В наши дни можно найти все меньше примеров преданности одной команде, да и в истории украинского футбола не так уж много игроков, которые на протяжении всей своей карьеры играли за один-единственный клуб. Дмитрий Шутков всю свою карьеру провел в донецком Шахтере. 
 
В представлении Шутков не нуждается, и красочно расписывать его достижение не имеет смысла. Шутков четырежды становился чемпионом Украины, столько же раз был обладателем Кубка, провел более двух десятков игр на европейской арене и долгое время оставался единственным из действующих футболистов донецкой команды, который принимал участие в чемпионате Советского Союза.
 
В первой части беседы с Дмитрием мы вспомним игровой путь футболиста, незабываемые моменты и памятные матчи.
 
"За год сумел накопить на видеомагнитофон"
 
- Дмитрий, вы успели провести один матч в союзном первенстве. Что это была за игра?
 
- Против ереванского Арарата. Я вышел на замену во втором тайме. Кстати, в один момент со мной дебютировал Сергей Ребров. Игра проходила в Абовяне, потому что ереванский стадион был дисквалифицирован. В игре Арарат — ЦСКА произошла драка между игроками в подтрибунном помещении. Арарату мы проиграли 1:2. Но получилось так, что я отстоял на ноль, а Сергей Ребров свой дебют ознаменовал забитым голом.
 
- Каким образом на вашу карьеру повлиял распад Союза? Это был плюс для вас, учитывая, что попасть в основу команды высшей лиги СССР было труднее?
 
- Вы абсолютно правы. В Шахтере была сумасшедшая конкуренция. Были Михаил Михайлов и Владимир Васютык. Андрей Ковтун проводил хороший сезон в последнем союзном первенстве. И когда СССР распался, опытные вратари Шахтера разбежались. Кто-то в Россию уехал, кто-то в Грецию, как Михаил Михайлов. Выпал хороший шанс вратарям дублирующего состава проявить себя.
 
- Каким вам вспоминается первый независимый чемпионат?
 
- Это было укороченное первенство. Двадцать команд разбили на две подгруппы. Все расстояние между городами мы преодолевали на автобусе. Ни разу не задействовался самолет. Перед нами была поставлена задача выиграть свою подгруппу. Увы, с ней мы не справились — заняли второе место, пропустив вперед симферопольскую Таврию. В игровом плане мне больше вспоминаются кубковые игры.
 
Очень драматичной выдалась игра 1/8 финала во Львове. Юра Беличенко после встречи поздравил с успешной игрой, сказал, что не ожидал таких уверенных действий от меня. Было приятно играть вместе с опытным Женей Драгуновым, который на правах старшего помогал дельными советами. Приятно и то, что не было никакой пиханины. В той встрече мы победили 2:1. В Донецке Карпаты сопротивления не оказали – 2:0. Затем в четвертьфинале мы выдали сумасшедший поединок против Днепра – 6:0. Никто не мог поверить в итоговый результат. А все благодаря стопроцентной реализации. В ответной игре мы пропустили быстрый мяч от Сергея Коновалова, но, тем не менее, выстояли (0:1). Увы, в полуфинале нас ожидало большое разочарование. Мы пропустили в финал харьковский Металлист, который в решающей игре за Кубок уступил Черноморцу.
 
- Для Шахтера принципиальной была встреча за 3-е место в чемпионате против Днепра?
 
- Самое противное, что только спустя время осознаешь, что это была игра за медали. На тот момент поединок за бронзу Шахтером не рассматривался как серьезное событие. Ехали в Запорожье с мыслью о том, что не выполнили главную турнирную задачу. Тогда только первые два места в чемпионате гарантировали попадание в еврокубки. Мы же в последнем туре не смогли обыграть Таврию на своем поле, которая в нашей подгруппе заняла первое место и квалифицировалась в финал. На игру в Запорожье, именно там проводился матч за третье место, мы приехали буквально за пару часов до начала. Был солнцепек, температура стояла за тридцать. Особого желания играть в такую погоду, да еще и фактически в товарищеском поединке, не было. В принципе Днепр победил заслуженно. Наверное, больше хотел выиграть. В первом тайме они забили два мяча, а потом легко довели дело до победы.
 
- Кто больше выделялся среди пары форвардов Шахтера – Сергей Щербаков или младший на три года Сергей Ребров?
 
