Большинство итальянцев уверены в том, что у них уникальная страна.
Обособленная, решительно отличающаяся от других европейских государств. Апеннинцам не нужно брать с кого-то пример — они лучшие во всем и всегда. По крайней мере, по их собственному мнению. Будь то кинематограф, кухня, архитектура. Или футбол.
Сильнейшие игроки мира родились в Италии — Джанни Ривера и Луиджи Рива, Сандро Маццола и Дино Дзофф, Паоло Росси и Сальваторе Скиллачи, Франко Барези и Роберто Баджо. Фабио Каннаваро и Джиджи Буффон. Самый титулованный клуб мира носит красно-черную форму и базируется в Милане. Сильнейшие тренеры, естественно, тоже родом с Апеннин. Идеальная картина, как ни посмотри.
Вот только забывают самоуверенные жители Сапожка, что трофеи остались в прошлом, а рассказы о былой славе для молодого поколения звучат, как сказки. В рейтинге УЕФА лучший итальянский клуб — все тот же Милан — занимает 14-е место, в рейтинге ФИФА сборная, не вышедшая из группы на двух последних чемпионатах мира, идет на 9-й строчке, уступая, к примеру, Швейцарии. Обладатель скудетто Серии А в последнем розыгрыше Лиги чемпионов не пробился в плей-офф, хотя в национальном первенства побил все мыслимые рекорды. Сомнения начинают закрадываться.
"Футбол в Италии мертв", — заявил недавно эксцентричный агент Мино Райола. Слова дельца, для которого главная задача — обогатиться за счет руководителей клубов, едва ли стоит брать на веру, однако в этот раз он не так уж далек от истины. После провала на мундиале в своем бессилии расписались Чезаре Пранделли и президент Федерации Джанкарло Абете. Амбиции клубов на европейской арене не идут дальше слов. Постепенно даже среди местных жителей появляются те, кто теряет веру. Взгляды все чаще устремляются в сторону соседних стран. Где чемпионаты — действительно топовые, а сборные не только претендуют на победу в международных турнирах, но и выигрывают их.
"Футбол в Италии мертв", — заявил недавно эксцентричный агент Мино Райола. Слова дельца, для которого главная задача — обогатиться за счет руководителей клубов, едва ли стоит брать на веру, однако в этот раз он не так уж далек от истины.
Уход Абете спровоцировал бурную реакцию среди представителей руководства клубов Серии А. Аурелио Де Лаурентис, Джеймс Паллотта, Андреа Аньелли и Барбара Берлускони в один голос высказались за то, что "система требует решительной реформы и президента, который откажется от методов своего предшественника". Никто не упоминает Деметрио Альбертини, но очевидно, что именно бывший футболист Милана является одним из наиболее желанных кандидатов на освободившийся пост. С другой стороны, Маурицио Дзампарини, Клаудио Лотито и Адриано Галлиани выступают за Карло Тавеккьо — 71-летнего президента Лиги аматорского футбола, который вовсе не похож на человека, стремящегося к инновациям.
Противостояние Барбары Берлускони и Адриано Галлиани на этой почве приобретает новые черты. Леди Би настроена решительно гнуть свою линию, и у синьора Сильвио вскоре снова могут возникнуть проблемы. Комментируя победу сборной Германии на чемпионате мира, его дочь не могла не воспользоваться возможность, спроецировать успех немцев на реалии кальчо. "Фундамент этого триумфа был заложен давно. Еще в начале 2000-х, когда руководству Федерации Германии хватило смелости поменять людей на важных должностях и сменить вектор развития. В этой стране футбольные власти продемонстрировали, что умеют смотреть в будущее и работать по четкому плану. Вкладывать солидные деньги в работу с молодежью, строить стадионы, держать все под контролем. В Италии этого никогда не было. Такое впечатление, что всем плевать", — заявила Барбара.
Еще в марте Берлускони приводила в пример Германию, когда говорила о необходимости принятия смелых преобразований.
