаленных от штрафной Боруссии М участках поля.

Чемпионам Германии дали почувствовать, почему в 143-х матчах под руководством швейцарского наставника гладбахцы пропустили только 147 мячей. Организация игры – это то, на чем Фавр помешан. Его не пленит слава революционера; он считает, что все возможные революции в футболе уже состоялись, и современному тренеру остается лишь научить своих игроков использовать все, что наработали ранее, сделать свою команду тактически грамотной и гибкой. «Сейчас в футболе не добьешься успеха без технических и быстрых игроков, однако в основе всего все равно остается футбольный интеллект».

Но при этом тренер Боруссии понимает, что организация не есть залогом победы, и часто индивидуальные качества отдельных футболистов решают судьбы матчей. «Голландия – это не только Роббен, но он очень часто определяет разницу», – говорит Фавр, и глаза его при этом даже загораются. Но пока что в его команде нет игроков уровня Роббена, и все, что ему остается – это работать над автоматизмами и мелочами.

Потому что мелочи тоже нередко определяют разницу. Данте признавался, что Фавр приучил его не стоять в штрафной как попало, а всегда держать неопорную ногу в полупозиции, что позволяет ему быстрее реагировать на ту или иную ситуацию. Марко Ройсу он советовал обращать внимание на ноги соперника – те выдадут, с какой стороны лучше пойти в обводку. Кристофа Крамера он учит идти в отбор «внешней» ногой, потому что так, по словам полузащитника, «он на десятую долю секунды быстрее».

Он часами напролет просматривает записи матчей своей команды и ее будущих соперников. Такая любовь к деталям, вероятно, выработалась у тренера за годы работы с юношескими командами разных возрастов, а также командами третьей и второй лиги. «Я как советский пилот, – смеется наставник Боруссии, – чем хуже самолет, на котором тебе приходилось летать, тем ты искуснее».

Однако у всей этой погони за эффективностью есть и менее привлекательная сторона.

В маленьком конференц-зале гладбахского клуба висит большое фото, сделанное 20 октября 1971 года. На нем Гюнтер Нетцер и Сандро Маццола жмут друг другу руки перед началом ответного матча 1/8 финала Кубка европейских чемпионов. Ту игру Боруссия выиграла со счетом 7:1, однако матч был аннулирован решением УЕФА из-за броска фанатом Боруссии пустой жестянки из-под колы в плечо нападающему нерадзурри Роберто Бонинсеньи. Итальянец рухнул на газон как один известный персонаж от попадания яйцом, по подсказке массажиста не стал подниматься вовсе и был заменен (его вынесли с поля на носилках вперед ногами). По результатам переигровки, которую глабахцам пришлось проводить в Берлине, они проиграли противостояние.

Та жестянка сейчас является одним из самых важных экспонатов клубного музея, и в честь нее даже названа одна из лож стадиона. Как и в честь разлома ворот во время матча Боруссии М против Вердера 3 апреля 1971-го, после которого клубы Бундеслиги поменяли свои деревянные ворота на алюминиевые. Еще одна ложа носит название «12:0», напоминая о победе над одноклубниками из Дортмунда, которая состоялась 29 апреля 1978 года и была последней в профессиональной игровой карьере Юппа Хайнкеса.

Мёнхенгладбахская Боруссия, клуб и его болельщики, до сих пор живут прошлым, тем самым, в котором Жеребята были одной из ведущих команд Европы. И это фото 45-летней давности слишком большое не только для маленького конференц-зала, но и для нынешней Боруссии в целом. В мире современного футбола, в котором все большее количество денег достается все меньшему количеству клубов, и пробиться из одной касты в другую становится все сложнее.

По мнению многих болельщиков, Фавр является лучшим тренером команды со времен творца тех самых Жеребят 1970-х гг. Хеннеса Вайсвайлера, и он способен вернуть гладбахцев в элиту европейского футбола. Еще в начале текущего сезона он осторожно отрекался от больших амбиций: «Будем реалистичны – этот год станет для нас годом стабилизации». «Шаг за шагом, игра за игрой, год за годом» – так можно сформулировать подход тренера Боруссии. Однако шаг за шагом он приближается к границам видимых возможностей своего скромного клуба, и в один день, возможно, достигнув их, он решит перебраться в другой, менее ограниченный клуб.

Его имя на ряду с именем Томаса Тухеля все чаще всплывает в слухах о возможном преемнике Гвардиолы на посту наставника Баварии. Все-таки 30 лет назад во время своих выступлений в швейцарском Серветте нынешний босс мюнхенского клуба Карл-Хайнц Румменигге делил отельный номер именно с Фавром, который, по словам Калле, уже тогда был «свихнут» на футболе. Если это случится, Гладбах может потерять надежду на новые легенды и титулы, которых здесь заждались так, как мы все заждались нового альбома System Of A Down. Сиречь очень. Но пока что эту надежду охраняет Люсьен Фавр.