Сергею Рудыке — 26. Последние три сезона он был незаменим в Металлурге при любых тренерах, в том числе, Таране, был капитаном и лидером на поле, хотя выделяться во времена катастрофических провалов клуба было непросто. Очень большое "но" случилось прошлым летом, когда Сергей оказался не нужным Тарану, задумавшему революцию в Металлурге, и отправился в дубль.

"ТОМАХ И ШТЕЛИН ВСЕГДА БЫЛИ НА МОЕЙ СТОРОНЕ В ЭТОМ ВОПРОСЕ, ЗНАЮ, ЧТО ОНИ ПЫТАЛИСЬ РАЗГОВАРИВАТЬ С ТАРАНОМ"

- Ситуация, которая осталась без ваших объяснений в прессе, – пропуск летних сборов Металлурга и несколько месяцев, проведенных в дубле. Олег Таран, исходя из слов Александра Штелина, решил не брать вас на сборы, а после их окончания не привлекал вас к тренировкам с основой.

- Да, так и было. Но, понимаете, у каждого тренера свои взгляды на футбол и комлектацию состава. Таран видел на моей позиции других футболистов. Он ведь – главный тренер, и именно в его прерогативах было выбирать для себя игроков. Ну, вот он так решил.

- Таран объяснил мотивы своего решения?

- Не объяснял.

- А как вообще все происходило: вас вызывает сам тренер и говорит "до свидания", звонят администраторы и говорят о переводе в дубль, или как-то иначе?

- Моей фамилии просто не оказалось в списке игроков, которые отправлялись на сборы. Остался работать с дублем, вот и все.

- По словам Томаха, Металлург выбрал стратегию развития, когда тренер – человек далеко не первый в клубе и, по-хорошему, подневольный, который не имеет последнего права голоса в кадровых вопросах. Так вот: как вели себя в этой ситуации руководители клуба: Штелин, Томах?

- Я не могу сказать о всей группе футболистов, которых Таран тогда отсеял, но знаю, что и Томах, и Штелин всегда были на моей стороне в этом вопросе. Знаю, что они пытались разговаривать с Тараном. И уже в конце своего пребывания в Металлурге Таран таки вернул меня в команду. Но больше из-за того, что просто некому было играть на тот момент.

- Главный тренер убирает из состава капитана и лидера, воспитанника клуба. Может, Таран хотел показать, кто в доме хозяин или у вас был какой-то конфликт? Слабо верится, что кто-то другой сознательно возьмет на себя такую ответственность без особых причин.

- Честно говоря, я об этом не задумывался. Он принял решение и не стал ничего объяснять.

- Как происходило ваше возвращение в первую команду? Кто вам об этом сказал первым?

- После одного из матчей за дубль Чанцев, который помогал Тарану на тот момент, подошел ко мне и сказал, мол, завтра я буду в заявке на игру первой команды.

- И как вы общались с Тараном после возвращения?

- Нормально. Так, как еще до отсылки в дубль.

- Принято считать, что футболист, когда в команде все в порядке, играет еще и за имя и репутацию тренера. Возникает вопрос, как игралось вам за имя Тарана вот в тех трех матчах, пока он не ушел?

- Да я никогда не играл за имя тренера. Я играю за имя клуба, город и за фамилию, которая написана у меня сзади на футболке. Мне все равно, кто в это время будет сидеть на скамейке, потому что есть более важные мотивы сражаться на поле.

- Фраза из статьи о вас на Википедии: "В летнее межсезонье 2014 года у Рудыки был шанс перейти в ужгородскую Говерлу. Но, клубы не смогли договориться до закрытия трансферного окна". Расскажете?

- Я месяц-полтора работал с дублем, шли последние дни летнего трансферного окна, и руководство Металлурга, видя, что Таран категорически не хочет возвращать меня в первую команду, как раз в это время дало добро на то, чтобы опустить меня в аренду в другой клуб. Было предложение именно от Говерлы. Мы даже почти обо всем договорились, но что-то не получилось. Видимо, все стороны просто не смогли договориться до закрытия трансферного окна.

- Вас это расстроило или было больше желания остаться в родном городе и клубе, пускай и в дубле?

