Мы никому не сказали "нет"
 
- Вячеслав Викторович, на сегодняшний день ваш клуб является лидером на трансферном рынке среди украинских ФК, подписав Шацких, Фещука, Герасимюка и Акакпо, а также просмотрев массу футболистов на первом сборе. Исходя из этого, можно сказать, что вы удовлетворены селекционной деятельностью, и новичков уже не будет, или на второй и третий сборы будут приезжать все новые и новые игроки?
 
- Наша так называемая активность на трансферном рынке связана с тем, что, в отличие от многих украинских клубов, у нас нет возможности покупать футболистов. Мы берем или свободных агентов, у которых закончились контракты, или берем футболистов в аренду. Поэтому естественно, что нам приходиться просматривать многих исполнителей, чтобы остановить свой выбор на нужных кандидатурах. Понятно, что команды с большими финансовыми возможностями не занимаются такой деятельностью, они просто покупают футболистов, точечно усиливают состав и спокойно работают. Мы же не можем себе такого позволить.
 
Имея не менее 50-ти процентов арендованных исполнителей, мы сталкиваемся с некоторыми факторами. Например, если футболист, пришедший к нам в аренду, не выходит регулярно на поле, его это не устраивает. В итоге человек начинает искать субаренду или возможность полноценно перейти в другой клуб. Поэтому у нас наблюдается такая массовая миграция. Вот, например, у Владимира Лысенко аренда из Металлиста в Говерлу закончилась 2 декабря. И ему поступило предложение от клуба, которое, возможно, по финансам было более выгодным. Это нормальная ситуация. Такая же ситуация с Душаном Савичем: у него закончился контракт и появился ряд предложений. И мы реально понимаем, что удержать игроков хорошего уровня, которые у нас в аренде или у которых контракт подходит к концу, мы пока не в состоянии. Нам это очень сложно. Поэтому те ребята, которые были у нас в аренде и выходили на поле мало (или совсем не выходили) — те же Виталий Балашов, Борис Тащи, Михаил Кополовец — естественно, не удовлетворены такой позицией. Они хотят играть. И мы хотим, чтобы у нас были такие, кто будет постоянно конкурировать за место в основе и выходить на поле.
 
- Почему не все, кого Говерла целенаправленно берет в аренду, потом не могут заиграть в Ужгороде и только страдают?
 
- Когда футболист приходит в аренду, он должен играть. Хороший пример — Буяльский и Люлька. Эти ребята пришли к нам не на постоянной основе, но они сполна показывают себя. Им никто не мешает играть и расти. У других почему-то это не получается. Значит, здесь дело в самом футболисте, он должен искать причину в себе. Но в большинстве случаев причина одна: на его позиции играют более сильные исполнители, и футболист проигрывает конкуренцию. И здесь дело не в тренерах, не в клубе, а в самом исполнителе. Однако ему тяжело признать, что он слабее кого-то. Он считает, что тренер ему не дал шанс. Но это не так, тренер всегда дает шанс — на каждой тренировке. И не нужно говорить, мол, выпусти меня на поле, и я все покажу. Нет, покажи все сначала на тренировке.
 
С этим и связана наша большая активность на трансферном рынке. Мы понимаем, что нас покидают украинцы, значит, им на замену надо подыскать ребят тоже с украинским паспортом. Поэтому мы подписали двух Максимов — Шацких и Фещука, Олега Герасимюка. Что же касается иностранцев, то контракт с Говерлой уже имеет Серж Акакпо — вице-капитан сборной Того. Выступления в его предыдущих клубах говорят, что он очень неплох и имеет хорошую квалификацию. Остальных же ребят мы пока смотрим. Они прошли сборы, и с большинством из них мы договорились о том, что они продолжат играть в своих нынешних клубах, мы будем следить за ними, а летом вернемся к вопросу нашего сотрудничества. То есть, двери для всех открыты. Мы никому не сказали "нет". Каждому мы говорим, над чем стоит больше поработать и как дальше прогрессировать.
 
