Эксклюзивное интервью Football.ua с президентом ФК Металлург Андреем Шевчуком.
"Взять тот же город, когда дело коснулось условий аренды стадиона. Вопрос ставился так, что нам проще было играть "домашние" игры в другой области"
- Как долго вызревало решение о прекращении финансирования ФК Металлург? Это же вопрос не одного дня. Правильно ли будет понимать, что все кадровые изменения в команде летом (уход большинства высокооплачиваемых игроков, ставка на игроков дубля, отсутствие новичков высокого уровня) – это уже было начало процесса, которое закончилось в итоге прекращением финансирования?
- На данный вопрос, скорее, могут ответить только инвесторы. Перечисленные вами факторы едва ли можно воспринимать как сигналы. Ведь в то же самое время в клуб был приглашен новый директор по спорту – голландец Майк Снои, привлечен новый руководитель селекционной службы Игорь Братчиков. Эти специалисты пришли как раз в летние месяцы. В работе служб клуба не было даже и намека на какую-то нехорошую перспективу, напротив – наши сотрудники трудились над многими проектами, как говорят, "на будущее".
Что же касается ситуации именно с футбольными кадрами и селекцией – у нее есть свои причины, не связанные с вопросами финансирования клуба. Как бы это не было трудно в нынешней ситуации, но никаких проблем с финансированием наш клуб летом не испытывал. И наш допуск к чемпионату безо всяких дополнительных условий это только подтверждает. Да, наверняка, отсутствие этих проблем стоило огромнейших усилий нашим инвесторам. Видимо, по каким-то причинам они уже не могут с этим справляться. Особенно самостоятельно, ведь все эти годы у них не было никакой поддержки – ни от бизнеса, ни от властей области, ни от городских властей. Последние были более заинтересованы в выгоде для себя. Взять тот же город, когда дело коснулось условий аренды стадиона. Вопрос ставился так, что нам проще было играть "домашние" игры в другой области. Это при том, что Металлург – единственный профессиональный клуб области, его спортивная визитка. Те же болельщики часто задают вопросы собственникам, но почему не поставить вопрос помощи клубу со стороны властей?
Любой формат сотрудничества или помощи, который не даст клубу прекратить свою жизнедеятельность, является удачным
- Как нужно понимать саму фразу из официального заявления клуба: "Считаем необходимым сообщить об отсутствии экономической целесообразности дальнейшего развития клуба в сложившейся ситуации, а также об остановке его финансирования с 1 октября 2015 г."? Это означает прекращение существования клуба со 2 октября, если не появятся заинтересованные люди, которые будут готовы вкладывать деньги в Металлург?
- Мы все надеемся на лучшее. Как вы понимаете, футбольный клуб в нашей стране требует существенных инвестиций. При этом сложности нынешней экономической ситуации каждый бизнесмен ощутил на себе. Бизнес-проекты сворачиваются, закрываются предприятия, сокращают работников, оптимизируют затраты. В таких условиях финансировать футбольный клуб под силу далеко не каждому. Если рассматривать клуб как рядовое предприятие, то его закрытие – это обычное явление для той ситуации, когда бизнесмен не видит целесообразности в развитии направления. Но, в то же время, футбольный клуб – это не только бизнес-проект. Это и общественно-значимая единица, которая позволяет не просто воспитывать подрастающее поколение с любовью к спорту и здоровому образу жизни, но и является визитной карточкой города, региона, страны. В этом плане, прекращение работы Металлурга – это огромная потеря для каждого запорожца. Повторюсь, не хотелось бы, чтобы до этого дошло – надеемся на лучшее.
- Может ли измениться позиция акционеров клуба в этом вопросе, или решение – окончательное? Что, если появятся бизнесмены, которые захотят помочь частично, стать компаньонами?
- Любой формат сотрудничества или помощи, который не даст клубу прекратить свою жизнедеятельность, является удачным. И хотелось бы рассчитывать на поддержку и помощь. Ведь, если общество видит, что, к примеру, семья не может дать ребенку необходимых условий, оно же не остается равнодушным: детям создают условия, мимо них не проходят. В случае с клубом, мы очень надеемся, что общество не останется равнодушным, не позволит клубу кануть в Лету. Как и было сказано в обращении на нашем сайте – рассмотрим любые предложения на любых условиях.
- Влияли ли на решение инвесторов результаты команды? Что, если бы, например, Металлург прошлый сезон закончил в зоне еврокубков, а в этом уверенно шел шестым-седьмым, показывая отличную игру?
- Это же спорт. Поражения, равно, как и победы, в нем неизбежны. Тем более первая команда клуба, на результаты которой вы намекаете – это только вершина айсберга. В основании же футбольного клуба есть и успешная детская школа, и замечательные сотрудники, и много всего остального. Не думаю, что на решение соучредителей как-то повлияло нынешнее положение Металлурга в турнирной таблице Лиги Пари-Матч. Хотя, не буду скрывать, последнее место ни инвесторов, ни нас, конечно, не устраивает.