Еще в марте Берлускони приводила в пример Германию, когда говорила о необходимости принятия смелых преобразований. "Наши клубы недооценивают важность выступлений на международной арене – успехи в Европе приносят доход, облегчают работу на рынке, а представители Италии с каждым годом зарабатывают все меньше. В 2000 году три из пяти самых прибыльных клубов Европы были итальянскими. Сейчас же мы очень отстаем. Модель футбола будущего – это объединение спортивных достижений и умений рекламщиков, финансистов, менеджеров. Успех на поле будет приходить к тем клубам, которые занимаются грамотной коммерческой деятельностью, имеют эффективную стратегию", — заявила Леди Б в интервью FourFourTwo. Также она отметила, что нельзя тратит все силы и энергию на спортивную составляющую, необходимо думать о футболе как о бизнесе. Но вот что интересно — новый тренер Милана Филиппо Индзаги тоже в восторге от "немецкой модели".
"Великолепные игроки, великолепная команда, великолепная организация" — такая надпись появилась на странице Пиппо в Facebook после финального свистка матча на Маракане. Представляя Индзаги на его первой пресс-конференции, Адриано Галлиани подчеркнул, что Филиппо вдохновляют выступления Бундестима на чемпионате мира. "Хотите узнать, как будет играть Милан Пиппо? Посмотрите матчи сборной Германии, обратите внимание на движение полузащитников и нападающих", — подчеркнул вице-президент россо-нери.
Представляя Индзаги на его первой пресс-конференции, Адриано Галлиани подчеркнул, что Пиппо вдохновляют выступления Бундестима на чемпионате мира. "Хотите узнать, как будет играть Милан Пиппо? Посмотрите матчи сборной Германии".
Еще работая с Примаверой, Индзаги говорил, что является поклонником формации 4-3-3 в том варианте, в котором ее использует Хосеп Гвардиола. Высокий прессинг, активные фланги, игроки в центре поля, каждый из которых может исполнять функции диспетчера. Понятное дело, что чемпионов мира мы в Милане не увидим — прошли те времена, когда клубы Серии А могли покупать лучших и самых дорогих исполнителей. Филиппо придется создавать "эконом-вариант" команды, которая стала сильнейшей на планете.
Поклонники россо-нери уже сравнивают Найджела де Йонга с Бастианом Швайнштайгером и сходятся во мнении, что Рикардо Монтоливо будет "миланским Кроосом", а Стефан Эль Шаарави — "красно-черным Месутом Езилом". Где найти "Хедира" и "Мюллера" для этого Милана? Сможет ли Маттиа Де Шильо стать "Ламом"? Понятное дело, что слова алленаторе не стоит воспринимать настолько буквально, но возможно ли качественно и эффективно привить идеи команды Йоахима Лева игрокам, которые определенно уступают в классе немецким сборникам?
Особняком, как обычно, стоит Марио Балотелли. Речь идет не только о том, что по своей манере игры он — далеко не жертвующий собой ради блага команды Мирослав Клозе. Индзаги утверждает, что уверен в своем нападающем, пытается огородить его от льющейся со всех сторон критики и сделать так, чтобы Марио почувствовал себя лидером команды. В том же время Филиппо пообещал, что "простит любую ошибку на поле, но не за его пределами". Вскоре в Инстаграме Балотелли появилось фото футболиста с винтовкой и фраза "Большой поцелуй всем моим ненавистникам". Последнее предупреждение?
Возможно ли качественно и эффективно привить идеи команды Йоахима Лева игрокам, которые определенно уступают в классе немецким сборникам?
Цели у Берлускони и Индзаги – самые благородные, а ориентир они взяли действительно впечатляющий. Вот только скепсиса среди тифозерии хватает. В первую очередь – в отношении трансферной политики. Далеко не все понимают, что взять за четыре миллиона евро Адиля Рами и Алекса – сделка не менее удачная, чем подписание Давида Луиса за сумму с семью нулями. Кризис нельзя преодолеть мгновенно – особенно, когда речь идет не о коллапсе одного отдельно взятого клуба, но системы в целом. Такие проблемы решаются постепенно, шаг за шагом. Необходим проект, а взять за пример концепцию, по которой была лучшая сборная мира – не самая плохая идея.