Еще недавно казалось, что околофутбольное действо в Италии под названием "кальчополи", или "моджиополи", достигло своего апогея.
Особенно после того, как был примерно наказан туринский «Ювентус», вынужденный расплачиваться за грехи своего бывшего генерального директора, и к ответственности были привлечены некоторые судьи и чиновники от футбола. Оставалось лишь провести судебный процесс над Моджи и его одиннадцатью сообщниками.
Однако теперь выясняется, что прошлогодний скандал в кальчо явился лишь первым актом драмы, продолжительность действия которой не может сейчас предсказать никто. Вот уже несколько недель, как тема «кальчополи-2» не сходит со страниц итальянской прессы, хотя и не в таких масштабах, как это было в прошлом году.
Южный ветер перемен
Второй акт начался с сообщений из Неаполя, где прокуроры Филиппо Беатриче и Джузеппе Нардуччи, уже известные по расследованию первого дела, не успокоились на полученных прежде результатах и продолжили свою работу. Помимо расшифровки записей телефонных разговоров Моджи, присланных прокуратурой Турина, неаполитанские прокуроры и следователи при помощи римских коллег обнаружили целый ряд других телефонных контактов между теми же персонажами. В результате их прослушивания и допроса причастных к делу лиц удалось выявить еще одну разветвленную сеть по обмену информацией, центральным звеном которой стал все тот же Моджи. Оказывается, последний не был таким уж наивным, чтобы передавать по обычному сотовому телефону все необходимые указания судьям и всевозможным посредникам. Для подстраховки и конспирации он приобрел для себя и своих доверенных лиц sim-карты в Швейцарии и Лихтенштейне. Они использовались в крайних случаях: сообщения были весьма краткими и напоминали, скорее, обмен шифрованными посланиями, нежели обычную телефонную беседу. Вот один из таких разговоров между Лучано Моджи и Пьерлуиджи Пайретто, который был ответственным за назначение судей.
У первого из них звонит телефон. «Алло! Это Джиджи (уменьшительное от Пьерлуиджи. — Ред.). Открывай». На этом разговор заканчивается, однако подобные лаконичные контакты регулярно повторялись с участием одних и тех же лиц и в основном между Моджи и арбитрами. Римским и неаполитанским следователям пришлось изрядно потрудиться, чтобы добраться до смысла этих секундных контактов, сопоставляя их с более продолжительными разговорами (в среднем по 4—5 минут) по итальянской сотовой сети.
И результаты превзошли ожидания, после чего неаполитанская прокуратура сделала такое заключение: Моджи&Со совершили «целый ряд преступлений», включая «добывание секретных и конфиденциальных сведений, касающихся следственных дел или дел, которые вели органы федерации футбола, с целью предрешить результаты матчей. Они действовали не только в плане спортивном, но и способствовали нарушениям финансово-экономического характера».
Клубок распутывается, дело запутывается
Все это обернулось тем, что в поле зрения следователей попали еще 15 игр чемпионата Италии-2004/05 (результатами других 24 матчей следственные органы занимались в прошлом году). На этот раз в числе подозреваемых оказались также девять человек. Это спортивный директор клуба «Мессина» Мариано Фабиани, считающийся одним из наиболее деятельных сообщников Моджи, и судьи Массимо де Сантис, Сальваторе Ракальбуто, Тициано Пьери, Паоло Бертини, Марко Габриэли, Стефано Кассара, Антонио Даттило и Джанлука Папареста. Тот самый Папареста, которого Моджи, будучи недовольным его судейством матча «Реджина» — «Ювентус», запер в судейской комнате. Тогда арбитр был признан «жертвой» Моджи, но сейчас ему, как и другим его коллегам, инкриминируется «участие в преступном сговоре». В числе подозреваемых по этой статье оказался и боковой судья Марчелло Амброзино. Еще 27 человек, включая бывшего президента федерации футбола Франко Каррару, подозреваются в «мошенничестве при проведении спортивных соревнований» (но это не уголовная статья).
Что касается вышеназванных матчей, в том числе с участием «Юве», то арбитрами на них работали почти все указанные лица, и действовали они весьма однобоко — с целью содействовать успеху «Ювентуса» или команд, входящих в «систему Моджи», и осложнить жизнь их прямым конкурентам. Результат одного из этих матчей вызвал наибольшую реакцию в футбольном мире. Речь идет об игре «Юве» — «Милан», состоявшейся в Турине 18 декабря 2004 года. Хотя она закончилась нулевой ничьей, в заключении неаполитанской прокуратуры говорится, что ее «результат был заранее предопределен путем мошеннического сговора» и что судья Бертини, действуя по указке Моджи и Фабиани, судил так, чтобы обеспечить именно такой счет. Следователям удалось выяснить, что в канун игры были зафиксированы 42 телефонных разговора с участием Моджи, Бертини и Фабиани.