- Я вам скажу, что оба Сергея — футболисты высокого класса. Щербаков после первого чемпионата уехал играть в Португалию, а Ребров ушел в Динамо (Киев).
 
- Правда, что Щербаков играл как бы спустя рукава, поскольку имел на руках несколько предложений от европейских клубов, в том числе и от ПСВ?
 
- Ерунда. Он играл с энтузиазмом, пускай и забивал меньше, чем Ребров.
 
- Какая была зарплата в Шахтере?
 
- Эквивалентная 100 долларам. За эти деньги люди тогда ездили в Польшу играть. Не хватали мы звезд с неба, понимаете. За первый независимый чемпионат я сумел накопить только на видеомагнитофон. Это вся роскошь, которую я мог себе позволить.
 
"С Лиллестремом даже не размялись"
 
- В 1994 году Шахтер взял серебро украинского первенства и стартовал в Кубке УЕФА. Игры с Лиллестремом были чем-то примечательны?
 
 
- Сейчас расскажу. В то время на разминку мы выходили обычно минут за семнадцать до стартового свистка и уже не покидали газон. Выходим в Норвегии по привычке на разминку за семнадцать минут, а нас не пускают. Оказывается, в еврокубках совершенно другой регламент. Организаторы матча сообщили, что за десять минут до начала встречи команды должны уйти в раздевалку. Лиллестрем спокойно себе размялся, а мы нет. Даже не почувствовали поля, отскока мяча от газона.
 
- Думаете, столь громкой оплеухи (1:4) в Норвегии избежали бы, если бы размялись?
 
- Конечно. Нам в первой же атаке Лиллестрем забил. Вскоре и второй мяч побывал в сетке наших ворот. Условно говоря, пока размялись, уже проигрывали 0:2. К тому же в первом тайме удалили Виктора Смигунова. В ответной встрече к 60-й минуте Шахтер вел 2:0. Обязаны были и третий мяч забивать! На последних минутах Серега Погодин бил в пустые ворота, но Лиллестрем спас защитник, непонятно откуда прибежавший. Вся игра шла под нашу дудку. За весь матч норвежцы создали один голевой момент на 45-й минуте. Во второй половине Шахтер играл без оглядки на собственные ворота. Лиллестрем плотно закрылся в своей штрафной. Жаль, не получилось дожать соперника.
 
- Через год Шахтер вылетел в 1/16 финала Кубке кубков. В роли обидчика горняков выступил Брюгге. Неудобная команда для Шахтера?
 
- Противная. Но в первом матче в Бельгии судья придумал гол в наши ворота. Вполне могли сыграть 0:0. Нам забили гол за три минуты до конца из чистого офсайда. После игры португальский судья подошел ко мне и признал свою ошибку. Но от этих извинений легче нам не стало.
 
- Спустя семь лет Брюгге выбил Шахтер из Лиги чемпионов…
 
- Я тогда не играл. Сидел на скамейке. В воротах стоял Ковалевски, а Шахтер на этот раз уступил Брюгге в серии пенальти.
 
- Дальше 1/8 финала Кубка кубков в 1990-е Шахтер не доходил. Это считалось успехом, не так ли? Кривенцов считает, что пройти Виченцу Шахтер вполне мог.
 
- А я полностью согласен с Валеркой. Это были первые шаги Шахтера в Европе, мы только нюхали порох. Какой международный опыт мог быть? Допущена была ошибка и с моей стороны в ответной игре.
 
- Что за ошибка?
 
- Я вышел подстраховать игрока. Хотел выбить мяч по флангу, чтобы пошло развитие нашей атаки. Но угораздило меня попасть мячом в набегающего игрока Виченцы! Так счет стал 1:2. А первый мяч Виценца забила после того, как Саша Коваль проиграл верховую борьбу Луизо.
 
- Объясните, за счет чего мог Шахтер пройти Виченцу, если в первом поединке в Донецке уступил 1:3?
 
- Да дело в том, что мы и в Донецке грубо ошибались. Уже на первой минуте наш защитник совершил непозволительную ошибку, выбивая мяч. Луизо открыл счет. Это все было от неопытности. В чемпионате Украины такого давления с первых минут никто не оказывал.
 
"Самый неудобный нападающий для меня – Роман Бондаренко"
 
- Какой еврокубковый матч вы бы вычеркнули из памяти?
 
