Чемпион Украины 1992 года в составе Таврии, а ныне — агент ФИФА Сефер Алибаев в интервью Football.ua рассказал о своей игровой карьере, работе агента и ситуации в Таврии.
"ЗА ДЕСЯТЬ ЛЕТ У ТАВРИИ НЕТ НИ ОДНОГО СВОЕГО ВОСПИТАННИКА. ВОТ ВАМ И ПРАВЛЕНИЕ БЫВШЕГО ПРЕЗИДЕНТА"
- В одном из интервью вы сказали, что Таврия – родная для вас команда. Поэтому не сомневаюсь, что вы знаете больше, чем знаем мы, журналисты. Что происходит в этом клубе в последние несколько лет?
- Ну, как "несколько лет"… Бардак там начался после Семена Иосифовича Альтмана. Не знаю, по какой причине его убрали, но дальше пошла неразбериха. Мое мнение – не нужно было увольнять этого специалиста. Тем более, команда занимала шестое место. Альтман – из людей, которые могут создать пирамиду в клубе, начиная от детского футбола, заканчивая первой командой. Он всегда интересуется юношескими командами, дублем. Большой трудоголик. На мой взгляд, он бы навел порядок в клубе.
- Объясните, как можно, имея необходимые средства, управлять клубом так, чтобы с команды снимали очки, запрещали трансферную кампанию, футболисты могли расторгать контракты в одностороннем порядке?
- У меня закрадываются мысли, что это все делалось специально. В голове не укладываются многие вещи. Хотя даже в переделах Украины есть клубы, у которых подотчетна каждая копейка. Ладно, еще запрет на трансферы, это временно. Но в Крыму ведь запущена работа с детьми, никакой инфраструктуры для ребят, в частности, в Таврии. Беспорядок полнейший. В том же Металлисте, например, еще несколько лет назад денег было ненамного больше, чем у Таврии. Но деньги просто правильно распределялись. В итоге выбранный клубом вектор развития приносит результат.
- Интересует такой вопрос: с точки зрения клиентов, Дмитрий Селюк – едва ли не лучший в своем деле среди украинцев. Но с точки зрения руководителей клуба, какая может быть мотивация для сотрудничества с ним?
- Думаю, что руководители клубов учитывают его профессиональные качества.
- Я вот считаю, что все проблемы у Таврии начались ранее – с момента, когда в клуб начали приходить клиенты Селюка – именно он занимался "селекцией", а не соответствующий отдел, как это происходит в нормальных клубах.
- Возможно, вы правы. Тогда пришла группа футболистов, сотрудничавших с Селюком, соответственно был освобожден ряд игроков, которые, по поему мнению, могли еще помочь Таврии. Ну и, конечно, контракты, подписанные на условиях абсолютных полномочий агента…
- На ваш взгляд, Семен Альтман – одна их жертв или соучастник развала команды? Он ведь сделал революционные перемены, отказавшись от услуг Любеновича, Идахора, Галюзы, Корнева, Слободана Марковича?
- Непростой вопрос. Считаю, он жертва некоторых обстоятельств.
- А разве его кто-то заставлял брать в команду всех клиентов Селюка?
- Руководство назначило Селюка вице-президентом и ответственным за результат. Он ведь также практически одновременно с Альтманом покинул клуб.
- А он имел право последнего голоса, когда принимались решения по тому или иному футболисту?
- Думаю, решения принимались совместно.
- Каким вы видите будущее Таврии как клуба? Правильные ли шаги предпринимает менеджмент клуба во главе с Александром Бойцаном, чтобы выйти из кризисной ситуации?
- Он заложник ситуации, которую пытается исправить. Не все так просто – есть уйма вопросов, которые нужно решать. Как видим, вопросы по инфраструктуре уже решаются – я имею в виду базу, а также недавно построенное для своей школы футбольное поле. Ну и стадион, конечно, нужно подводить к соответствующим требованиям. Не семимильными шагами, но продвижения вперед заметны.
- Кого вы считаете виноватым в первую очередь в создавшейся в Таврии ситуации?
- Непосредственно Фирташ этими футбольными делами не будет ведь заниматься. Есть управляющие, с которых и спрашивают все владельцы клубов. Так происходит в Шахтере, Металлисте, Днепре… Бюджет того же Черноморца сопоставим с бюджетом Таврии, а результат…
- Неужели?
- Да! Таврия ежегодно должна быть в пятерке и участвовать в еврокубках. Денег еще хватило бы и на детей. А так – за десять лет ни одного своего воспитанника. В первой части сезона молодежь ведь от безысходности играла. Вот вам и правление бывшего президента.
- Как вы оцениваете увольнение Христопулоса?
- Оно откровенно напрашивалось. Нашего отечественного специалиста после такой серии поражений давно бы уволили – он был бы уже с "ярлыком". А зарубежные специалисты сами не уйдут, потому что у них грамотно составленные контракты. Мне кажется, все закономерно. Необходимы серьезные изменения, которые пойдут на пользу команде.
- Думаете, Таврия сможет сохранить прописку в Премьер-лиге?