"Где я возьму молодежь, если на Закарпатье всех молодых ребят вывезли и продали?"
 
- Кто сейчас ближе всего к подписанию контракта с Говерлой из просматриваемых футболистов?
 
- Скорее всего, такими футболистами станут Гегам Кадымян и Николай Вечурко, которые будут проходить по списку "Б". Ведь известно же, что на матчи можно заявлять только 21-го человека... Поэтому они будут числиться по списку «Б», ведь они еще молодые ребята. Немало игроков мы просмотрели, они нас устроили, и по возвращении в Украину (беседа состоялась 19 января, перед отправлением команды из Турции. — прим. М.С.) собираемся подписать с ними контракт. Они пройдут медобследование, проведут переговоры с руководством клуба. Мы хотим их видеть у себя в команде. Однако я бы не хотел сейчас называть фамилии, ведь до подписания контракта может случиться всякое. А на втором сборе на просмотре в Говерле из новых футболистов будет лишь несколько человек.
 
- Из дубля Говерлы у кого-то есть шанс отправиться вместе с командой на следующий этап подготовки?
 
- Да, к нам присоединится Юрий Тома, как и было запланировано. Также приедет вратарь из команды 19-летних. Может быть, добавится еще кто-то. Но дело в том, что молодой игрок должен сполна соответствовать требованиям первой команды. А если он не дотягивает до такого уровня, то какой смысл его брать? Если разница в мастерстве очень большая, ему будет очень тяжело. Так можно только навредить. Поэтому мы берем лишь тех, кто реально ближе к первой команде. Тот же Тома фактически перескочил дубль и с коллектива U-19 попал в первую команду.
 
Поэтому не стоит говорить, что Грозный не занимается молодежью. Я совсем не против заниматься молодыми игроками, у меня всюду молодежь росла. Но где я их возьму, если на Закарпатье весь молодняк вывезли и куда-то продали?! Определенные люди (агенты и причастные) их просто продали. Сегодня в нашей области нет тех игроков, которые, к большому сожалению, могли бы дорасти до первой команды. Так что нужно строить соответствующую инфраструктуру, заняться подготовкой детско-юношеских тренеров (дать им возможность побывать на стажировке и Италии, Англии, Германии, Голландии, чтобы они владели лучшими методиками подготовки), и тогда наши мальчишки будут расти. И они вырастут, но нужно время и терпение.
 
"Пригласили Сердюка, чтобы посмотреть, совпадает ли его и наше виденье игры"
 
- Как обстоит ситуация с Вячеславом Сердюком, который пробыл в Говерле не до конца первого сбора и из-за повреждения уехал в Украину? Вы ждете его на втором сборе?
 
- Мы приглашали Славу в первую очередь для того, чтобы посмотреть, совпадает ли его и наше виденье игры, и будет ли комфортно Сердюку в Говерле. Да, к сожалению, ему пришлось уехать раньше, так как микроповреждение не позволяло ему работать в полную силу. Поэтому я не могу дать полной оценки его работы, ведь он не принял участие в тех спаррингах, где бы я хотел его видеть. Известно, что сейчас он прошел медобследование, продолжает реабилитацию, и вероятнее всего, что он отправится с нами на следующий сбор. Если он будет играть на серьезном уровне, то, вне всякого сомнения, мы подпишем с ним контракт. Но сейчас со стопроцентной уверенностью я не могу ничего говорить. Для меня главное, чтобы в медицинском плане ему ничего не мешало, и чтобы он боролся за позицию в стартовом составе.
 
- Учитывая больше количество защитников на просмотре в Говерле, можно сказать, что вы испытываете трудности с обороной?
 