- Конечно, было желание играть в Премьер-лиге. Уходя в Говерлу, я знал, что у меня будет гарантированная игровая практика. Но в итоге остался в дубле, и ничего страшного не произошло. Работал и доказывал, что не слабее тех футболистов, которые играли в первой команде не моей позиции.

"В "ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ЗАЛЕ", ПОЖАЛУЙ, НУЖНО ПРОВОДИТЬ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ, ЧЕМ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ПОЛЕ"

- Я вот читал одно из ваших высказываний о Таране с позитивной окраской: мол, тренировки при нем стали интересней, более игровыми. Да и вообще: первые полгода в сезоне еще предыдущем вы ведь играли при Таране регулярно. Что-то предвещало проблемы летом?

- Нет. Даже не подозревал, что подобное может случиться.

- Другая сторона медали: Таран после провального предыдущего сезона практически определил едва не весь тогдашний состав команды, как непригодный для серьезных задач, и летом изменил состав очень серьезно, еще и жаловался, что не все трансферные планы удалось осуществить. Поставьте себя на место тренера: нужны ли были Металлургу такие резкие кадровые решения?

- Я считаю, что не нужны были, потому что этими же людьми при предыдущем тренере, Сергее Пучкове, команда играла хорошо. Да, не получалось с результатами – я уверен, что временно – но игра ведь была очень неплохая! Да, у нас были хорошие футболисты, но ведь не звезды по украинским меркам – просто нормальные средние футболисты, поигравшие в Премьер-лиге. И я не считаю, что состав того Металлурга уступал любой из средних команд лиги. Те игроки, тот состав доказал, что может играть в хороший футбол. Так зачем было рубить все на корне?

- Наблюдая за работой Тарана и сравнивая ее с попытками его предшественников: Пучкова, Зайцева, Кварцяного, Ковальца, каковы у Тарана были шансы, по вашей оценке на то время, стать не одним из, а закрепиться в Металлурге всерьез и надолго?

- Вообще, я считаю, что у Тарана были самые большие шансы на успех среди всех тренеров, которых вы перечислили. Почему? Потому что ему дали зеленый свет на очень серьезную траснферную работу. Он пригласил в команду очень много реально серьезных футболистов. Так что перспективы у него сделать сильную команду были очень высокие.

- Как у него складывались отношения с футболистами, которые пользовались его доверием? Вы можете ведь судить и по себе в период первого полугодия сотрудничества. Судя общению с прессой, часто Олег Таран остается непонятым, а его ответы на простые вопросы – странными. Изнутри коллектива можно было о нем сказать, что он достаточно справедлив, человечен, рассудителен?

- (Задумчиво) Как сказать… Таран – человек достаточно своеобразный. Но тяжело ли было работать с ним футболистам в плане человеческих отношений? Нет. На тренировках и вне поля происходило достаточно нормальное общение – все понимали друг друга.

- Мне вот тяжело представить, что Таран – тренер, который до мелочей изучает соперников, уделяет много внимания футбольному образованию своих игроков и может удивить тактическими изысками.

- В точку. Действительно, при нем было очень мало теоретических занятий. Соперников разбирали, но не так детально, как это делает, пожалуй, большинство тренеров. Особого значения тактике он не придавал. Ну, хотя, у каждого тренера свой подход к этому вопросу, так что, наверное, имеет право на жизнь и подход Тарана.

- А как удобней футболисту? Ореинтироваться на свои знания и свое понимание игры или знать точно, куда и, главное, зачем ты бежишь в том или ином моменте, из слов тренера?

- Я считаю, что теории должно быть много. В современном футболе тренеру необходимо изучать и соперника, и не забывать обучать своих футболистов. Более того, в теоретическом зале, пожалуй, нужно проводить больше времени, чем на тренировочном поле.

- Кто из тренеров, с которым вы работали, был лучшим в этом аспекте?

- Григорчук. Я немного побыл здесь при нем, но это именно он.

- Штелин в интервью нашему сайту сказал, что у Металлурга не было рисунка игры при Таране. В игровом плане, если сранивать с командой Пучкова, был только регресс, результаты особо ничем не отличались. Футболисты ведь тоже видят, что все не так и не то, что тренер ничего не может изменить. Как чувствовали себя в этой ситуации?