- Уже никакой не вычеркнешь (улыбается). Все равно будешь вспоминать. Если быть предельно откровенным, пожалуй, игра на Стадио Олимпико против Ромы худшее мое воспоминание. Шахтер уступил 0:4, пропустив все мячи во второй половине второго тайма. Я не выручил команду.
 
- Это игра, кажется, стала для вас последней игра на международной арене…
 
- Так и есть. После той встречи основным вратарем Шахтера стал Богдан Шуст.
 
- Что после игры сказал Луческу?
 
- Ничего приятного. Какие могут быть слова после 0:4? Естественно, только негативные. Спустя несколько лет, когда мы прошли Рому в 1/8 финала Лиги чемпионов, Луческу спросил меня: "Дима, а помнишь ту игру в Риме"? "Конечно. Я ее на всю жизнь запомнил", — ответил я.
 
- Еврокубковые матчи по накалу сопоставимы с играми Динамо и Шахтера?
 
- По накалу – да. Накручивать или настраивать кого-то из игроков не надо. Все понимают ответственность противостояния. На Динамо всегда настрой сумасшедший. Еврокубковые поединки бывают разные. Одно дело – групповой раунд Лиги чемпионов, совершенно другое, скажем, квалификация Лиги Европы.
 
- У вас были друзья в Киеве?
 
- Были приятели. Вот, например, Владислав Прудиус. Помню, как-то в составе сборной отправились в турне по США. От Шахтера поехали только я и Сергей Попов. Прудуис тогда играл за Динамо. Ну, вот мы втроем здорово общались.
 
- Вы провели около двух десятков матчей против киевского Динамо. Какой самый запоминающийся?
 
- Финальный поединок на Кубок Украины в 2002 году. Я вступил в игру минуте на пятнадцатой первого тайма вместо травмировавшегося Ковалевски. Поединок получился на загляденье. Динамо вело 2:1, но в итоге Кубок достался Шахтеру — 3:2. Воробей в дополнительное время забил решающий мяч.
 
- Какой гол стал наибольшим разочарованием?
 
- Как-то мы проиграли в Донецке 0:2 при равной игре. Это был, кажется, 1998 год (что-то напутал Шутков. Скорее всего, Шутков вспомнил поединок 1996 года, когда в Донецке киевляне одержали победу 3:1 – прим. Э.З.).
 
- В середине 1990-х Шахтер на протяжении трех лет исправно проигрывал Динамо. Не было ощущения безнадеги в играх с извечным тогдашним чемпионом страны?
 
- Динамо играло в полуфинале Лиги чемпионов. Этим все сказано.
 
 
- В 1990-е годы матчи Динамо — Шахтер не носили гордой вывески "классико". Согласитесь, что атмосфера вокруг этих матчей накалилась в начале 2000-х?
 
- Так и есть. За точку отсчета можно взять нашу победу на Олимпийском (2:1) в присутствии семидесяти тысяч зрителей.
 
- Вы приняли участие в пяти финалах Кубка Украины. Какой из них по накалу был самый-самый?
 
- Прежде всего, все они дороги для меня. Выделю еще раз финал 2002 года. На втором месте – финал 1995 года. Тогда я совершил самый важный сэйв, парировав удар днепрянина Бориса Финкеля с пенальти. Памятен он еще и потому, что это был первый Кубок Украины для Шахтера. Интересно, что вместе с Кубком нам вручили незаполненные грамоты. Пока мы радовались победе, лежащую рядом с Кубком пачку грамот забрали, а взамен положили другие. Не сложно догадаться, что в тех, первых, были вписаны фамилии игроков Днепра.
 
- Кто из форвардов вам больше всего забивал?
 
- Никогда не вел статистику.
 
- Хорошо, кто из нападающих доставлял больше всех хлопот?
 
- Роман Бондаренко из запорожского Торпедо. Волевой, крепкий и настырный парень. Прекрасно играл на втором этаже. Удар с левой был поставлен здорово.
 
- Леоненко побаивались?
 
- Леоненко слыл технарем. Хитрый был. В плане ударов выделялись Шевченко и Ребров. Если сейчас мячи уже такие, которые сами изменяют направление полета, то тогда замысловатым ударом владел Сергей Ребров. Мяч после его удара резко падал вниз.
 
- Когда кипер пропускает между ног — это обязательно стыдно?
 
- Если смотреть с трибуны – да. А вообще – далеко не всегда. Когда игрок наносит удар "между" с двух-трех метров, вратарь физически не может свести ноги.
 
Эльдар Зарипов, Football.ua