- Да, сегодня у нас есть проблема с надежностью в тылу. И нас в первую очередь интересуют футболисты, которые специализируются на защите. Потому что мы весь этот сбор фактически провели без крайних защитников, порой приходилось на фланг ставить центрбеков (а в одном матче левого "крайка" играл даже Илья Галюза. — прим. М.С.). Ведь Сергей Люлька еще не мог работать в общей группе и проходил окончательный период реабилитации, с Леандро мы разорвали трудовые отношения, и практически остались без крайних защитников. Мы искали кандидатуры на эти позиции, но не у всех получилось приехать к нам на просмотр. И на следующем сборе мы ожидаем именно этих людей. Мы очень ждем их, потому что уже приходит время наигрывать определенные аспекты, которые требуют конкретики в составе. И главное, что нам нужна конкуренция!
 
- Просматриваемые вами Вадим Родина и хорват по имени Винко не смогли решить сегодняшних проблем с обороной?
 
- Винко — хороший футболист, в одно время поигравший в России. Однако мне нужен центральный защитник, который является универсалом и может сыграть на нескольких позициях (как на фланге, так и в центре). И если Акакпо действует по всей ширине линии обороны, то Винко не может играть "крайка". Мы переговорили с ним на эту тему, и решили летом вернуться к возможности сотрудничать. А пока он продолжит карьеру в Хорватии.
 
Что же касается Родины, то он продолжает принадлежать кировоградской Звезде, которой мы очень благодарны за предоставленную возможность познакомиться с Вадимом. Мы договорились с этим футболистом, что он доигрывает в Кировограде до конца сезона, и летом он снова попадет в наш тренировочный лагерь, где получит шанс доказать свои претензии на место в составе. Сейчас же Вадим знает, над чем ему надо больше поработать, и пока что остается в Звезде.
 
"Галюза сказал, что перейдет лишь в ту команду, где будет иметь реальный шанс играть в основе"
 
- А как поступите с Ильей Галюзой? Он, в отличие от того же Родины, не сможет весной играть в своем клубе, так как уже распрощался с Зарей и стал свободным агентом...
 
- Илья — очень опытный и высококвалифицированный футболист, который благодаря своему труду, мастерству и хорошему отношению ко многим вещам (он занимается благотворительностью, проводит футбольные турниры, да и вообще он очень позитивный и умный парень) мог бы находиться в Заре сколько угодно. Но он хочет постоянно играть в основном составе. У нас он поработал очень серьезно, но позиции, на которые он претендует, в Говерле заняты. Понимаете, в чем проблема? И сейчас перед нами стоит дилемма, как выходить из этой ситуации? Ведь взяв Шацких, Вечурко и Дирсео и имея Виталия Буяльского, Рэзвана Кочиша и Дамьена Ле Таллека (а также не стоит забывать о потенциальных новичках), в центре поля мы имеем очень большую конкуренцию. Мы на днях разговаривали с Ильей, и он сказал, что пойдет только в ту команду, где у него будет реальная возможность зацепиться за основной состав. И эта позиция заслуживает уважения. В общем, мы пообщались, а по возвращении в Украину встретимся еще раз и подумаем, как нам дальше двигаться. Но о нем я могу сказать только теплые слова.
 
Кстати, есть в полузащите у нас есть также Армони Иканде, которого я на сборах так и не увидел. Ведь у него постоянно возникают какие-то проблемы. То его паспорт забрал агент, то визу ему не открыли в Нигерии... Но как бы там ни было, а это не профессиональный подход к делу, мы будем разговаривать по этому поводу с руководством клуба. Потому что меня не устраивает, что игрок пропускает весь сбор.
 
- Бразилец Дирсео, судя по всему, уже точно продолжит карьеру в Говерле?
 
- Да, этого футболиста мы будем подписывать. Он очень хорош для нас, играет как центрального защитника, так и опорного полузащитника. Дирсео очень важен для команды, и мы делаем все, чтобы оформить с ним соглашение.
 
