Лучшие годы своей карьеры нападающий Сергей Гусев провел в Черноморце, с которым выиграл Кубок Украины, бронзовые медали независимого первенства и стал лучшим бомбардиром чемпионата Украины. На протяжении всей карьеры Гусев сменил десяток клубов, поиграл в Турции, Израиле и России, но достичь вершин за границей воспитанник Черноморца не сумел. В свое время Гусева очень хотел видеть в Локомотиве Юрий Семин, но футболист настолько любил Черноморец, что отказался от заманчивого в финансовом плане предложения, только бы играть в родной команде.

«Телесненко доломал Веа»

- Сергей, вы трижды заходили в Черноморец, причем все три раза на раннем этапе вашей карьеры. Каждый ли приход увенчался успехом?

- Все было постепенно. Сначала я попал в дублирующий состав Черноморца. После военной службы в одесском СКА вернулся в Черноморец и в 1988 году дебютировал в чемпионате СССР. Затем снова был сезон в СКА, где я начал много забивать. Это стало поводом возвращения в Черноморец. Но при Прокопенко я все равно играл нерегулярно, поэтому решил, что лучше я буду играть в первой лиге, чем сидеть на скамейке запасных в высшей. В итоге я перешел в Тилигул и стал там лучшим бомбардиром. После такого прыжка меня захотели снова видеть в Черноморце. Я безумно любил и люблю эту команду, поэтому согласился в третий раз стать Моряком. Третий заход можно назвать самым успешным. Мы выиграли Кубок Украины, взяли бронзовые медали чемпионата, и я стал лучшим бомбардиром первенства Украины.

-  А имели вы возможность в четвертый раз стать Моряком?

- Имел. Прокопенко приглашал меня, чтобы я помог Черноморцу в финале Кубка Украины-1994. Это после Турции было. Около недели я тренировался с одесситами, готовился сыграть в финале. Но мой контракт с турецким Алтаем истекал спустя пару дней после финального поединка, и турки запретили мне принять участие в финале. Вместо Черноморца я поехал играть в Израиль.

- Старт вашей карьере был дан в команде СКА (Одесса). Избежать армейской службы футболистам в то время нельзя было?

- Нет. Можно было писать настоящие детективные романы, как футболистов отправляли или насильно увозили в армейские команды. Приезжали из милиции и силой забирали. Когда я вернулся из расположения юношеской сборной СССР, меня насильно уволокли в Тирасполь, где я принял присягу и был определен в СКА (Одесса).

- Насколько успешными были ваши выступления в юношеской сборной СССР?

- Со сборной мы в Ленинграде выиграли турнир Гранаткина. Все складывалось неплохо. Я должен был ехать на юношеский чемпионат Европы, но получил серьезную травму. На этом мои выступления в юношеской сборной прекратились.

- Что собой представлял Черноморец последних лет советского футбола?

- Была приличная команда, костяк которой составляли молодые одесситы. Футбол показывали достойный. Наше поколение футболистов после развала СССР успешно зарекомендовало себя. Достаточно много интересных футболистов вышло из тех лет. Это братья Никифоровы, Цымбаларь, Виктор Гришко и другие.

- В последнем чемпионате СССР Черноморец занял четвертое место, опередив само киевское Динамо. Заслуженно?

- Вот о чем я и говорю. У нас была веселая, играющая команда. У всех команд неизбежны взлеты и падения. Мы находились на подъеме, а киевляне как раз переживали не лучшие времена. Не случайно, мы ведь потом и Кубок Украины сразу взяли и бронзу независимого чемпионата.

- Какие игры в чемпионате СССР запомнились?

- Мой первый матч. Я дебютировал на Республиканском, в игре против великого Динамо, в составе которого находились звезды советского футбола Бессонов и Заваров. Конечно, я все смутно помню, но факт свершившегося события на всю жизнь запомнился. Я провел на поле пятнадцать минут. Черноморец уступил 0:1.

- В игре с последними чемпионами СССР ЦСКА одесситы после первого тайма горели 0:3, и едва не спасли игру!

- Это когда 3:4 проиграли?

- Да.
- Честно говоря, перипетий той встречи я уже не помню. Но что был веселый матч – это да.

- Еще в советское время вы с Черноморцем попали в Кубок УЕФА…

- Когда существовал «железный занавес», каждая международная игра, особенно выездная, была незаурядным событием. Не так много матчей с зарубежными клубами мы проводили. Было непросто в психологическом плане.

- С Русенборгом довольно неожиданно справились?

- Нет, мы как раз прогнозируемо выиграли. Первый матч в Одессе мы провели великолепно, победили 3:1. В ответной игре хоть и проиграли 2:1, но ход встречи не позволял Русенборгу рассчитывать на общий успех.  Юра Шелепницкий еще в первом тайме забил норвежцам. В плане психологии в Тронхейме мы чувствовали себя раскрепощено, имея запас в два мяча.

- Чем памятны игры против Монако?

- Мы играли против мировых звезд. Монако возглавлял Арсен Венгер. Эттори, Пети, Созе, Веа – эти имена гремели на весь мир. Вот в этом противостоянии как раз уверенности в собственных возможностях нам не хватило. Робели мы перед именитой командой, а не надо было. Хотя сыграли вполне достойно. Дома 0:0, а на выезде проиграли 0:1. И знаете, я не скажу, что они нас безбожно возили. Имели небольшое преимущество и только.

