Тема итальянской геральдики так полюбилась читателям, что мы сразу же задумали продолжение. Остались неохваченными как часть клубов Серии А, так и низшие лиги (Серия В и разделенная на три подгруппы Серия С), где также обитают достаточно известные команды. Что же, приступим.

Милан

"Россо-нери", красные и черные. Знакомые каждому болельщику цвета Милана – идея англичанина Герберта Килпина, одного из основателей клуба. Яркая, контрастная расцветка привлекает своей эстетикой. "Красный – как огонь и черный – как страх, который испытывают противники". Команда быстро обзавелась прозвищем "дьяволы", благо цветовая гамма соответствовала.

Изображение дьявола часто попадало на эмблему Милана. Первые эксперименты начались в 1960-е, также известна версия 1980 года, именуемая "Diavoletto". Клуб, тем не менее, регулярно возвращался к традиционной овальной форме эмблемы, появившейся в 1920 году. Никакой чертовщины: красно-черные полосы и флаг Ломбардии – красный крест на белом фоне. К слову, щиток с ломбардским крестом время от времени появляется на основной форме миланцев – например, в сезонах-2014/15 и 2015/16.

Интер

Клуб-антагонист Милана, основанный в 1908 году. Синий цвет изначально был "оппозиционным" красному миланскому. Тогда же появилась и классическая эмблема Интера: монограмма FCIM на золотом фоне, вписанная в черный и синий круги. Ее непосредственным автором стал основатель Интера Джорджо Муджани, бывший заодно художником и карикатуристом.

Эмблема, однако, не раз менялась в ходе клубной истории. Причины были разными: объединение с Унионе Спортива Миланезе в 1928 году, вынужденное переименование в "Амброзиану", наконец, маркетинговые соображения. Особо выделим эмблему со змейкой, которая использовалась с 1979-го по 1990-й. Это не просто змея, а перерисованный бишьоне — змей, изображенный на геральдике Милана и других городов Ломбардии.

Ювентус

Возможно, самая простая в мире эмблема футбольного клуба. Нарочитый минимализм. Двухполосная буква "J", которую легко нарисовать даже ребенку – к примеру, сыну Лео Месси. На первый взгляд это нововведение казалось забавным и вызвало массу пародий, однако новый логотип гармонично смотрится на игровой форме, а главное – задает тон корпоративному стилю Ювентуса.

История клубных цветов довольно занятна. Поначалу использовались розовый и черный, но многочисленные стирки не щадили яркие тона. Поставлять форму вызвался англичанин Джон Сэвидж, имевший связи с Ноттингемом. Так в Турине и появились черно-белые футболки, принадлежащие английскому Ноттс Каунти. Ювентус с тех пор поддерживает с этим клубом дружеские отношения – например, в 2011 году пригласил англичан сыграть в матче-открытие нового стадиона.

Фиорентина

На эмблеме Фиорентины никогда не было фиалок, так что это прозвище уместно лишь созвучностью с названием клуба. Там всегда была изображена лилия, традиционный геральдический символ Флоренции (и многих других городов). Поначалу клуб имел бело-красные цвета, совпадающие с городскими, но в 1929 году команда сыграла в фиолетовом, что сразу же пришлось по вкусу болельщикам.

Эмблема неоднократно меняла форму: ромб, круг, вовсе без щитка. Слегка корректировалась и лилия, вплоть до стилизации под алебарду. Наконец, в 1991 году появилась нынешняя вариация эмблемы – ромбоидальная, с ранее не использовавшимися фиолетовыми вставками.

Беневенто

Переходим к низшим лигам и стартуем с оригинальной эмблемы Беневенто, где изображена ведьма на метле и в характерной шляпе. Дело в том, что 60-тысячный городок Беневенто с давних пор носит славу "города ведьм". Считалось, что туда, к волшебному ореховому дереву, слетались колдуньи со всей Италии. Вероятно, корни этой славы уходят к племени лангобардов, которые проводили там свои языческие обряды. Клуб решил использовать этот стереотип и мгновенно обзавелся прозвищем "ведьмы". Вкупе с городскими красно-желтыми цветами получается довольно яркий образ.

С этим определенно не согласен FourFourTwo, включивший эмблему Беневенто в двадцатку худших в мире – мол, несолидно играть против Ювентуса, нося футболки с изображением ведьмы. Это они еще не видели старое лого клуба, использовавшееся с 1990 по 2005 год.

