Хмурый и безрадостный днем, тихий и безжизненный ночью — депрессивный Гельзенкирхен готовится к футбольному празднику Лиги Европы. А может, даже ждет его, как глотка свежего воздуха.
"Приготовьтесь, Гельзенкирхен — маленький и очень депрессивный город", — звучит из динамиков первая характеристика города, в котором в четверг Шальке сыграет ответный матч 1/16 финала Лиги Европы против Шахтера. В принципе, прибывая в шахтерский городок, какой бы то ни было страны, многого от него и не ждешь, но чтоб прямо вот так с порога...
Что не дает человеку стоять на месте и огорчаться преждевременно — это чувство безграничного оптимизма, и хорошо, если оно у вас сохранилось по прибытии в Северный Рейн-Вестфалию. Только в таком случае никакого предварительного уныния по поводу визита в Гельзенкирхен не возникнет, хотя осадочек и останется. В конце концов, только личный опыт позволит сложить окончательное впечатление о каком-либо месте, пусть оно даже совершенно не котируется другими.
Несмотря на то, что первое документальное упоминание о Гельзенкирхене датировано еще XI веком, а значит – его можно было бы считать вполне древним, статус города он получил только в конце позапрошлого столетия, когда в окрестностях начали активно строиться предприятия металлургической и горной промышленности. Далее последовала эпоха индустриализации и стремительный рост населения от нескольких десятков — до более чем 100 тысяч человек. Ну а когда в округе скапливается такое количество людей, то без общественных развлечений просто не обойтись. Учитывая, что основную массу населения составлял рабочий класс, то спорт очень быстро набрал популярности, а футбол ожидаемо получил ведущую роль, что привело к созданию объединения, ныне известного всем, как ФК Шальке 04.
Несмотря на то, что изначально свою славу Гельзенкирхен добыл благодаря хорошо развитой промышленности, теперь во всем мире его визитной карточкой является именно местный футбольный клуб, гремевший на всю страну в 1930-х годах. Кстати, до сих пор ошибочно те успехи Шальке продолжают связывать с правлением Гитлера — фюрер, как утверждают местные, к футболу вообще был равнодушен. Собственно, клуб — это то немногое, что осталось у города после бомбежек в военное время, когда было уничтожено почти все, а что осталось – со временем успешно законсервировали. Те шахты, что "кормили" страну и людей в начале века, теперь стали музеями, а вокруг них разбиты ландшафтные парки. Непосредственно в Гельзенкирхене таким является парк Северной звезды, в честь размещенной на его территории одноименной шахты, в которой находится третья по величине в Германии экспозиция мини-моделей железнодорожной техники.
Перерождение Гельзенкирхена вряд ли сильно его изменило, ведь до сих пор тут дымят многочисленные предприятия, формируя плотный заслон от солнечных лучей, которые лишь изредка ласкают землю. Серый, четырехэтажный — город с любой возвышенности будет выглядеть только так.
А вот мест для развлечений и отдыха осталось не так уж много. Да и далеко не всем это нужно, ведь даже в вечер Лиги чемпионов в городе сложно найти место для просмотра футбола, и уж тем более — компанию единомышленников, ведь те предпочитают, очевидно, домашний уют каким-то авантюрным вылазкам после заката. Всего несколько баров готовы открыть свои двери и угостить пивом, потому постоянная клиентура у них формируется мгновенно, и возвращаясь куда-то на следующий день, будьте уверены, вас будут ждать те же лица на тех же местах.
Так что, хоть изначально заявления о депрессии в Гельзенкирхене и воспринимались скептически, очень быстро город сложил о себе именно такое впечатление. И если уж говорить о футболе, то здесь это действительно должен быть праздник.
Не будет ошибкой сказать, что очень многое в агломерации, объединяющей несколько городов, крутится вокруг Шальке. Благодаря не только успехам команды, но и ее современной арене, которую, вместе с огромным тренировочным комплексом отгрохали рядом с развалинами старого стадиона в 2001-м году.
Назвать Фельтинс Арену сугубо футбольной было бы в корне неверно, поскольку на стадионе есть абсолютно все, чтобы сооружение могло использоваться во всевозможных целях — от проведения концертов до биатлонной Гонки чемпионов. Выдвижное поле и мобильная крыша в свое время сделали тогда еще АуфШальке настоящим произведением инженерного искусства.
Глядя на все это великолепие, в голове не укладывается, как в такого рода селах (Вольфсбург, Леверкузен, Гельзенкирхен) находится место футбольному клубу, да еще и с богатой историей. Однако индустриальный профиль всех названных селений позволял иметь постоянную и активную базу болельщиков. Что говорить, сейчас Шальке имеет одну из самых обширных армий фанатов, а ведь главные успехи Кобальтовых на внутренней арене уже изрядно припали пылью. Но когда клуб готов сделать все для тебя, ты сделаешь для клуба то же в ответ.
Кажущийся внешне спокойным Гельзенкирхен, где возбудителям спокойствия вообще негде взяться, на самом деле скрывает немалый потенциал. Его проявления можно увидеть на отдельных настенных рисунках, значкам фанатских фирм в подземных переходах или возле профильных баров и прочих общественных местах. А если копнуть глубже, то можно найти и представительства гельзенкирхенских болельщиков. Естественно, только "для своих". Так, простая прогулка по городу привела к входу на территорию одной из самых известных группировок гельзенкирхенских ультрас HUGOS.
Порядочное количество фан-шопов по всему городу подтверждает наличие широкого круга потребителей, хотя в будний день очередей здесь не застать, а посетители, похоже, бывают только из приезжих. Хотя какая разница, ведь свои вкусы здесь смогут удовлетворить буквально все. Шальке, как и другие немецкие клубы, стремится зарабатывать на всем, и если уж дело доходит до клубной продукции, то символику Кобальтовых можно найти не только на традиционных шарфах и одежде, но даже на мельчайших предметах быта, как, к примеру, гигиеническая помада. Хватает и стандартной сувенирной продукции: значков, брелоков, чашек, открывашек для пива и т.д. и т.п. Все, до чего смогли дотянуться руки маркетологов Шальке, успешно забрендировано в клубные цвета.
Удовлетворив желания фанатов, Шальке в праве рассчитывать на взаимность. И это подогревает интерес к атмосфере предстоящего матча. Да-да, именно атмосфере, ведь как болеют за свои команды в Германии — так не болеют больше нигде. Даже забитая не до отказа 62-тысячная Фельтинс Арена создаст невероятное давление на гостей. Но это не Италия или Испания, где могут пренебречь футболом — в Гельзенкирхене на матче будет если не аншлаг, то что-то близкое к нему, ведь футбол здесь уже давно стал народным антидепрессантом. И на эту поддержку как раз уповают первые лица Шальке — тренер Андре Брайтенрайтер и форвард Клаас-Ян Хунтелаар дружно отметили важность 12-го игрока в поединке с Шахтером, в ответ пообещав сделать все возможное для победы.
Матвей Белосорочкин, Football.ua, из Гельзенкирхена