Длинные руки
Вот что говорит по поводу этого матча игрок «Милана» Гаттузо: «Помню, как Каладзе сразу же обратил мое внимание на странный характер этого матча, и я был согласен с ним. Не забуду, как Кака вышел на ударную позицию у ворот «Юве», двое наших против одного ювентинца, и тут арбитр остановил его, хотя и дал свисток в нашу пользу». И то, что этот матч попал в список сомнительных, породил разговоры о возможности присуждения миланскому клубу «скудетто»-2004/05, которого был лишен «Ювентус». Но руководство «Милана» пока не спешит делать какие-то решительные заявления, ибо сам клуб был замешан в деле о кальчополи.
Острую реакцию потерпевших вызвали результаты еще двух матчей: «Мессина» — «Фиорентина» (1:1) и «Лацио» — «Ювентус» (0:1). В первом случае арбитр Папареста дал несуществующий пенальти в пользу «Мессины», а во втором — победе «Юве» поспособствовал боковой судья Амброзино. Чувствуя всевозрастающую роль судей в исходе футбольных поединков, руководители «Фиорентины» и «Лацио» еще тогда обратились к Моджи, что и было зафиксировано в прослушанных телефонных разговорах. В результате оба клуба понесли наказание в виде отнятых у них очков, но теперь, естественно, они сами предстают жертвами околофутбольных махинаций. В частности, в канун названных матчей наблюдались активные телефонные переговоры между Моджи и его сообщниками.
В заключении прокуратуры говорится, что они стремились установить полный контроль над кальчо. Постаравшись оставить во главе футбольной федерации угодного им Каррару, они занялись сбором «информации (а это настоящие досье), чтобы дискредитировать Диего делла Валле (хозяин «Фиорентины». — Ред.), который противился избранию Галлиани президентом лиги, и Земана, выступившего с разоблачениями» (по поводу использования допинговых веществ игроками «Ювентуса»).
Неаполитанские следователи не остановились на этом и продолжили расследование, вызвав на допрос ряд лиц, причастных к кальчополи. Кое-кто из судей, в частности Папареста и Дондарини, сами обратились в прокуратуру «для прояснения ситуации». Часть арбитров была временно отстранена от обслуживания игр до конца нынешнего сезона, а другие попросились во «временный отпуск». И руководство нового судейского корпуса уже опасается, что для проведения последних туров в сериях А и В может не хватить собственных арбитров. Между тем общее число сомнительных матчей сезона-2004/05 возросло до 106.
Но самое главное, пожалуй, то, что следствию удалось перекинуть мостик от того сезона к сезону-2005/06. А это значит, что могут быть поставлены под сомнение многие результаты нынешнего сезона, и это чревато непредсказуемыми последствиями. Сейчас выясняются неизвестные ранее подробности всей околофутбольной аферы в целом, и следователи пытаются установить загадочную личность того, кого называют «главным судьей» или «главным в судейском корпусе», ибо он координировал действия своих сообщников в общей «системе Моджи». Разумеется, к делу вновь подключен глава отдела расследований федерации футбола Франческо Саверио Боррелли, бывший главный судья на процессе по нашумевшему в 1990-е годы антикоррупционному делу «Чистые руки».
Где же правда?
И вот совсем недавно было объявлено, что совсем скоро, уже в июне, должен начаться уголовный «макси-процесс», как его называют в Италии. Скамья подсудимых уготована Моджи и его сообщникам, которым было инкриминировано участие в кальчополи еще по прошлогоднему делу. Им могут составить компанию другие лица, выявленные в ходе расследования по делу о кальчополи-2, и наверняка будут представлены новые материалы, подготовленные прокуратурой Неаполя. Кроме того, к основному делу в виде дополнения будут добавлены выводы следствия по результатам матчей сезона-2005/06.
Вряд ли кто сейчас может предсказать, во что все это выльется, кто и какие клубы понесут наказание. Известно, что итальянское правосудие может годами рассматривать некоторые дела. Однако думается, что на этот раз, как и в прошлом году, оно будет вынуждено считаться с четкими сроками международного футбольного календаря. Ведь к началу нового сезона должен быть известен список клубов, участвующих в чемпионате и еврокубках. И снова неспокойно на сердце у болельщиков «Ювентуса», поскольку это название наиболее часто фигурирует в деле по кальчополи-2. Обозреватели, правда, полагают, что он вряд ли будет наказан столь сурово во второй раз. Скорее всего, «Юве» будет выступать в серии А, куда он уже пробился. Не исключено, однако, что команда может вновь лишиться какого-то количества очков или понести другое наказание. Как бы то ни было, предстоящие летние месяцы в итальянском футболе могут оказаться столь же жаркими, как и начавшийся май, поразивший итальянцев неожиданно наступившей засухой.
Гамэр Баутдинов