Палермо

Вот эмблему Палермо англичане (другие, из DailyMail), напротив, оценили высоко – аж седьмое место в рейтинге лучших. Она привлекает оригинальным сочетанием черного и розового цветов. Они были выбраны руководством клуба в 1907 году вместо использовавшихся ранее красно-синих, а насчет их появления есть разные версии. Одна из них романтическая и содержит метафоры: розовый – сладость побед, черный – горечь поражений. Другая сводит всё к бытовой теме футболок, линявших после стирки.

Орел, изображенный на эмблеме, является символом города. Клуб часто экспериментировал, с нуля переделывая свой логотип, но нынешняя версия, появившаяся в 2000 году, определенно наиболее удачная.

Венеция

Здесь изображен Лев святого Марка – известный символ, ассоциирующийся в первую очередь с богатой и могущественной Венецианской республикой, существовавшей с конца VII века по 1797 год. На клубной эмблеме лев изображен анфас, зато остальные атрибуты (крылья и раскрытая книга) вполне каноничны.

Любопытна история становления клубных цветов. Изначально Венеция-клуб была красно-синей, но в 1909 году было решено поменять окрас из-за того, что аналогичную расцветку имела Дженоа, клуб из исторически враждебной венецианцам Генуи. Новыми цветами стали черный и зеленый, а когда в 1987 году Венеция объединилась с соседним клубом Местре, к ним также добавился оранжевый. Такое изобилие привело к неразберихе: каждый сезон цвета основной формы меняются, и это не всегда по нраву болельщикам.

Энтелла

Углубляемся дальше, в Серию С. Здесь бросается в глаза эмблема клуба Виртус Энтелла, где изображен забавный чертик. Это тот случай, когда болельщицкое прозвище перебралось на официальную символику. Дарио Коста, фанат клуба, впоследствии ставший его президентом, в 1930 году назвал игроков команды "черными дьяволами" за страсть, которую они демонстрировали на поле – Энтелла тогда играла в форме черного цвета.

В 1961 году клуб вернулся к историческим бело-голубым цветам. Они не просто так напоминают аргентинские – в этой стране жил Энрико Саннаццари, один из основателей и первый капитан Энтеллы. Он носил прозвище "пиковый туз" за соответствующее изображение, которое носил на футболке – ох уж эти романтические 1910-е.

Для справки: клуб базируется в 27-тысячном городке Кьявари, расположенном неподалеку от Генуи. Энтелла – название местной реки.

Зюдтироль

Какая-то слишком немецкая эмблема, не говоря уже о названии. Дело в том, что этот клуб представляет Южный Тироль – наиболее северный регион Италии, доставшийся ей по итогам Первой мировой войны. Там живут люди, говорящие преимущественно на немецком языке и ориентированные на соседнюю Австрию, что ранее приводило к напряженности, доходило даже до терактов против инфраструктуры в 1960-е. После образования ЕС, появления общей валюты и возможности свободного пересечения границы конфликт был практически исчерпан.

Эмблема двуязычная: Bolzano и Bozen – названия одного и того же города по-итальянски и по-немецки. Прозвища команды тоже принято указывать в двух вариациях ("бьянкоросси" и "рот-вайсс"), даже в клубном гимне есть итальянские и немецкие куплеты. Что же касается самой эмблемы, то интереснее всего ромбовидный узор. Он не просто так напоминает логотип мюнхенской Баварии. Это сознательное решение: в Южном Тироле немецкий гранд очень популярен – в конце концов, от Больцано до Мюнхена менее 300 километров.

Катанья

Завершаем обзор еще одной командой из Сицилии. Эмблема Катаньи выглядит несколько странно: "олдскульный" мяч и слон, прячущийся за щиток (и да, она тоже попала в вышеупомянутый список худших). Интереснее всего, откуда там появился слон – животное, никак не ассоциирующееся с европейской страной. Это символ Катаньи-города, изображенный также на его гербе, а фонтан с необычной базальтовой скульптурой слона является центральной городской достопримечательностью. Вокруг этого памятника ходит масса легенд. Одна из них даже гласит, что его принесла с собой лава, вышедшая из жерла расположенного неподалеку вулкана Этна (напомним, что базальт – вулканическая порода). Известно лишь, что статуя древняя, она уже существовала в XIII веке. Есть также свидетельства, что ранее на Сицилии обитали живые слоны.

Напоследок – романтическое описание клубной расцветки: "огненно-красный цвет Этны и голубой цвет моря". Красно-голубые полосы почти всегда использовались Катаньей, менялись разве что их оттенки.