- Молодой Веа на поле выделялся?

- Ну, он гол нам забил головой.

- В ответной игре Телесненко серьезно сломал Веа. Умышленно?

- Нет, что вы. Телесненко мой друг, кум и просто порядочный человек. Андрюха никогда не нанес бы игроку травму умышленно. Он всегда жестко встречал игрока. Это был его конек. Так и с Веа случилось — в жестком стыке либериец сломал ногу. Когда Веа упал, Телесненко подумал, что его ногу схватила судорога. Телесненко поступил как обычно поступают в таких случаях, начал выпрямлять ногу, растягивая икроножную мышцу. Короче, мы шутили потом над Андрюхой, дескать, он доломал Веа.

- Могли представить, что этот Веа спустя шесть лет возьмет Золотой мяч?

- Нет. По молодости Веа особо ничем не выделялся. Рядовой нападающий. Когда спустя годы смотрели за его игрой, думали, ничего себе, кто против нас играл.

- Интересно, что в Тронхейме на игру с Черноморцем пришло 40 тысяч, а в Монако – всего пять. Найдете объяснение?

- Мы сами были удивлены. Но нам рассказали, что в Монако футбол не котируется и стадион на всех играх полупустой. Все потому, что в Монако живут очень богатые люди, которым футбол не так интересен, как другие развлечения вроде казино. У нас в Одессе люди футбол намного больше любят, чем в Монако.

«У Никифорова удар был как у Кумана»

- Что вы почувствовали с переходом из советского футбола в независимый чемпионат Украины?

- Ничего. Потому что все ведущие игроки Динамо, Шахтера, Днепра, Металлиста, Черноморца, Металлурга остались в командах. Это потом, спустя год-второй, начался массовый отъезд за границу, и я уехал в том числе. Первые два независимых чемпионата были вполне интересными. Пять-шесть топовых команд были очень приличными. Конечно, когда приезжали в Шепетовку, понимали, что это несерьезный уровень. Но матчи с командами, которые играли в высшей союзной лиге, проходили весьма интересно. Заполняемость трибун была соответствующей.

- Черноморец мог взять золотые медали первого чемпионата, но якобы расслабился после того, как выиграл Кубок Украины. Доля правда есть?

- Есть. Почему так? Наверное, менталитет такой у нас.

- Второй сезон в чемпионате Украины для вас получился особенно приятным. Выигрыш гонки бомбардиров стал для вас неожиданным?

- Нет. Я уже был сформировавшимся нападающим. Перед этим в Тилигуле я стал лучшим снайпером первой союзной лиги, а еще перед этим прилично забивал в одесском СКА.

- В гонке снайперов вы опередили Виктора Леоненко на один мяч. Как вы относились к этому форварду? Лучший ли был Леоненко нападающий первых украинских чемпионатов?

- Без вопросов, форвард он класснейший, поэтому и играл в киевском Динамо. Леоненко был грозным нападающим, и забить больше его было очень почетно.

- В том сезоне вы стали, кстати, автором первого гола чемпионата Украины. Этот факт что-нибудь значит для вас?

- Это приятно. Но я вам скажу, что нам даже за выигрыш бронзы в чемпионате медалей не вручили, не говоря уже о каком-то формальном призе за звание лучшего бомбардира. Да что там – даже грамот не вручали никаких.

- Как вам игралось в дуэте с Гецко? И как распределялись ваши функции на поле?

- Мы абсолютно разноплановые форварды. Он игрок таранного типа. Более мощный, силовой. Я более играющий и поэтому действовал чуть из глубины, вторым форвардом. Мы прекрасно дополняли друг друга. Наверное, тренерский штаб специально подобрал такой тандем нападающих.

- После того, как стали лучшим снайпером чемпионата, не могли оказаться в Динамо?

- Звало много ведущих российских команд, но вот от киевского Динамо интерес не исходил.

- Второй ваш заход в еврокубки с Черноморцем получился историческим. Одесситы набили двенадцать мячей Вадуцу. Сколько мячей на вашем счету?

- Три или четыре.

- На самом деле – два. А вот Юрий Никифоров оформил «каре» в одной игре. Вам известны случаи, чтобы защитник столько забивал по ходу одной встречи?

- Нет. Юра — уникальный футболист. Он два мяча положил со штрафных. У него удар был как у Кумана. Он лупил как из катапульты.

- Игры с Олимпиакосом в Кубке УЕФА наделали много шума. Юрий Сак вспоминал: «Много разговоров ходило. Наверное, дыма без огня не бывает. За руку никого не поймали, но шумиха была нешуточная. Много разбирательств и все такое. Скажем так – ту встречу Черноморец провел не на должном уровне. Без вариантов». Что скажете в оправдание?

- В Греции мы выиграли 1:0, но нас так возили, что после игры мы были выжаты до последней капли. Счет на табло в нашу пользу и близко не соответствовал происходящему на поле. Нашему вратарю Суслову после той встречи можно было вручать звание лучшего голкипера мира. Он все тащил. И греки были действительно сильнее нас, что и доказали в ответной игре. Их победа 3:0 в Одессе не стала неожиданной.

Эльдар Зарипов, Football.ua