- Вполне.
"ПРЕМЬЕР-ЛИГОЙ МОГ БЫ УПРАВЛЯТЬ САФИУЛЛИН. ОН СУМЕЛ БЫ ДОГОВОРИТЬСЯ СО ВСЕМИ"
- На примере Таврии, можно ли говорить об общих тенденциях украинского футбола? Имею в виду низкосортный менеджмент. Те же Кривбасс и Арсенала по сути сами виноваты в своей смерти – они даже не старались заработать на свое существование.
- Дело в том, что в Украине зарабатывать на футболе очень тяжело, практически невозможно. Хотя определенная работа в этом направлении ведется. Но, в общем, все клубы ведь убыточны – это не секрет, даже если кто-то и заявляет о своей самоокупаемости. Мне кажется, нужно по-другому распоряжаться деньгами. Конечно, если бы клуб сам зарабатывал на свое существование, то более ответственно относился к тратам.
- Наверняка у вас есть свое мнение о целесообразности существования украинской Премьер-лиги. Сейчас многие, в том числе, собственники клубов, говорят о том, что такая Премьер-лига им не нужна.
- Президенты клубов должны выбрать авторитетного руководителя для Премьер-лиги.
- Согласитесь, что не приехать на собрание клубов УПЛ – это в своем роде тоже наплевательство, ведь ранее можно было выдвинуть своего претендента на пост президента, а не сидеть и жаловаться?
- Да. Я считаю, что это пассивная позиция. Странно, почему те же Динамо или Днепр не выдвинули своего кандидата на выборы нового президента УПЛ. А теперь многие из-за неявки президентов стали заложниками ситуации. Например, как сейчас быть игрокам Арсенала? Де-факто, команда снялась с чемпионата, а игроки до сих пор с действующими контрактами, которые перед ними уже не выполнят, и перейти в другие клубы они тоже не могут. А Арсенал не исключили из состава УПЛ только из-за отсутствия кворума.
- Вы сейчас видите в Украине человека, который смог бы качественно управлять Премьер-лигой?
- Я считаю, это Равиль Сафиуллин. Но, видите, у него сейчас другая должность. Мне кажется, он сумел бы договориться со всеми клубами и недовольных практически не было бы.
- Предположим, вы – новый президент Премьер-лиги. Какие ваши первые шаги на этой должности?
- В первую очередь, взял бы финансовые гарантии с клубов, чтобы минимизировать риск снятия команд с чемпионата. Дальше – клубы должны четко действовать по регламенту: там прописаны определенные нормы по инфраструктуре, которые игнорируются. Например, до сих пор есть стадионы без подогрева, в то время как клубы тратят огромные деньги на зарплаты, которые можно перебросить на детский футбол.
- После распада Кривбасса и Арсенала пострадали сотни футболистов: от детей, юношеских и молодежных команд до игроков Премьер-лиги, которые не только остались без работы, но и без зарплаты. Как можно защитить игроков в подобной ситуации?
- Опять-таки, это одна из задач Премьер-лиги – предотвращать подобные инциденты, создавать финансовый пул, чтобы в экстренных случаях выплачивать футболистам деньги из своих резервов. Если допускаете неблагонадежный клуб к участию в чемпионате, значит нужно нести за это ответственность, потому что за эту ошибку расплачиваются сотни футболистов, которым не платили и которые так и не получат свои деньги, оставшись без работы.
- Вы наверняка постоянно были на контакте с Шацких и Шарпаром, которые с сентября не получали денег. Когда вы окончательно поняли для себя, что Арсенал умирает?
- Только когда команда не прилетела на выезд в Симферополь.
- Говорят, господин Онищенко дал зеленый свет на сотрудничество с Дмитрием Селюком. Якобы, его помощник, господин Сирота, часто бывал в офисе клуба, решал какие-то вопросы…
- Точно не знаю, но такие разговоры ходили.
- Какие истинные причины того, что Онищенко ушел из Арсенала?
- Истинные причины наверняка известны только ему. Но насколько известно мне, он так и не нашел взаимопонимания с прежними руководителями на предмет передачи клуба ему в собственность.
- То есть все было именно так, как говорил об этом Онищенко?
- Весной прошлого года все ребята ощутили, когда он протянул руку помощи. Он был готов инвестировать деньги в клуб. Но ему не дали такой возможности.
- Получается, клуб "похоронил" Вадим Рабинович?
- Нет. Копать надо глубже.
"В ЧЕМПИОНСКИЙ СЕЗОН ВСЕ ИГРОКИ ТАВРИИ ПОЛУЧАЛИ МЕНЬШЕ, ЧЕМ СЕЙЧАС ОДИН СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ ФУТБОЛИСТ КЛУБА"
- В вашем досье на одном из сайтов говорится следующее о детском периоде карьеры в родном Узбекистане: "…Когда ему было 15 лет, школа из-за финансовых неурядиц практически прекратила свое существование, тренеры разъехались по другим городам. Но с футболом он не расстался…"
- Все было немного не так. Просто из школы ушли толковые тренеры. В итоге, за наш возраст взялся новый "тренер", квалификация которого оставляла желать лучшего. Поэтому наша возрастная группа практически пропала.
