За 11 лет, проведенных в этой стране, нынешний нападающий «Байера» успел адаптироваться к менталитету немцев, выучил язык и готов поработать гидом для своих партнеров по сборной команде.

ХОЧУ СЫГРАТЬ В ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ

– Андрей, логично было бы предположить, что за долгие годы, проведенные в Германии, у вас уже должны проявляться некие черты классического немецкого бюргера.

– Ну уж нет! Как говорят у нас: «Если ты родился в Одессе, то это навсегда!» Думаю, даже если бы меня сюда привезли во младенчестве, рано или поздно кровь дала бы себя знать. В Германии я уже обжился и, можно сказать, попал в ритм жизни. Но только и всего. Просто так сложилась моя судьба. Я не прикован кандалами к этой стране, на родине бываю регулярно. Каждый отпуск срываюсь к Черноморскому побережью. Размеренный и монотонный образ жизни явно не для меня. Яхта, рыбалка, шашлычок на природе с друзьями детства – разве можно от всего этого отказаться? Вот дочурка подрастет – и ее повезу на родину предков. Так что жизнь бьет ключом – совсем не по-бюргерски.

– Вы по натуре оптимист?

– А как же! Смех – лучшее лекарство. Ну, после проигранных матчей, конечно, не хохочу на весь автобус, однако присутствия духа не теряю. Да и на футбольном поле тоже. Вовремя сказанная шутка может даже переломить ход матча, вы уж мне поверьте. Проверено и в Германии, и в Украине. Но если возвращаться к предыдущему вопросу, немцем я никогда не стану. В моем сердце только один город – Одесса, все остальные города – всего лишь место, где я зарабатываю на хлеб. Я очень уважаю жителей Кельна и Леверкузена, но, надеюсь, они мне простят мой патриотизм.

– Значит, недавнее признание вашего агента, что Воронин может покинуть «Байер» и отправиться на юга, имеют под собой почву?

– Все это сейчас очень неопределенно, но основания так думать действительно есть. К сожалению, я не играл под началом Валерия Лобановского, но согласен с его утверждением, что все дело в мотивации. Я уже прошел путь, когда нужно было зарабатывать себе авторитет. И тем не менее сегодня многие немецкие журналисты чуть ли не из пальца высасывают ко мне претензии. Просто существенно поднялась планка, по которой меня оценивают.

Согласен, в моей игре были периоды спада. Но я же играю в команде. А это живой организм. И если не все ладится у коллектива, то быть героем-спасителем в такой ситуации чрезвычайно сложно. В какой бы клуб я ни переходил, мне почти всегда гарантировали место на скамейке запасных, а потом удивлялись, что во время матчей там сидел мой конкурент. Поэтому посыпать голову пеплом не из-за чего. С другой стороны, я прекрасно понимаю, что за свою карьеру не выиграл ни единого титула. Поэтому есть смысл задуматься о своем будущем. От своей мечты выиграть Лигу чемпионов я отказываться не собираюсь.

– Когда футболист садится в запас или дела у клуба не клеятся, часто говорят о каких-то конфликтах с главным тренером. Может, что-то не сложилось во взаимоотношениях со Скиббе?

– Сказать так проще всего. Можно, конечно, сесть и копать: при том тренере было так, при этом эдак. Проблему можно придумать на ровном месте, но все гораздо прозаичнее: перед «Байером» ставились самые высокие задачи, мы планировали выйти в Лигу чемпионов, но матч за матчем теряли очки. Столько, сколько мы их растранжирили в первом круге, надо еще суметь. Поэтому задачи на сезон пришлось скорректировать. Скиббе – очень опытный специалист, чего только стоит его работа в немецкой сборной рядом с Феллером. И если бы у команды «масть пошла», подобной темы не возникло бы.

Мы сами сегодня до конца не можем объяснить метаморфоз, произошедших с «Байером», ведь коллектив попался неплохой. Это в «Кельне» были постоянные склоки, которые в итоге и отправили команду во вторую бундеслигу.

В ОДЕССЕ С КУБКОМ МИРА

– Чемпионат мира – это не просто соревнование лучших команд планеты. Это еще и большой рынок, где футболист стремится подороже себя продать. Не кажется ли вам, что этот турнир по времени для вас как нельзя кстати?

– Если я буду во время матчей выискивать взглядом на трибунах президента «Ювентуса» или «Барселоны», я много не наиграю. Попасть в чемпионат Италии или Испании было бы, конечно, здорово, но нужно быть последовательным. Сегодня я являюсь игроком «Байера», живу проблемами этого клуба и никаких тайных переговоров с кем-либо не веду. Я считаю, что честность и порядочность в отношениях между клубом и футболистом должны ставиться во главу угла.