- Когда игра не идет, а тренер говорит "Я не знаю, почему она не идет" и не может ничем помочь, для футболиста это как приговор – очень тяжело. Нужно помогать самому себе, и все. Этого мало для успеха команды.

"НА ФАМИЛИИ НЕКОТОРЫХ КАНДИДАТОВ НА РОЛЬ НОВОГО ТРЕНЕРА МЫ РЕАГИРОВАЛИ ПРИМЕРНО ТАК: "ЛИШЬ БЫ НЕ ОН""

- Позволяет ли ваш статус и воспитанника клуба, и его капитана по крайней мере в недавнем прошлом, и футболиста уже сформировавшегося, влиять своим мнением на какие-то жизненные процессы в клубе, кроме сугубо игровых функций?

- Нет. Сейчас такая политика в клубе, что футболисты мало на что влияют, помимо тех вопросов, которые происходят непосредственно на поле.

- Это хорошо или плохо?

- Я считаю, что это хорошо, потому что каждый должен заниматься своим делом. Это правильно.

- Вон, Максим Шацких с тренером ездит даже в Киев к президенту клуба решать финансовые вопросы в Говерле. А лично вас или старожилов команды спрашивали в последние месяцы, что вы думаете на счет нового тренера, как смотрите на вариант с назначением Томаха? Было ли какое-то совещание?

- На эту тему с футболистами тоже никто не советовался. Вообще, есть, конечно, некоторые вопросы, которые игроки решают совместно с руководством клуба. Но настолько глобальный вопрос, как назначения главного тренера, — нет.

- Как вашим коллегам по Металлургу жилось в месяцы, когда в прессе едва не каждый день ходили слухи о том, или другом кандидате на роль нового рулевого? И, кстати, о назначении Томаха вы знали заранее?

- Назначение Томаха – это для нас такая же неожиданность, как и для всех. Нам ведь изначально сказали, что имя нового тренера назовут до ухода в отпуск, а в итоге получилось, что футболисты тоже на протяжении всего отпуска следили за этим вопросом в интернете. Да, было много кандидатов, много разговоров, слухов. А о том, что Томах остается на должности наставника, мы узнали только когда собрались все вместе после отпуска.

- Футбольная тусовка крайне тесна, так что наверняка вы общаетесь с игроками, которые работали со многими из тех самых кандидатов. Были среди них те, кого вы не хотели видеть в Металлурге, или футболистам, по большому счету, все равно, под чьим руководством работать, так как на контракт то не влияет?

- Конечно, не все равно. И – да, такие кандидаты были. Называлось очень много фамилий, и среди них было много тренеров, с которыми пересекались ребята в том числе из нынешнего Металлурга. Мы обсуждали этих тренеров, и среди них были те, кого мы хотели видеть в команде, и те, на фамилию которого мы реагировали примерно так: "лишь бы не он".

- Что сейчас, во времена Томаха, в команде изменилось настолько, что заметно невооруженным взглядом?

- Кроме нового тренировочного процесса, считаю, наладилась дисциплина в команде – этому вопросу уделяется гораздо больше внимания, чем раньше.

- Это значит, что раньше, при Таране, с этим были проблемы?

- Не то чтобы проблемы. Просто, кто лично знает Сан Саныча Томаха, все подвердят, что он – очень строгий и требовательный тренер, и дисциплина у него стоит на первом месте.

- За счет чего Александр Томах может изменить историю Металлурга, которая в последние годы перечеркивает все былые заслуги? То есть, речь не о локальных, а глобальных изменениях к лучшему.

- Очень тяжелый вопрос… Знаю только то, что одному Томаху сделать это будет крайне тяжело...

- Сейчас в команде осталось только два легионера: Орелеси и Балич. Вы этих легионеров видели за эти годы много. В Украине в клубах, где легионеров много и подписывают их, как правило, по итогам просмотров, а не длительного изучения, принято критиковать еще и второсортность иностранцев. Как было в Металлурге все эти годы с качеством иностраных игроков?

