Football.ua представляет вашему вниманию интервью бывшего помощника Жозе Моуриньо в Реале.
Экс-игрок Сливочных Айтор Каранка ныне является главным тренером английского Миддлсбро, сейчас его команда проводит предсезонную подготовку на полях Марбельи. Испанская Marca пообщалась с «правой рукой» сеу Жозе в Мадриде и выведала ответы на главные вопросы времен их работы в столице Испании.
- Как так случилось, что вы стали помощником Моуриньо в Реале? Вы же с ним полные противоположности.
- По поводу будущей работы я не переживал, я приходил в Реал не незнакомцем, а человеком, который понимает свое предназначение. Я считаю, что это даже хорошо, что мы с Моуриньо так сильно отличаемся, это позволяет расти в профессиональном смысле. Сейчас я уже проработал с Миддлсбро восемь месяцев, с Реалом – три года, но полагать уже, что я все знаю в этом деле, наверное, было бы не правильно.
- Что вы поняли благодаря работе с Моуриньо?
- Много чего. Чтобы все это объяснить мне бы потребовалось два или три интервью (улыбается). Рядом с Жозе вы учитесь каждую секунду: методы управления командой, даже в сложные периоды; умение понимать игру; тренировочные процессы; разработка новых программ… Всему этому учишься, работая с профессионалами такого калибра. Ты словно архитектор или молодой юрист, которому выпала возможность на протяжении трех лет поработать с лучшим специалистом в своем деле.
- Сеу Жозе приглашал вас работать с ним в Челси. Почему вы отказались?
- Я поблагодарил его за доверие, но решил начать самостоятельную работу тренера. После трех лет сотрудничества с лучшим тренером в мире, я был полон гордости и чувства удовлетворения. Когда я возвращался в Мадрид, я даже и предположить не мог, что буду настолько важным членом тренерского штаба: отношения с игроками, пресс-конференции… Однако после трехлетнего периода я ушел в свободное плавание.
- Хотели бы вы встретиться лицом к лицу с Моуриньо в рамках Кубка Англии или Кубка Лиги?
- Конечно, но больше радости мне бы доставила встреча с премьер-министром (улыбается). У нас с Жозе очень теплые отношения. Я был несколько раз в Лондоне и видел, как он проводит тренировочные занятия.
- Ваш Мадрид выиграл три трофея: Примеру, Кубок Испании и Суперкубок. По мнению многих, вы противостояли лучшей команде за всю историю – Барселоне. Не считаете ли вы, что могли сделать больше?
- Мы никогда над этим не задумывались. Дело в том, что Моуриньо всегда отдавал себя работе на 200 %, и все, кто с ним работал, делали то же самое. Мне нравятся вызовы, особенно такого рода. Когда мы только прибыли – сразу поняли, чего требуют болельщики Реала. Тогда Барселона играла в захватывающий футбол: в первый год нашей работы она стала победителем Ла Лиги. Но позже было заметно, как команда устала от постоянных успехов и постепенно их усилия сходили на нет. В итоге мы сумели перехватить инициативу на внутренней арене.
- Ваша команда три года подряд вылетала на полуфинальной стадии Лиги чемпионов. Как считаете, может, вам не хватило удачи, которая сопутствовала Реалу в прошлом сезоне?
- Вполне возможно. Мы работали не покладая рук, но все время чего-то не хватало. Первый раз путь нам преградила Барселона, на второй год мы не смогли переиграть Баварию в серии пенальти: тогда 11-метровые удары не смогли реализовать Кака, Роналду и Рамос. Мы тогда были ближе всего к заветной Десиме. А в третий раз нам помешала дортмундская Боруссия: в первом матче они были фантастическими.
- У Моуриньо был действующий контракт с Реалом. Почему он решил не продолжать работу?
- Я думаю, что пришел предел нашей работе, обстановка в команде была очень напряженная. В сезоне 2011/12 мы сделали все, чтобы Мадрид стал чемпионом Испании. Последний наш совместный год начинался хорошо: мы выиграли Суперкубок, однако дела в Примере шли не лучшим образом. Тем не менее, мы вновь смогли выйти в полуфинал Лиги чемпионов и выйти в финал Кубка. Мы думаем, что это был не самый плохой сезон.
- За время работы в стане Королевского клуба вы провели 89 пресс-конференций. Не считаете, что вы были под давлением?
- Многие люди не правильно трактовали сей факт, они полагали, что это станет для меня обузой. Но, только вдумайтесь, представлять Реал Мадрид и Жозе Моуриньо… Да меня переполняет гордость! Я всегда считал, что это моя обязанность, я передавал прессе все слова тренера, ничуть не коверкая.
