Марсель (6 матчей на Евро)

11 июня    Англия – Россия

15 июня    Франция – Албания

18 июня    Исландия – Венгрия

21 июня    Украина – Польша

30 июля    1/4 финала

7 июня    Полуфинал

Заключительный поединок группового этапа Украина проведет с Польшей в Марселе. Снова-таки приходиться констатировать, что прямого рейса из Украины, к сожалению, нет. Из Киева можно прилететь только в Ниццу, которая расположена в трех часах езды от Марселя (200 км). Путь непростой и с пересадкой в Вене, правда, с комфортным временем ожидания – всего лишь два часа. Из Киева вылет утром 20-го (9:25), в Ницце уже будете в 14:30. К вечеру можно спокойно быть в Марселе. Назад 22-го и стыковка в Амстердаме (время простоя – 5 часов). Цена вопроса – 9605 грн в обе стороны.
Конечно же, есть альтернатива! Добираться можно таким же образом (и в те же даты), что и на Северную Ирландию, то есть до Лиона, а оттуда еще поездом до Марселя. Маршрут Краков – Лион – Краков обойдется в 2845 грн (перелет компанией EasyJet), поезд Лион – Марсель – Лион в 1180 грн, то есть немного больше 4000 грн. Понимаем, что накладно, с двумя пересадками, но это бюджетный вариант и надо мириться.

Будет время, рекомендуем наведаться в Прованс. Именно о нем мечтала Ёлка. А конкретно о Вердонском ущелье, самом глубоком в Европе. В регионе Прованс-Альпы-Лазурный берег, река Вердон образует ущелье с отвесными берегами – вот его и назвали Вердонским. По ходу течения река встречается с Вердонским Каньоном, берега становятся такими крутыми и высокими, и в некоторых местах стены ущелья поднимаются практически вертикально – эти утёсы рай для скалолазов. Глубина больше 1000 метров. 

Если вы не видели Колизей – не расстраивайтесь! Античный амфитеатр в Ниме (120 км от Марселя) сохранился куда круче. Построен он как раз по образу и подобию римского Колизея. В самом Ниме вы будете постоянно сталкиваться с нильскими крокодилами. Они повсюду, в каждом скверике. Кстати, ни один город Франции не может сравниться с Нимом по количеству и сохранности памятников древнеримской архитектуры.

Город: Марсель

Дата основания: около 600 г. до н.э. как Массалия, но люди живут уже тысяч тридцать лет

Население: 860 тыс.

Город-побратим Одессы

Европейская культурная столица – 2013

Европейская спортивная столица — 2017

Если в Лионе взять покрышку от достаточно серьезного грузовика и поплыть на ней по Роне, то довольно скоро окажешься в Марселе – он возвышается на берегу Средиземного моря как раз возле устья Роны и соединен с ней каналом. Наверное, сборная Украины все же выберет другой способ передвижения, как вы думаете?

Древний и замечательный город Марсель, дивно воспетый в романе "Граф Монте-Кристо" и пропиаренный в фильме "Такси", хорош в первую очередь днем. Хотя, в принципе, это относится ко многим французским городам, и вести себя после заката Солнца следует крайне осторожно. В принципе, пояснять особо не нужно, но… Что ж, прославленный замок Иф и потрясающий по красоте собор Норт-Дам-де-ля-Гард и вправду лучше разглядывать в светлое время суток. Гулять по Старому порту и выглядывать, не входит ли в бухту "Фараон", — тоже.

Массалия-Массилия долгое время сохраняла независимость, умело используя покровительство Рима. "Но однажды Люська сделала ошибку": во время гражданской войны поддержала Помпея, а победил Цезарь и сровнял город с землей. Влияние и привлекательность города восстановилось лишь добрых тысячу лет спустя! А еще через полтысячелетия, в 1481 году, здесь навсегда наступила Франция. Что, конечно, было гораздо лучше чумы, неоднократно и крайне болезненно посещавшей портовый город, но хуже немцев, который оккупировали Марсель в 1942-44 гг. Правда, взамен правительства ФРГ, ГДР и Италии приняли активное участие в послевоенном строительстве города.