К слову, мы не только подписывали новых игроков, но и продлили соглашение минимум на полгода с Кочишем. Надо сохранить как можно больше футболистов, чтобы не нарушать костяк команды. С приходом Кочиша, Никулаэ и Савича у нас существенно выросла конкуренция впереди, и эта троица во многом определяла лицо нашей атаки. Поэтому мы бы хотели оставить у себя этих исполнителей. Так что Никулаэ и Кочиша мы продлили, а вот Савича, увы, с нами уже не будет. Наши финансовые возможности не позволяют удержать этого футболиста.
 
"Ле Таллек начал работать с улыбкой на лице"
 
- Можно сказать, что с появлением новых игроков и возможным подписанием пары-тройки других исполнителей в будущем тактическая схема Говерлы может видоизмениться?
 
- Я стремлюсь к тому, чтобы команда в любой момент могла применить различные модели игры. Понятно, что против таких команд как Днепр и Металлист, первым номером не поиграешь. С ними надо действовать очень плотно, насыщая центр полузащиты. Дома же с рядом команд нам нужно играть первым номером, ведь в большинстве случаев соперник сам отдаст нам инициативу, чтобы ловить нас на скоростных атаках. Поэтому мы должны досконально владеть разными системами ведения игры. Для меня очень важно, чтобы Говерла в течение одного матча могла работать по-разному, в зависимости от того, как складывается игра: действуем мы по результату или нет, надо переломить ход игры или же сохранить счет, нужно ли перестраиваться на схему в три защитника (мы не раз наигрывали эту схему)? Мы действуем как в четыре, так и в три бека, и в два опорных, и в одного опорного полузащитника, и в одного, и два нападающих, и с инсайдами. Главное, чтобы футболисты умели действовать согласно определенным расстановкам. И мы должны применять такую схему, которая будет соответствовать обойме игроков. Я могу ввести построение Барселоны, но ведь у меня нет под нее таких связующих футболистов как Иньеста и Хави.
 
- Наверное, Ле Таллек в Говерле уже никогда не вернется в нападение...
 
- Да. Ну, разве что надо будет спасать игру, то я могу выдвинуть его вперед, ведь он здорово играет головой. Это правда. Однако мне очень приятно, что все увидели, насколько Ле Таллек полезен в действиях из глубины. Он постоянно набирает, и я уверен, что на позиции центрального полузащитника Дамьен будет только прогрессировать. И здесь очень важно его понимание, что требование тренера в интересах его же роста! Осознав это, он стал работать совершенно по-другому, с улыбкой воспринимая те факторы, при которых он раньше недоумевал. Видно, что с позиции опорного полузащитника, ему легче работать лицом вперед, нежели исполнять роль столба, который просто борется и толкается с защитниками.
 
- С приходом Максима Щацких стало видно, как вы буквально плетете вокруг него игру Говерлы. Смею предположить, что его трансфер был задуман вами еще давно и был самым приоритетным этой зимой?
 
- Да, Максим стал для нас очень хорошим усилением. Но мне очень важно и то, что Шацких всегда создает положительный микроклимат в коллективе. Он сам, без тренеров, предъявляет нужные претензии футболистам, что очень здорово. И он вполне имеет на это право, так как по максимуму выкладывается на каждой тренировке и никогда не позволит себе опуститься ниже определенного уровня. Для Говерлы очень важно иметь в составе таких харизматических и авторитетных исполнителей.
 
- Но, как-никак, а Максим уже пребывает в почтенном для футболиста возрасте. Не боитесь, что в любой момент он может сдать и вскоре завершить карьеру?
 
- Мы заключили с Шацких контракт на два с половиной года. Вот на сколько мы рассчитываем на этого футболиста, и у меня нет сомнений, что он отработает этот контракт и будет играть еще.
 
"Райчевич, Балафас, Лазевски и Дандя хотят уйти в аренду"
 
- Много ли было таких, кто не прошел просмотр?
 