- Некоторые называли вас марионеткой в руках Жозе. Как вы на это реагировали?
- Вы знаете, этот факт расстроил больше Моуриньо, чем меня. Те люди не знали, как мы принимали решения, как мы советовались друг с другом. Но я не обращаю внимание на подобные заявления. Сейчас, наверное, многие считают, что три года в Реале для меня было пустой тратой времени. А в действительности получается, что у меня появилось три-четыре новых друга, с которыми я не перестаю поддерживать отношения.
- Вы чувствовали к себе несправедливое отношение со стороны прессы?
- Да, и не единожды. Я был игроком в течение пятнадцати лет – меня критиковали, хвалили… Да, иногда критики было чересчур много, но ни разу я не чувствовал к себе неуважение. Мне не было больно, было больно моей семье. Но я нисколько не желаю о своем отличном опыте в Испании.
- Считаете ли вы, что Моуриньо вносил раскол в «мадридизм»?
- Нет, я так не считаю. Жозе всегда старался поступить как можно лучше. Да, он принимал и сложные решения. Сейчас все, например, вспоминают ситуацию с Касильясом. Но я уже говорил об этом тысячу раз: это решение было принято не в одночасье. У нас было время, чтобы решить, что будет лучше для команды. Однако сейчас важно лишь то, что Реалу покорилась Десима. Настоящее счастье – это когда вы идете по улице, и люди вас благодарят. Я не думаю, что был раскол. Я хотел дать клубу все самое лучшее. Этого же хотел и Жозе.
- Как думаете, Анчелотти руководствовался этими же мотивами, когда в Примере посадил Касильяса на банкилью?
- Анчелотти сумел принять другое решение. Оно не идентичное, но достаточно похожее. Когда вы тренер, то следует тщательно выбирать игроков на каждую встречу. Следует понимать, кто лучше на данный момент, независимо от того, какой у тебя статус. В своей работе сейчас я руководствуюсь такими же мотивами.
- Некоторые игроки сначала говорили, что Моуриньо – номер один, а потом призывали к его отставке. Чувствуете ли вы предательство?
- Я был игроком и иногда бывает так, что ты понимаешь, что у тебя более долгосрочный контракт, нежели у тренера, и поэтому твое мнение может поменяться. Но таких игроков было намного меньше, чем думают люди. Это можно заметить, когда бывшие игроки Мадрида встречаются с Моуриньо. Говорили про Езила, однако, когда они встретились, то Месут после матча отдал тому свою футболку. Большинство игроков отзывается о Жозе положительно. Некоторые СМИ писали, что мы с Моуриньо даже не могли в раздевалку зайти, но все это чистая ложь.
- Как считаете, позволила бы вам метка «моуриньиста» продолжать тренерскую карьеру в Испании?
- Когда вы работаете с лучшими в своем деле, то вам нечего бояться. Мне повезло учиться у таких профессионалов и, думаю, что для меня не составило труда работать на своей родине или за ее пределами. Люди меня узнают и знают меня благодаря тому, что я был помощником Моуриньо в Реале.
"Миддлсбро является лучшим местом, чтобы начать самостоятельную тренерскую карьеру"
Проработав два сезона с юношеской сборной Испании (U-16) и три года с «лучшим тренером в мире», Айтор Каранка решил начать самостоятельную карьеру тренера. Следующая задача — вывести свою команду в Премьер-лигу.
- Вы вели переговоры с Монако и Кристал Пэлас. Почему выбрали именно Миддлсбро?
- С Монако у нас даже контактов не было. С руководителями Кристал Пэлас мы обсуждали потенциальное сотрудничество. Однако на тот момент я общался с Моуриньо, и он мне посоветовал выбрать вариант с Миддлсбро. Когда я встретился с боссами клуба, то сразу понял, что хочу начать тренерскую карьеру здесь. Мне тут очень комфортно. Теперь я могу с точностью сказать, что выбрав это место, я не ошибся.
- Вы являетесь первым небританским тренером за всю 138-летнюю историю клуба. Что вы чувствуете?
- В первую очередь, гордость. Вначале мой английский был не больно хорош, поэтому это надо мной довлело. Некоторые вещи я не понимал, но уже все в прошлом.
- У вас в команде несколько испанцев: Дани Айяла и Томас Мехияс (воспитанник Реала – прим. Football.ua). Что вы ожидаете от них?
- Когда я только приехал в Англию, то у Дани заканчивался контракт. Так как он делал успехи в команде, то мы решили продолжить сотрудничество. Томаса я знаю уже достаточно давно: тогда ему было около тринадцати лет, а я все еще был игроком. Мы на него рассчитываем.
Интервью Альберто Рубио, Marca
Перевод Сергея Куванжи, Football.ua