- Ну, то, что в Металлурге было их много – это точно. За все эти годы – десятки, не сосчитать точно. Ну, я, конечно, тоже считаю, что легионер должен быть сильнее на голову или даже две нашего, украинского футболиста. Тем более, в Запорожье всегда была талантливая молодежь. Так что брать второсортного легионера – я не вижу в этом смысла. А такие были. В то же время, были такие парни, как Жуниор, которые очень помогли команде. Такие легионеры нужны. Большинство же легионеров на практике только мешают развиваться нашим молодым ребятам.

- Если обобщать, каких легионеров было в Металлурге при вас больше: выского качества мастертсва или все же второсортных?

- Конечно, второсортных. Их было десятками. Иностранцев же высокого уровня можно пересчитать на пальцах одной рукой.

- Тигарев, Тейку, Ашраф, Йокич, Жуниор – это легионеры, которые, по мнению Опанасенко, являлись сильнее украинцев, и были достойны места в Металлурге. Какие первые фамилии всплывают в вашей памяти, если говорить о высоком уровне?

- Жуниор, Тигарев, Челядинский, Модебадзе. Пожалуй, соглашусь и по Тейку с Ашрафом.

"ЗАРПЛАТУ ПЛАТЯТ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ, БЕЗ ЗАДЕРЖЕК, НО ПО НЕМНОГО МЕНЬШОМУ КУРСУ ДОЛЛАРА"

- Каковы планы лично для себя вы строите на ближайшее будущее? У вас есть цели более грандиозные, чем провести всю карьеру в Металлурге? Или это – не самый плохой вариант, учитывая, что это – ваш родной клуб?

- У меня есть еще контракт с Металлургом, так что не сильно корректно будет говорить на этот счет.

- Мечты о сборной у вас есть?

- Конечно, попасть в сборную своей страны – главная цель любого футболиста. Естественно, и я очень хочу играть за сборную своей страны – Украины.

- Так вот, считаете ли вы, что для попадания в поле зрения тренеров сборной Украины практически обязательная программа – смена клуба на более сильный?

- Я считаю, для этого необязательно играть в клубе-гранде. В нынешней сборной есть много примеров, когда Михаил Фоменко берет людей не из топовых команд.

- Вспомните, на вскидку, последнего футболиста, которого вызывали в сборную Украины из Металлурга?

- Наверное, Владимир Полевой.

- На какой позиции сейчас наигрывает вас тренер? А то в последних сезонах вы играли и в защите, и в центре поля, и в нападении.

- В основном, на позиции опорного полузащитника, но немного пробовали и на месте нападающего.

- Где вам удобней?

- Самая привычная позициия – опорный полузащитник. А вообще в своей жизни я играл, наверное, на всех позициях, кроме вратарской.

- Правда ли, что в Металлурге установили потолок месячных зарплат, снизив его до 120 тысяч гривен?

- Не знаю, возможно, это касается новых контрактов, которые заключаются этой зимой. А что касается ранее подписанных соглашений, то клуб продолжает выплачивать зарплаты на тех же условиях, что и раньше.

- Финансовых проблем клуб не испытывает вообще? Или, если сранивать с другими клубами, то они просто минимальные и поэтому о них не стоит говорить?

- Да, если сранивать с другими клубами, то у нас проблем вообще нет. Зарплату платят в полном объеме, без задержек, но по немного меньшому курсу доллара.

- Какие цели ставит перед собой Металлург в чемпионате, из которого наверняка никто не будет вылетать и при курсе клуба на украинизацию и омоложение состава?

- Конкретные задачи никто не объявлял, но я считаю, что на данный момент задача – это строительство новой команды, ведь много людей ушло, много молодежи пришло на их места.

- Как удобней: когда в Металлург приходят готовые исполнители, или когда натаскивают свою молодежь?

- Должен быть разумный баланс из опытных футболистов и молодежи. Одна молодежь не потянет, потому что она должна чему-то учиться на поле у более опытных коллег.

- У Металлурга есть такой баланс есть или чувствуется перевес в сторону молодежи?

- Считаю, в команде достаточно опытных футболистов.

Анатолий Волков, Football.ua