Футбол как неотъемлемая часть нашей жизни состоит из мелочей, важность которых не стоит отрицать. Вот и в матчах 20-го тура высшей лиги "Ильичевец" - "Шахтер" и "Металлист" - "Динамо", привлекших к себе, по вполне понятным причинам, особое внимание, некоторые судейские решения, из разряда как раз, на первый взгляд, мелочных, вызвали определенные вопросы. Ответить на которые по нашей просьбе согласился глава Научно-методического комитета ФФУ Константин ВИХРОВ.

- Скажите, Костантин Львович чем руководствуется арбитр, добавляя игровое время после 90-й минуты, и, как это случилось в поединке "Ильичевца" с "Шахтером", вместо объявленных пяти минут дает финальный свисток почти через восемь?

- Судья в поле всегда выключает свой секундомер в момент вынужденных остановок в игре, причиной которых может быть замена футболиста или оказание помощи травмированному. В первом случае рефери обязан автоматически добавить 30 секунд, а во втором -- время, затраченное на экспресс-лечение. За 60 секунд до окончания встречи резервный арбитр получает информацию о количестве компенсированных минут.

Все остановки в мариупольском матче, по моему субъективному мнению, тянули в общей сложности на шесть минут, не более. Однако не хочу комментировать действия арбитра Сергея Березки, который был в гуще событий и наверняка имел веские основания для продления игры еще на полторы минуты.

- Как вы можете прокомментировать заявление футболиста "Динамо" Айилы Юссуфа о допущенных в его адрес расистских высказываниях со стороны защитника "Металлиста" Северина Ганчаржика и бездействие рефери харьковского поединка?

- Утверждения нигерийского легионера, безусловно, вызвали широкий резонанс в украинской футбольной среде, но судья скорее всего ничего такого не слышал... Не исключаю, что Юссуфа спровоцировали, попросту вывели из равновесия, что вылилось для него в красную карточку. В нашей памяти еще свеж пример с Зиданом, фактически самоудалившемся после неадекватной реакции на провокацию Матерацци.

В любом случае Юссуфу необходимо было сразу же обратить внимание арбитра на расистские выходки соперника. Поймите меня правильно, я не могу однозначно что-то утверждать и кого-то заочно обвинять, ведь "благодаря" умолчанию динамовца по горячим, так сказать, следам судья поединка не смог, согласно букве закона, пресечь безобразие.

- Допустим, рефери не слышал "дружеских" слов Ганчаржика, но не заметить поспешного удара со штрафного еще одного игрока харьковчан, целившегося специально в Юссуфа, он не мог...

- Хочу процитировать выдержки из правил, касающиеся розыгрыша штрафных ударов: "Если футболист, выполняющий штрафной или свободный удар, видит, что игроки противоположной команды не отошли от мяча на положенное расстояние и тем самым мешают ему выполнить удар, то он не должен бить до тех пор, пока арбитр не подаст сигнал после того, как будет соблюдено правило расстановки игроков".

В эпизоде, приведшем к повторному предупреждению и удалению Юссуфа, нигериец не успел или не захотел отойти на девять метров, в итоге футболист "Металлиста" пробил в него... Судья этого поединка увидел злой умысел со стороны динамовца, мешавшего, по его мнению, исполнению штрафного удара. Однако харьковчанин также нарушил правила, проигнорировав предполагаемый сигнал рефери, и также должен был получить желтую карточку. Хочу подчеркнуть, что все это обязан определять судья в поле, находящийся в эпицентре событий.

- Вернемся к матчу "Ильичевец" - "Шахтер", в котором игрок донецкой команды Дарио Срна, известный своим взрывным характером, позволил себе манипуляции с мячом после свистка арбитра. Разве такие действия не должны наказываться предупреждением?

- Не хочу комментировать поступки Срны, но хорошо известно, что любой удар по мячу после остановки судьей игры, произведен он ногой, рукой или же другими частями тела, должен быть наказан желтой карточкой. Рефери ни в коем случае нельзя подпадать под влияние авторитетных футболистов или капризных звезд, демонстративно и театрально выражающих несогласие с его решением. Подобный либерализм порой приводит к непредсказуемым последствиям, когда футбол, "благодаря" таким актерам, отходит на второй план и начинается бесконечное выяснение отношений.

Подводя итог нашему разговору, считаю необходимым заметить, что способность и умение арбитра замечать и слышать все происходящее на поле, до мельчайших подробностей, определяет его класс, помогает выйти на международный уровень. Авторитет себе судья зарабатывает годами, а утратить может на протяжении каких-то полутора часов.