- …и "Самых талантливых ребят взяла под опеку республика". Как это, "взяла под опеку республика"?
- Опять же – формулировка немного искаженная. Меня и еще одного мальчика в качестве самых способных заявили на турнир за команду, в которой парни были старше нас на два-три года. После него мы попали в список кандидатов юношеской сборной республики. Во времена Советского Союза различные юношеские сборные республик как минимум раз в месяц играли друг против друга. Вот однажды вызвали и нас, что стало для меня еще большим стимулом и толчком в карьере.
- Если посмотреть на вашу статистику футболиста, сразу же обращает на себя внимание тот факт, что вы закончили выступления очень рано. Правда, что когда только начинали карьеру, пообещали себе, что закончите в 30 лет?
- Примерно так и было. Во-первых, я ощущал, что не прогрессирую – это уже по факту. Не забывайте также, что в то время на 30-летнего футболиста тренеры и смотрели уже по-другому. Это сейчас взгляды изменились.
- Никогда не жалели? Делали попытки вернуться в футбол?
- Такие предложения у меня были, но мысленно я уже смирился с тем, что закончил. Ну, поиграл бы я еще год, может, вытянул бы два-три, а все равно ведь столкнулся бы с жизнью не футбольной.
- Вы считаете себя выдающимся футболистом?
- Да вы что, перестаньте.
- На вашем месте многие бывшие чемпионы Украины считали бы себя выдающимися.
- Ну, разве что нынешнее поколение. Наверное, у нас было такое воспитание – всегда быть не то, чтобы недовольным, но неудовлетворенным.
- Если бы играли в нынешнее время, думаете, выделялись бы на фоне других, скажем, на своей позиции левого защитника?
- Думаю, в той же Таврии играл бы. Единственное, что смущает – скорости в футболе, особенно в последние годы, возросли. Не скажу, что раньше были медленные игроки. Но сам футбол стал значительно быстрее.
- Как изменилась жизнь игроков Таврии после финального матча с Динамо, завоевания золотых наград?
- Практически никак.
- Может, много денег, машины, квартиры?
- Нет, конечно. Анатолий Николаевич Заяев никогда нас не баловал. Все было как-то обыденно: выиграли, сели в самолет, полетели. Кстати, у нас даже топлива толком не было. Садились на дозаправку в Ивано-Франковске, когда летели из Львова (матч за первое место проходил во Львове на стадионе Украина – прим. Ан.В.).
- А стол накрывали?
- Сразу по прилете в Симферополь клуб накрыл "поляну". Но все равно все выглядело так: выиграли чемпионат – ну и нормально. Если скажу, нынешние футболисты и не поверят, наверное: у нас денег тогда по большому счету и не было.
- А какой был тогда уровень зарплат в Таврии?
- О каком уровне можно говорить, если мы тогда все вместе получали меньше, чем сейчас один среднестатистический футболист Таврии? (Смеется).
- Вы счастливы, что выбрали для себя в жизни профессию футбольного агента?
- Счастлив? Просто это сфера деятельности, с которой я сам сталкивался в бытность футболиста. Это то, в чем я разбираюсь лучше всего, вот и все.
- Безусловно, сейчас влияние агентов, в частности, на украинский футбол огромнейшее. Какое свое достижение в роли агента вы считаете самым полезным для нашего футбола?
- Да ничего выдающегося, я считаю. Горжусь, что мои действия продлили футбольную жизнь бывшему игроку сборной Олегу Шелаеву. Когда меня спрашивают, сколько лет Олегу, отвечаю: "Всего 37" (смеется). Макс Шацких – тоже мой клиент. О его заслугах говорить, думаю, даже не стоит. Плюс есть ряд футболистов, правда, их не так много, которые прогрессируют. А это в современных условиях футбола тоже заслуга.
- Есть ли среди ваших клиентов игроки, с которыми вы сотрудничаете с самого начала карьеры агента?
- Да у меня практически все такие.
- В нынешней ипостаси можете ли позволить себе позвонить кому-то из бывших тренеров или партнеров, работающих в украинских клубах, чтобы помогли трудоустроить вашего клиента?
- Это моя обязанность. Но предлагать футболиста, не изучив его возможности, никогда не буду. Довольно быстро все проявится. В большой футбол по знакомству не заиграешь.
- После завершения выступлений вы занимались бизнесом вне футбола. Какие-то деньги для старта все-таки удалось насобирать за время игровой карьеры?
- Практически ничего не собрал.
- Никогда не было желания работать в Таврии? Как показывает практика, агенты – далеко не глупые люди, а кое-кто может запросто стать вице-президентом клуба. Вам это интересно?
- Да, в принципе, интересно заняться менеджерской деятельностью. Да и как агент, смог бы применить свои знания. Часто в украинских клубах раздутые штаты менеджеров. А есть клубы, сотрудничающие с определенными агентами, которые владеют полезной информацией даже в большей мере, чем селекционный отдел.
Анатолий Волков, Football.ua