Сам по себе чемпионат мира – это та мечта, которая осуществилась. Сегодня я как никогда часто вспоминаю детские годы, когда с отцом сидел перед телевизором и восхищался звездами мирового футбола. Для меня это была другая Галактика, путь к которой казался очень длинным. Поэтому ни о чем другом, кроме сборной, в Германии я думать не буду. Вернее, я уже сегодня мыслями часто переношусь туда. А во сне я уже многократно стоял на площади в Одессе с кубком мира в руках. Кстати, футбольные сны в последнее время мне снятся довольно часто.

– Коль скоро в своих снах вы часто держите в руках самый престижный трофей мирового футбола – значит, соперники сборной Украины по групповому турниру были успешно пройдены. А как в реальности вы оцениваете силу Испании, Туниса, Саудовской Аравии?

– Так исторически сложилось, что чем сильнее команда, тем лучше с ней играет Украина. Даже если счет на табло не слишком убедительный. Поэтому главного сюрприза жду не от сборной Испании. С этой командой мы уже знакомы, успели пощекотать друг другу нервы, имеем положительный опыт. А вот Тунис во многом «темная лошадка». Очень хитрая команда, которая может преподнести сюрприз. Ни о какой недооценке соперника речи идти не может, но группа нам попалась, что называется, «по зубам». Тем более что познакомиться поближе со всеми конкурентами у нас еще будет время. Тренерский штаб даст нам столько информации, что голова будет раскалываться. И лучше она будет болеть до матча, чем после него.

– Есть мнение, что форма многих игроков сборной Украины, особенно выступающих в национальном чемпионате, далека от оптимальной. Даже Олег Блохин как-то заметил, что если наберет лишь 20 достойных, то только их и повезет в Германию. С чем это связано?

– Каждый случай нужно рассматривать индивидуально: кто-то получил травму, кто-то только вылечился, у кого-то могли возникнуть психологические проблемы. А где-то «плохая форма» преувеличена журналистами. Но все это решаемо. Не забывайте, что в течение двух месяцев все может измениться. У нас только одна беда – мы не часто собираемся вместе. Но сегодня в нашей сборной такой микроклимат, что хочется летать по полю. Уверен: к турниру мы подойдем во всеоружии.

– Как известно, у Блохина никому не гарантировано место в составе. Готов ли футболист Воронин выходить на поле со скамейки запасных?

– Я готов выплеснуть всего себя без остатка и в том качестве, который определит для меня тренер. Безусловно, я сделаю все, чтобы завоевать его доверие. Но команда состоит не из 11 человек, которые выходят на поле с первых минут. В сборной все футболисты друг друга стоят, и здесь становиться в позу ни к чему. Выход на замену – тоже большое доверие от тренера, ведь усилить игру со скамейки еще надо суметь. Но сегодня я думаю только о том, что надо выложиться на поле без остатка. Для этого нужно сбросить с себя усталость после сезона. Благо, время для этого будет.

ХОХМАЧ, НО НЕ БРЮЗГА

– Вы сказали, что считаете себя веселым и жизнерадостным. Но на футбольном поле иногда излишне эмоциональны, спорите, выражаете недовольство. Что может вывести вас из равновесия?

– Эмоции на футбольном поле объясняются только одним – я весь в игре. После финального свистка я часто и не вспомню, что заставило меня вспылить в том или ином эпизоде. Это рабочие моменты. Что касается повседневной жизни, то терпеть не могу, когда на мне «ездят». Я вообще-то по натуре добряк – и мухи не обижу. Бывали в жизни случаи, когда этим нагло пользовались. Но в целом спросите у моих партнеров, и они вам скажут, что я хохмач, но никак не брюзга.

– Напоследок вопрос гипотетического свойства. Насколько реальна возможность, что когда-нибудь Андрей Воронин все-таки сыграет в чемпионате Украины или России?

– Вероятность этого выше, чем вы можете себе представить. Сегодня, конечно, я об этом не думаю, а на закате карьеры – почему бы и нет? Хотя в украинском чемпионате я могу появиться уже и не в качестве футболиста. Кто знает... Но я для себя принял решение: в Украину вернусь обязательно. Я не представляю себе жизни в другой стране. Тем более я вижу, что времена меняются, жизнь в моей родной стране налаживается и возвращаться туда не страшно. К тому же, где бы я ни находился, а Одесса все равно манит меня к себе. Такая, наверное, у меня судьба.