Недавно "завязавший" с профессиональным футболом Александр Косырин в эксклюзивном интервью Football.uaрассказал, почему в украинском футболе за 13 лет так ничего и не изменилось, а также поведал, из-за чего не хочет становиться тренером.
На следующий день после того, как Александру Косырину исполнилось 36 лет, футболист объявил о завершении своей карьеры. Правда, последний матч он провел еще в 2012-м году, будучи игроком ужгородской Говерлы, и все это время находился без клуба, что дарило многочисленным поклонникам Косырина надежду на то, что ветеран еще покажет класс. Но, как признался сам Александр, уже действительно пришло время «ставить точку», и сейчас он остается верен только одной команде — любительскому коллективу из Одессы под громким названием «Ришелье» (кстати, это многократный чемпион Украины по футболу и мини-футболу среди ветеранов, самый титулованный ветеранский клуб страны!). Увидим ли мы когда-нибудь Александра вновь в профессиональном футболе? Даже сам Косырин затрудняется ответить на этот вопрос...
- Александр, в последнее время доводилось слышать, что ваше расставание с Говерлой прошло не совсем мирно, и что со стороны ужгородского клуба остался перед вами должок...
- Да, было дело. Но это уже в прошлом, и сейчас все задолженности со стороны закарпатцев погашены. Мы пошли демократичным путем и все решили мирно, чтобы избежать ситуаций, сложившихся в других клубах.
- Но когда еще все было в процессе, поговаривали, что вы уже готовы судиться с Говерлой...
- Возникали и такие мысли. Да и вообще, у меня почти в каждой команде случались подобные ситуации! Где бы я ни играл, когда вопрос касался финансов, непременно появлялись проблемы. Если вспомнить подробнее, то это началось еще с киевского ЦСКА, куда я пришел в 2000-м, и закончилось Ужгородом. Вот так уже 13 лет. То есть, в нашем футболе ничего не меняется.
- Зимой прошлого сезона, когда вы еще пребывали в команде Александра Севидова, вас взяли на сбор, но не заиграли ни в одном спарринге. А потом и вовсе вы внезапно покинули Ужгород... Можете пролить свет на те события?
- Решение разорвать контракт было принято по обоюдному согласию. Потому что я и сам понимал, что на тот момент мне было 35, и что скорость уже не та, не везде успеваю... А в Премьер-лиге никто на месте не стоит. Это в первой или второй лигах можно было бы еще поиграть, так как там совсем другой уровень. А высший дивизион, как говориться, подобного уже не прощает. Там все по-другому. Так что мы поговорили с руководством и поняли, что пора «ставить точку».
- Почему, на ваш взгляд, Севидов так стремился расстаться с Говерлой, несмотря на то, что клуб остался в Премьер-лиге?
- Это уже надо у него спрашивать. Сложно предположить, какие мотивы имелись у него для этого. Если бы у меня была возможность, силы и здоровье, я бы еще остался в закарпатском клубе. Мне нравится город, нравится сама команда, руководители Говерлы делают для нее все, что могут.
- После того, как стали свободным агентом, никто из отечественных клубов не намеревался воспользоваться ситуацией и бесплатно пригласить вас к себе?
- Нет. Когда мне исполнилось 30 лет, звонки с предложениями прекратились. Это до 30-ти футболиста зовут разные команды, а потом все постепенно прекращается, и устроиться очень трудно. Да, есть исключения, такие как Максим Шацких, который снова будет играть в Арсенале, и я уверен, что будет выступать на своем прежнем уровне, постоянно забивая голы и отдавая передачи, если игра будет строиться вокруг него. Однако таких лишь
единицы, ставка делается на молодежь.
- Не создается впечатление, что наши клубы сейчас немного зациклены на молодых исполнителях и своих воспитанниках?
- Многие говорят, мол, будем воспитывать собственных игроков, но на самом деле в каких командах выступают свои воспитанники? Их тоже единицы. Слышим лишь одни разговоры о доморощенных футболистах, а вместо этого набирают легионеров. А для чего — вы прекрасно понимаете.
- Чего не хватает молодежи, чтобы быть более конкурентоспособными с зарубежными исполнителями и выступать лучше?
- При таком обилии легионеров, когда же нашим ребятам играть? Если бы меня в свое время просто так не ставили в состав, не доверяли, как это делал Игорь Надеин в запорожском Торпедо, кто знает, как бы дальше сложилась моя судьба. Тогда за два сезона я провел в высшей лиге 21 матч, хотя и не забил ни одного гола. И таких как я, было три-четыре футболиста. Это и Кирилл Бурхан, и Денис Смирнов, и Андрей Зубченко. В результате мы выросли в хороших футболистов. Надо доверять молодым ребятам! А это может привести к тому, что команда не всегда может давать результат. Однако многим руководителям нужен именно результат, и сейчас. Поэтому здесь тоже надо делать выбор: либо ты работаешь и делаешь шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед, либо просто нужно идти вперед без своих воспитанников.
- Расставшись с Говерлой, тренировались с каким-то профессиональным коллективом или полностью расстались с футболом?
- Тогда я уже ни с кем не работал, а просто поддерживал форму для себя, ведь уже давно понял, что не могу без футбола. А сейчас играю за любительский клуб Ришелье, где выступают игроки, старше 35-ти. Раз в неделю стабильно выхожу на поле и просто получаю удовольствие. Да, скорости уже не те, за молодежью не успеешь — она нынче бежит, дай Боже, аж трава горит (улыбается). Немного бы молодым футболистам мысли добавить, и тогда в чемпионате Украины вообще бы проблем не было.
- Добавить мысли — это касается непосредственно понимания игры?
