Виталий Шевченко еще в юном возрасте буквально ворвался в большой футбол. В годы своей карьеры футболиста он был суперпопулярен. Его имя громко звучало на весь Советский Союз. Он был одним из самых смелых, острых, результативных форвардов советского футбола. Закончив свою игровую карьеру, Виталий Шевченко стал и заметным тренером, поработав в самых разных клубах в различных странах мира.

Нынешний наставник одесского Черноморца образован, интеллигентен, владеет тремя языками: английским, испанским, ивритом. Правда, интервью дает достаточно редко. Поэтому, когда согласие на беседу было получено, грех было не воспользоваться этим шансом.

"Папа, мама, я - спортивная семья"

- Виталий Викторович, интересно, а как вы попали в футбол?

- Можно сказать, в футбол я попал с пеленок. Родился и вырос в спортивной семье. Моя мама была известной волейболисткой в Баку, мастером спорта, а папа - футболистом, играл за бакинский Нефтяник. Говорят, был неплохим защитником. Поэтому в нашей семье царил настоящий культ спорта. Меня и моего младшего брата Вадима (он, кстати, уже много лет живет в Киеве) родители воспитывали в спортивном духе.

Мы с братом с детства приобщились к футболу. Вадим в воротах получил травму плеча, поэтому больше не играл. Зато стал известным футбольным судьей, арбитром ФИФА. Сейчас мой брат работает в Федерации футбола Украины. Я же в 16 лет стал потихоньку выступать за бакинский Нефтяник.

Первый Шевченко

- Как вы себя ощущали на поле рядом с такими корифеями советского футбола, игроками сборной СССР, как Эдуард Маркаров, Анатолий Банишевский, игравшими в то время за Нефтяник?

- Прекрасно себя ощущал. И Маркаров, и Банишевский, да, и вся команда относилась ко мне хорошо. Все они меня поддерживали, по-отечески опекали. У Маркарова я учился обводке, дриблингу, у Банишевского - умению хорошо открыться и выйти на ударную позицию. В 1968 году я стал полноправным игроком основного состава бакинской команды.

- А через два года вы уже играли за сборную СССР...

- После чемпионата мира в Мексике в 1970 году, когда наша сборная проиграла в четвертьфинале мирового первенства тот злополучный матч Уругваю в дополнительное время, решено было создавать новую сборную, включив в ее состав много новых футболистов, в числе которых был и я.

- Какой гол для вас самый памятный в составе сборной СССР?

- Пожалуй, когда мы играли отборочный матч чемпионата Европы в Москве в мае 1971 года в Лужниках со сборной Испании. Тогда сборная СССР выиграла в упорной борьбе - 2:1. Матч получился напряженным, минут за 10 до конца игры Виктор Колотов открыл счет, и буквально через несколько минут московский динамовец Геннадий Еврюжихин с углового закрутил мяч, и мне удалось точным ударом удвоить счет. И хотя испанцы ближе к концу матча забили нам гол, уже было ясно, что мы выиграем.

"Жена - мой ангел-хранитель"

- Когда вас пригласили в киевское Динамо?

- Зимой 1972 года я оказался в команде. А где-то в апреле 1972-го получил травму колена, очень серьезную. Плюс у меня еще открылась неприятная болезнь сосудов - тромбоз, и вдобавок ко всему произошло воспаление аппендицита. И я выбыл из футбола на два с половиной года.

- И что, вы все это время лечились?

- Да, однако, как говорится, нет худа без добра, именно в тот период я познакомился со своей будущей женой. Был в гостях у своих московских друзей и там встретил очаровательную девушку-москвичку по имени Бася. Пока был в Москве, мы проводили время вместе, а затем, когда уехал в Киев, перезванивались, переписывались. 

Длилось это где-то полгода, и летом 1973-го мы поженились, а в конце того же года у нас родилась дочь Татьяна. Мы уже 35 лет вместе, и Бася всегда меня поддерживает в разных ситуациях, она всегда со мной, где бы я ни работал. Она - мой ангел-хранитель.

- Как дальше складывалась ваша футбольная карьера?

- Очень непросто. В сезоне 1974 года киевское Динамо возглавил Валерий Лобановский. Он поддерживал меня, подбадривал: "Давай, пробивайся, играй", но я видел, что для меня это уже нереально. Я уехал в Одессу и поиграл в Черноморце не худших своих шесть сезонов.

В паре с Семиным

- Повесив бутсы на гвоздь, почему вы начали именно тренерскую карьеру?

- Столько лет отдав футболу, я просто себя не видел вне его. Окончив школу тренеров, работал в московском Локомотиве вторым тренером у Юрия Семина. Хотя официально значился начальником команды.

- Как вам работалось с Юрием Семиным?

- Отлично. Мы были молоды, полны идей. Хотелось себя реализовать в полной мере.

- И поэтому вы отправились работать тренером в далекую Боливию?

- Мне хотелось поработать самостоятельно. Получив хорошую тренерскую школу в Локомотиве, я стал тренером в столице Боливии Ла-Пасе, тренируя команду Боливар.

У меня сразу получилось привести Боливар к золотым медалям в первом же сезоне. Затем команда была серебряным призером, играла в четвертьфинале Кубка Либертадорес. Рядом со мной были моя жена Бася, дочь Татьяна. В Боливии мы прожили два года.

Дружба с актерами

- Ваша дочь в Боливии встретила свою вторую половину?

- Вначале я был против этого брака, забрал Татьяну в Москву, чтобы она проверила свои чувства, насколько они серьезны. Оказалось, что отношения их были серьезные, и она вышла замуж за своего избранника.

- Кто ваш зять, чем занимается?

- Виктор - испанец, занимается компьютерами, по профессии - программист. Татьяна с Виктором подарили нам прекрасную внучку Викторию, которой уже 10 лет, и внука Виталия, ему 8 лет. Мы встречаемся раз в году, на Новый год. Прекрасно проводим время, общаемся, дарим друг другу подарки.

- Как вы проводите свободное время?

- Когда нахожусь в Москве, то с женой бываем на концертах. Обожаем театр. Посещаем спектакли МХТ, Ленкома, Современника, но особенно нравится нам Московский театр им. Маяковского. Дружили с актерами этого театра: Натальей Гундаревой, Анатолием Ромашиным, Александром Фатюшиным. Жаль, их уже нет с нами.

- Почему, работая сегодня в одесском Черноморце, у вас весенняя часть чемпионата Украины получилась неудачной? В чем дело, от вас ушла удача?

- Подвели наши нападающие. Мы рассчитывали на них, но никто из них не заиграл. Отсюда и все неудачи. Надо строить новую команду, создавать боеспособный коллектив. Надеюсь, в новом чемпионате мы заиграем намного успешнее.