"По итогам сентября все финансовые обязательства перед игроками, штабом, сотрудниками и работниками клуба будут, конечно же, выполнены"
- Сейчас, по словам Старцева и Каплиенко, перед футболистами существует двухмесячная задолженность по зарплатам. На момент прекращения финансирования Металлурга, его нынешние владельцы собираются отдать бразды правления без долгов, или футболисты уже не будут получать ни долги, ни последующие зарплаты?
- Собственники выполняли все взятые на себя обязательства в полном объеме все эти годы. Опять повторюсь: мы были допущены к участию в нынешнем чемпионате без подписания каких-либо меморандумов по задолженностям. То есть, в новый сезон мы вошли без долгов по заработной плате. Думаю, что все прекрасно знают о проблемах футбольного хозяйства Украины, чтобы понять, что это дорого стоит – своевременно выполнять все обязательства перед теми же футболистами. Если говорить о нынешней ситуации, то по итогам сентября все финансовые обязательства перед игроками, штабом, сотрудниками и работниками клуба будут, конечно же, выполнены.
- 17 октября Металлург впервые сыграет на выезде после прекращения финансирования. Означает ли это, что на тот момент у клуба вполне может не оказаться средств на выезд (гостиница, дорога, питание и так далее), или же деньги на эти вещи заложены в бюджет до конца первой части чемпионата или на весь чемпионат? Или же нужно понимать, что с первого октября по имеющемуся решению инвесторов именно на сегодняшний день команда уже не будет участвовать в чемпионате?
- Мы не поднимали вопрос снятия Металлурга с чемпионата перед футбольными инстанциями. Сейчас перед нами стоят текущие задачи – участие в ближайших матчах. Сейчас это первоочередные для нас задачи.
- Какая судьба ждет инфраструктуру клуба, а также детскую академию?
- ДЮСШ – это сердце клуба и наша гордость. К счастью, наша школа пользуется большой популярностью у жителей города, много детей занимается. Хотелось бы, чтобы металлурговская школа нашла поддержку и продолжила свою деятельность. Но опять же, содержание ее инфраструктуры, участие ее команд в чемпионатах ДЮФЛ – это существенные финансовые вливания, и здесь не обойтись без поддержки не только властей, но и бизнеса.
- Кто-то сейчас ищет заинтересованных инвесторов для спасения Металлурга, или же клуб в режиме ожидания: если кто-то объявится – хорошо, нет – так и быть?
Мы не поднимали вопрос снятия Металлурга с чемпионата перед футбольными инстанциями
- Вы думаете, что у нас выстроилась длинная очередь из потенциальных инвесторов? К сожалению, конкретных предложений пока нет.
- Что руководство клуба сделало для того, что клуб шел путем самоокупаемости? Какие были статьи дохода у Металлурга? Почему в последнее время клуб перестал продавать игроков? Какая была проделанная работа для подписания выгодных спонсорских контрактов? Для удачной продажи телевизионных прав и так далее? Сколько процентов из годового бюджета клуб зарабатывал для своего существования сам?
- Доходная часть клубов строится на поступлениях от продажи прав на трансляции, привлечения спонсоров для размещения рекламы на рекламных активах клуба, доходов от продажи билетов, атрибутики и развития других коммерческих направлений, а также за счет трансферов. Например, этим летом мы выделили направление фандрайзинга. Именно с целью повышения доходности клуба в коммерческой части: привлечение рекламодателей, спонсоров. Для нас также важно наращивание посещаемости домашних матчей. Понятно, что интерес общественности во многом определяет и интерес спонсоров. Поэтому мы стали активнее в части паблик-рилейшнз. Реализовывали ряд социальных проектов, целью которых является популяризация футбола в целом и клуба в частности. Наращиваем присутствие в медиа-пространстве – достигли договоренностей с одним из ведущих региональных телеканалов по ряду проектов, в том числе по анонсированию матчей. Привлекли к партнерству и сотрудничеству еще ряд местных компаний. Привлечение спонсоров – это работа не одного дня. К счастью, клуб всегда финансировался собственниками. При этом нужно отметить, что клуб может приносить деньги, и клуб должен быть открыт общественности, то есть вести максимально открытую информационную политику. Потому как клуб жив, пока жив интерес к футболу со стороны болельщика. Нет болельщика – нет ни трансляций, нет ни посещения матчей, ни продаж атрибутики. Если говорить о доле, которую клуб зарабатывает самостоятельно, то в бюджете она занимает незначительное место – порядка 20%. Это реалии отечественного футбола.
- Готовы ли нынешние владельцы отдать клуб потенциально новому собственнику бесплатно? Или же руководство клуба ждет финансовой компенсации за ФК Металлург?
- В обращении сказано, что будут рассматриваться любые условия.
Анатолий Волков, Football.ua