Корреспондент Football.ua делится впечатлениями от посещения матча квалификации Лиги Европы между Александрией и Хайдуком (0:3).
"На футбол в Александрию?" — удивленно спрашивал водитель, когда я сказал ему куда и зачем еду. "Александрия не самое шикарно место" — говорил мне другой человек, которого я встретил в дороге, также не понимая почему я направляюсь именно туда. Но это все же определенная история, это новая команда от Украины в еврокубках, поэтому удивление окружающих отнюдь не уменьшало интереса к самому городу, а также к тому действу, которое должно было состояться на стадионе Ника.
Приехав в районный центр еще пока Кировоградской области я изо всех сил пытался увидеть ажиотаж вокруг матча, понять что же такое настоящий еврокубковый футбол не для большого города, а для простого районного центра, и в конце концов немного разочаровался. Хотя, возможно, многого ожидать и не стояло.
Например, был уверен в том, что билеты на такую игру в городе должны были раскупить уже в первый день, ведь вместимость стадиона всего 7000 зрителей. Поэтому, пришлось приложить некоторые усилия, чтобы заранее списаться с местными сторонниками футбола, которые в итоге купили мне билет. Но, как оказалось, этого можно было и не делать. Подойдя к кассам стадиона в обед в день игры, довелось увидеть только несколько человек у одного единственного окошка — билеты еще были в продаже.
Реклама матча была заметна, ведь на так называемых "театральных" афишах в обязательном порядке была хотя бы одна вывеска матча, а рядом со стадионом под анонс поединка выделили даже бигборд.
Однако, несмотря на минимально необходимую информативность по игре, город не переполнял любой рекламный ажиотаж, хотя, возможно, учитывая небольшое население Александрии, большего и не нужно было делать. Каждый, кто в городе интересуется, а может и не интересуется футболом, об этом матче обязательно должен был слышать.
Подойдя к стадиону уже за час-два до игры ситуация с количество болельщиков хоть и изменилась, но не настолько, чтобы пафосно говорить что это был исторический матч. Вокруг Ники и по парку возле арены гуляли не столько группы болельщиков, как работники правоохранительных органов, которые пытались сохранять спокойствие в и без того спокойной предматчевой Александрии. А вот у касс стадиона появилась небольшая группа сторонников Хайдука, что без лишних проблем громко общалась между собой на хорватском, попивая едва не самое дешевое украинское пиво из литровой бутылки. Кстати, уже после матча на вокзале, кажется, эта же группа фанатов из Сплита была замечена опять таки с пивом, в некотором хаосе пытаясь понять где же их поезд на Киев.
Когда хорваты заранее уже зашли на гостевой сектор, со временем начали возле стадиона появляться и местные любители футбола. Разнообразная публика поступала к стадиону, однако не спешила заходить на сами трибуны. В связи с этим хотелось поскорее попасть на арену. К матчу были изготовлены и установлены турникеты, поэтому у них стоял специальный человек, помогавший людям понять систему входа, прикладывая их билеты со штрих-кодом туда, куда надо.
Команды вышли на поле и начали разминку, а на трибунах Ники заполняемость была максимум 20%. Это как-то странно сочеталось со словами диктора, эмоционально пытавшегося передать то, чего к сожалению заметно было не очень. "Нам выпала возможность защищать честь города, области и государства на европейском уровне", — утверждал голос над стадионом. Время неустанно бежало вперед, а людей, к сожалению, не прибавлялось. Только после стартового свистка, в не самых лучших традициях рядовых украинских болельщиков, трибуны начали заполняться. Футболисты Александрии в первые минуты пытались забить быстрый мяч, заставляя большое количество людей одновременно смотреть на свой билет в поисках места, а также посматривать на игру.
Когда на табло горела примерно 20-я минута матча, поток людей заходивших на стадион почему-то стал просто таки огромным. Оказалось, что уставшие от большой очереди и, наверное, от огромного количества претензий в свой адрес, местные стюарды послали все к черту, решив запустить остаток людей уже без помощи турникетов, просто отрывая корешки с их билетов. По этому поводу диктор по стадиону тоже не молчал, несколько раз говоря о том, что через новую систему нужно заходить на стадион раньше. "Теперь рекомендуем заходить на трибуну за 2 часа до начала матча!" — прозвучало на Нике, вызвав едва ли не всеобщий хохот болельщиков по этому поводу.
Говорить о ментальности наших болельщиков надоело, ведь эта проблема если и решится, то не скоро, а тем более ожидать этого от районного центра было и совсем неправильно, хотя и очень хотелось каких-то позитивных сдвигов. Говоря о позитиве того, что было увидено на трибунах, то это все же, хоть и не с начала матча, но полная заполненность стадиона. Также хочется отметить поддержку команды от местных ультрас, которые перед игрой продемонстрировали перфоманс с текстовиком, где было написано "Кузнецы своего счастья".
Ближе к концу встречи, когда команда все еще проигрывала только в один гол, на 81-й минуте почему-то появилось немалое количество людей, которые начали заранее покидать стадион. То ли в Александрии плохо ходят автобусы и люди боялись не успеть на вечернюю маршрутку в свой микрорайон, то ли хотели раньше выйти, учитывая нововведения с турникетами — это было непонятно. "Козлы те, кто покидает стадион до свистка", — крикнул какой-то дядя рядом. Его попытку донести истину никто не услышал.
Когда закончилась последняя, шестая добавлена арбитром Мажейкой минута, на трибунах осталось процентов 30 болельщиков, а счет на табло был уже разгромным в пользу Хайдука. После первого гола команда "поплыла" на поле, а болельщик "поплыл" со стадиона — вот такой вот невеселый симбиоз завершения последнего домашнего матча Александрии в еврокубках на этот сезон. Наверное, если футбольный бог все-таки есть, то его можно понять. Поддерживать исторический матч своей родной команды надо не так.
После игры все игроки команды из Сплита подошли к своим болельщикам, массово бросив тем свои футболки. Покинув стадион после финального свистка все еще можно было услышать заряды хорватских ультрас, именующих себя Торсидой. Вчера их приехало в Александрию человек 25-30.
После матча многие обсуждали футбол, многие просто смеялись и делились впечатлениями. Были и те, кто просто говорил о своих бытовых делах. Люди шли домой как будто из кино или театра, а может с другого действа, которое было похоже больше на что-то единичное, нежели на попытку сделать это своим увлечением и повторить. Футбольный туризм — это то, что объединило в тот исторический вечер и игроков Александрии, и болельщиков. Команда на 99% уже покидает турнир, а болельщикам похоже хватит и одного матча, чтобы было о чем иногда рассказывать знакомым.