- Мысли — это мягко сказано... Я имел ввиду не сам футбол, а околофутбольный образ жизни, подразумевая то, что сейчас мешает ребятам развиваться. В принципе, это и мне мешало в свое время. Когда ты молодой, думаешь и все воспринимаешь совсем по-другому. Сколько раз я говорил, что у меня раньше ветер гулял в голове... Так же и у нынешней молодежи. И у кого этот ветер выветриться раньше, тот быстрее и заиграет.
- Как у вас это проходило?
- Были и дискотеки, и ночные клубы перед тренировками. На следующий день тебе работать, а ты сидишь ночью на гулянке. И только со временем приходит понимание, что будет выходной, и тогда можно пойти развеяться. А когда человек молод, ему хочется все и сразу, здесь и сейчас. И прошло все это лишь с возрастом. Сколько мне не говорили об этом, те слова я осознал и понял лишь, когда повзрослел. Так что правду говорят: становишься старше — становишься и чуть мудрее. Поэтому я всем молодым ребятам в тех клубах, где я играл, рассказываю о своем опыте, привожу в пример. И они вроде соглашаются, кивают головой, но опять-таки, делают то же, что и я делал в их возрасте.
- Возвращаясь к вашей карьере, нельзя не вспомнить, как вы в 2010-м тоже объявили о том, что «завязываете», а потом вернулись на футбольное поле. На этот раз решение повесить бутсы на гвоздь — окончательно и бесповоротное?
- Да, потому что мы уже провели официальную церемонию, забили гвоздь, повесили не него бутсы. А в ту пору это были только слова, и тогда, можно сказать, было модно заканчивать, а потом возвращаться (смеется). Да и возраст позволял еще. А сейчас, в 36 лет, это уже окончательное решение, которое не
подлежит обсуждению. И если выйду вновь на футбольное поле, то только для себя, на любительском уровне, чтобы получать глоток адреналина и не оставаться без футбола.
- А в 2010-м, что побудило возобновить карьеру?
- Тогда четыре месяца сидел дома, пытался убить в себе футболиста, но, в конце концов, понял, что мне тяжело и я не могу без игры. И тут как раз Валентин Полтавец пригласил меня потренироваться с овидиопольским Днестром. Я пришел на одну тренировку, чтобы просто побегать для себя, но после этого главным тренер днестрян Андрей Пархоменко позвал в команду. И даже на мое возражение, мол, не готов, он успокоил меня и сказал, что наберу форму по ходу сезона. Так что, долго не раздумывая, я сразу подписал с Днестром контракт. И нисколько не жалею об этом. Хотя тогда тренировки команда проводила в Одессе, да и до самого Овидиополя — 30 км. Если бы мне поступило предложение, откуда-то издалека, то, наверное, уже никуда бы не поехал и действительно «завязал» бы с профессиональным футболом.
- За всю свою карьеру, которая длилась 18,5 лет, вы только полгода выступали вне Украины, да и то в не самом видном чемпионате Израиля. Не жалеете, что не удалось хотя бы попробовать себя в одном из западных чемпионатов?
- Нет. Даже когда я выступал в израильском Маккаби, у меня на руках был контракт на три года, но я отказался от него, чтобы вернуться в Украину. Почему? Сложно сказать, что-то тянуло домой. И после Израиля ехать особо никуда не хотелось, на родине было как-то привычнее и спокойнее. И опять же: чтобы успешно выступать заграницей, нужно хорошее знание языков. А я, к сожалению, на тот момент этим похвастаться не мог, и мне было очень тяжело в общении. Если ты перебираешься в зарубежный чемпионат, тебе непременно нужно знать
язык той страны, куда ты едешь. Тогда адаптироваться, играть и прогрессировать тебе будет намного легче.
- Украинский футбол стоит того, чтобы бывшему игроку стремиться остаться в нем в другом качестве?
- Тут палка о двух концах: сколько футболистов ежегодно заканчивают карьеру, сколько хотят быть тренерами, и сколько из них уже получили тренерские лицензии, но до сих пор сидят с ними дома и являются невостребованными? Это не говорит о том, что они плохие специалисты. Просто не существует столько команд, сколько тренеров сейчас. Также как и агентов. Да, можно окончить курсы и обрести себе новую специальность, но всему нужно учиться. А в нынешних условиях для этого нужно отправляться на Запад, получать образование там и потом уже возвращаться в Украину.
- У вас есть такие планы на ближайшее будущее?
- Конечно, можно все это осуществить, но что я буду делать дальше с этой лицензией? У меня имеется много таких знакомых, которые до сих пор находятся без работы и ждут своего часа. А время то идет... Поэтому как быть дальше? Вот если бы мне поступило конкретное предложение от какого-то клуба, тогда можно было бы идти и добывать тренерское образование. Но пока таких предложений нет.
- Исходя из этих слов, скорее всего в будущем вы займетесь чем-то другим? Например, собственным бизнесом...
- Все может быть, на футболе не нужно зацикливаться. И если не получается здесь, то надо думать о чем-то другом. Потому что все бывшие футболисты априори не могут стать тренерами и работать в футбольных клубах.
- Какой главный тезис вывели для себя после долгой и увлекательной карьеры футболиста?
- Всегда нужно ставить цель и двигаться к ней, не оглядываясь назад. Если ты упал на одно колено, то нужно встать и двигаться дальше. Потому что на нашем пути бывают как шипы, так и розы. Так что не стоит переживать, а спокойно двигаться дальше к своей цели.
Максим Сухенко, Football.ua
Использованы фото odessa-sport.info, chernomorets.odessa.ua, metallurg.donetsk.ua, fcgoverla.uz.ua