- Это ряд иностранцев, которым мы сказали, что они не сильнее уже имеющихся у нас игроков, поблагодарили их за совместную работу, и они уехали.
 
- Кто из игроков Говерлы вскоре покинет команду?
 
- Есть ряд футболистов, которые у нас на контракте, но не имеют достаточной игровой практики. Видя это, они изъявляют желание уйти в аренду. Это Райчевич — профессионал высокого уровня, о котором можно сказать только теплые слова. Балафас, который раньше постоянно выходил на поле. Но в связи с тем, что я перевел Ле Таллека на позицию опорного полузащитника (а там еще могут сыграть и Кочиш, и Буяльский, и Вечурко будет), Сотириос все понимает и говорит, что хотел бы подыскать команду, где сможет постоянно играть. Вместе с агентами данные футболисты ищут подходящие варианты. У Лазевски такая же ситуация. Он тоже хочет всегда выходить на поле, ведь в Партизане он был одним из лидеров. Но Партизан в Сербии — это как в Украине Шахтер, Динамо, Металлист или Днепр, которые всегда играют первым номером. А это позволяло Лазевски подключаться в каждую атаку, демонстрировать неплохой дриблинг, выдавать передачи. Однако Говерла не может постоянно играть первым номером, соперник часто заставляет нас отдавать инициативу. И у меня защитники в первую очередь должны думать об обороне, а не об атаке. Так что Лазевски мог бы принести больше пользы той команде, которая всегда диктует сопернику свои условия.
 
Что же касается Дандя, то его контракт с Говерлой действует еще полтора года, но он уже сейчас видит, что с вероятным приходом группы центральных защитников у него будет мало игровой практики. Поэтому он попросил отдать его в аренду, и сейчас агенты прорабатывают все варианты. Вот это нормальная позиция, которую надо уважать. Именно поэтому игроки уходят: они не хотят сидеть на скамейке запасных. Тот же Тащи — способный и талантливый футболист. Но пока он не выдерживает конкуренцию в первой команде. Это не устраивает как его, так и нас. Поэтому для него есть смысл вернуться в московское Динамо, и продолжать работать в дубле москвичей, или же подыскать команду, где он будет играть.
 
"Со Спартаком и казахстанской "молодежкой" провели очень хорошие модельные тренировки"
 
- Насколько я понимаю, то результатам спаррингов на первом сборе вы почти не уделяете внимания?
 
- Когда я стал опытнее, то счета в контрольных матчах меня перестали особо интересовать. Ведь работа у нас шла на фоне очень больших нагрузок. Первую неделю мы работали фактически в четырехразовом режиме. Тем более, мы очень много выходили на поле. Однако нельзя сказать, что у нас была куча спаррингов. Перед сбором мы запланировали сыграть три товарищеских международных матча: 12-го, 15-го и 18 января. В итоге они были проведены по плану. Но, учитывая, что я когда-то работал в Казахстане, мы договорились с молодежной сборной Казахстана и с местным Спартаком из Семея провести так называемые модельные тренировки. Это не контрольные игры! Они отрабатывали быстрый переход из обороны в атаку, а Говерла — игру первым номером. Поэтому люди, которые не знают данного факта, думают, что это были полноценные спарринги. Однако это были не официальные спарринги, которых мы сыграли только три. А две модельные тренировки, с казахской «молодежкой» и Спартаком, принесли пользу как нам, так и сопернику. Таким образом, мы имели простор для маневра и неких экспериментов, и это очень здорово. Мы и на следующем сборе также будем играть. Я давно практикую подобное.
 
- Известны ли уже спарринг-партнеры Говерлы на втором сборе?
 
- Насколько я знаю, мы сыграем с одним из лидеров чемпионата Кореи (кажется, 27-го или 28 января), затем у нас по расписанию польский Гурник (по-моему, 1 февраля), а затем четвертого и восьмого числа, скорее всего, мы сразимся с двумя российскими клубами.
 
Максим Сухенко, Football.ua из Сиде