Когда в Марселе наблюдался самый серьезный прирост населения? Правильно, в 1962-м, вскоре после предоставления независимости Алжиру – народ валил оттуда толпами и, естественно, зачастую оседал неподалеку от порта. 150 тысяч народу тогда прибыло; миграция не останавливается и сейчас, только причины у нее несколько иные.

…Знаменитая "Марсельеза", с 1793 года и по сей день являющаяся государственным гимном Франции – наверное, самым кровавым гимном в мире! – изначально именовалась автором, Клодом Жозефом Руже де Лилем, "Военный гимн Рейнской армии", а прозвище, ставшее именем, получила, когда в Париж, весело напевая, вошел добровольческий батальон из Марселя. С тех пор Франция так и "аллонзанфанит", периодически вызывая ядовитые комментарии по поводу текста, но неизменное восхищение музыкой.

Стадион: Велодром

Прозвище: Гран Стад

Открыт: 13 июня 1937 г.

Архитектор: Анри Плокин

Реконструкция: 1984, 1998, 2014

Стоимость последней реконструкции: 267 млн. евро (150 непосредственно на стадион, остальное – шопинг-молл по соседству и благоустройство территории)

Переоткрыт: 16 октября 2014 г.

Вместимость: 67 394

Клуб: Марсель

Матчи Евро: 6 – 4 в группе, 1/4 и 1/2

Еще один стадион, принявший два матча еще ЧМ-38, но не в количестве "размножившихся двух", а два "полновесных" — Италия – Норвегия (к тому же 120 минут! 2:1 выиграли ребята Муссолини) и Италия – Бразилия (исход аналогичный, но 90 минут хватило). Более того, здесь играли ЧЕ-1960, и сборная СССР в полуфинале вынесла чехословаков 3:0! Потом уже чехи отыгрались на расстроенных французах в матче за третье место, ныне почившем в бозе – 2:0. Затем – два матча Евро-84, в том числе лучший матч этого турнира (полуфинал Франция – Португалия – 3:2 в доп. Время), и целых семь поединков ЧМ-98. Стоит ли удивляться, что и на Евро-2016 Велодрому суждено стать одной из главных арен!

О новом стадионе в Марселе задумывались давно, но поначалу отклоняли все предложения по причине прижимистости. И только грядущий мундиаль сподвиг мэрию раскошелиться и заказать проект парижскому архитектору Анри Плокену, который уже выстроил олимпийский стадион в Генгаме.

Велодром был построен на месте заброшенного автозавода "Турка-Мери" в 1935-37 гг., и пусть не сразу, зато навсегда стал родным домом местного Олимпика. Хотя, надо сказать, фанаты покидали родной 15-тысячник Stade de l'Huveaune (д'Ювон снесен в 1998-м, Марсель неоднократно возвращался туда – в 1965-66 гг. из-за конфликта с мэрией по деньгам, в 1982-83 гг. – из-за реконструкции) не без сопротивления – так, тоскуя, старую и тесную, но уютную и свою квартиру меняют на арендованные апартаменты в новом доме. Но именно они, фанаты, впоследствии отстояли историческое название стадиона – ведь никаких велогонок здесь давным-давно не проводится, и названием совершенно не соответствует сути. Зато известно всему миру!

"Я не хочу войти в историю мэром, который продал Велодром или переименовал его в угоду коммерции!" — веско произнес руководитель города и ярый инициатор реконструкции стадиона Жан-Клод Годэн. У марсельских собственная гордость.

С велогонками разобрались – а еще на Велодроме играли в гандбол и петанк, устраивали собачьи бега… Богатая история, впрочем, она нас интересует слабо. Важно, что Велодром наконец-то обзавелся крышей, превратившись из легендарного, но изрядно устаревшего стадиона в современное и действительно комфортное сооружение. Кроме того, капитально переделали освещение, что позволило УЕФА занести старичка в список пятизвездочных стадионов.

Надеюсь, он станет очень несчастливым для сборной Польши.

Чтобы вдоволь покричать на стадионах Франции за любимую сборную(надеемся, что это будет сборная Украины) не забудь взять Исла Минт или Исла Моос.
Они помогут справиться с першением в горле, осиплостью голоса, сухим кашлем, снимут воспаление и восстановят голос.

Артем ФРАНКОВ