Большое интервью грузинского перебежчика.
Футболистов с судьбой пилигримов на свете великое множество, и все же 30-летний форвард сборной Грузии и донецкого "Металлурга" Георгий Деметрадзе, как мне кажется, стоит среди них особняком. Мало того, что за двенадцать лет игровой карьеры он уже успел примерить футболки восьми клубов из шести стран. В активе у Деметрадзе значится еще и уникальный хет-трик: он становился лучшим бомбардиром трех национальных чемпионатов - Грузии (26 голов в 1996 году), России (21 мяч в 1999-м) и Украины (18 голов в сезоне-03/04).
- Что же получается, батоно Георгий? Судя по цифрам из вашего бомбардирского реестра, легче всего забивать в Грузии, а труднее - в Украине?
- Насчет Грузии сегодня ничего сказать не могу, поскольку давно там не играю. А вот то, что украинские голы даются тяжелее российских, - факт абсолютно бесспорный.
- Почему, интересно?
- Потому что в Украине футбол слишком закрытый. Могу назвать лишь несколько команд, которые, что называется, и сами играют, и соперникам позволяют это делать. "Динамо", "Шахтер", "Днепр", наш "Металлург", ну, может быть, еще "Арсенал"... Все остальные предпочитают действовать исключительно от обороны. Для них главная установка на каждый матч - сохранить в неприкосновенности свои ворота, а поразить чужие - это уж как карта ляжет.
- Вы такой непоседа - меняете клубы словно перчатки. Охота к перемене мест заложена в вашем характере?
- Не думаю. Это скорее подтверждение непреложной истины, что футбольная жизнь слишком непредсказуема, а сам игрок далеко не всегда является полновластным хозяином собственной судьбы. И потом, клубов, в которых я состоял на контракте, пока было только пять: тбилисское и киевское "Динамо", "Реал Сосьедад", "Алания" и донецкий "Металлург". В "Фейеноорде", московском "Локомотиве" и "Маккаби" из Тель-Авива играл на условиях аренды.
- Однако я не верю, что тбилисское "Динамо", в свое время отдавшее 20-летнего Деметрадзе в аренду "Фейеноорду", всерьез рассчитывало, что юное дарование, набравшись в чужих пределах опыта и мастерства, вернется домой.
- Не верите? И правильно делаете. Это были самые тяжелые для грузинского футбола времена, когда отъезд молодых игроков за рубеж на любых условиях являлся спасительным благом. Причем обоюдным: как для клубов, так и для самих футболистов. "Фейеноордом" я был арендован всего на полкруга голландского чемпионата, но игра стоила свеч. Именно там впервые попробовал на вкус европейский футбол и соприкоснулся с одним из выдающихся клубных тренеров Лео Бенхаккером. Тем самым Бенхаккером, который трижды подряд приводил к чемпионскому титулу мадридский "Реал" в Испании, выигрывал золото в Голландии с "Аяксом" и "Фейеноордом".
- Время, проведенное в донецком "Металлурге", вашем втором украинском клубе, можно хоть в какой-то мере считать "повторением пройденного" когда-то в киевском "Динамо"?
- Ни в коем случае! Совершенно разные обстоятельства, повлиявшие на ход событий, да и сами команды слишком "разнокалиберные". Киевский период биографии для меня чрезвычайно важен и памятен.
- Еще бы не памятен! Трансфер Деметрадзе из "Алании" в "Динамо" оказался по тем временам рекордным на всем постсоветском футбольном пространстве - три миллиона долларов! Признайтесь, это как-то тешило ваше самолюбие?
- Мое самолюбие тешили не деньги, которые "Динамо" сочло возможным заплатить за мою скромную персону "Алании", а перспектива играть в Лиге чемпионов под руководством Валерия Лобановского, которого считаю тренером "всех времен и народов".
- Однако тот же Лобановский, поначалу увидевший в Деметрадзе - ни много ни мало - преемника Андрея Шевченко, который только-только уехал в "Милан", через полтора года отказался от ваших услуг, хотя срок контракта на бумаге был вдвое продолжительнее. Извините, но это невольно наводит на "крамольные" мысли: либо мэтр вас переоценил, либо вы были о себе слишком высокого мнения...
- Возможно. Не исключаю даже, что здесь имело место и то и другое. Любому человеку непросто признаться в завышенной самооценке, а футболисту, по-моему, особенно. Хотя были ведь у меня удачные матчи в Лиге чемпионов: два мяча забил "Андерлехту", гол - в ворота "Баварии"... Но в игровую концепцию динамовского клуба по большому счету я все же не вписался - и глупо было бы это сейчас отрицать. Главная проблема заключалась в том, что Лобановский настаивал, чтобы все, включая игроков атаки, обязательно отрабатывали и в обороне. В грузинском футболе, где остались мои корни, так не играют. Да и в других командах от меня ничего подобного не требовалось.
- Не захотели смириться с установками мэтра или не сумели их выполнить?
- Как можно "не захотеть" подчиниться тренеру, на которого смотришь с обожанием и ловишь каждое его слово! Увы, тут скорее желание пришло в неразрешимое противоречие с моими возможностями. Проще говоря, силенок не хватало объять необъятное: я честно пытался возвращаться назад, но от этого снижалась эффективность нашей атаки. Получалось, как в поговорке об одновременной погоне за двумя зайцами.
- Кроме Лобановского кто еще из тренеров оказал на ваше футбольное воспитание самое серьезное влияние?
- Безусловно, Газзаев. По большому счету с него все и началось. Игра в "Алании" под руководством Валерия Георгиевича стала для меня тем футбольным университетом, с дипломом которого совсем нестрашно было появиться в таком именитом клубе, как киевское "Динамо". Очень рад, что Газзаев теперь добился столь замечательных успехов с ЦСКА Мне кажется, что армейскому клубу суждено доминировать в российском футболе еще как минимум в ближайшие лет пять.
- Вы наверняка не будете отрицать, что благодаря киевскому "Динамо" сумели обрести известность в Европе, ставшую достаточной, чтобы быть первым грузинским футболистом в испанском чемпионате. А вот почему в "Реал Сосьедад" оказались не слишком-то востребованным - еще один вопрос, как я полагаю, с неоднозначным ответом...
- Команда из Сан-Себастьяна переживала тогда сложные времена, стояла на грани вылета из Примеры. Попал я в "Реал Сосьедад" при тренере Перико Алонсо, однако совсем скоро, после очередного поражения, его уволили. Пришел Джон Тошак...
- ...которому Деметрадзе оказался резко не нужен? Знакомая песня из репертуара наших не слишком удачливых легионеров.
- Не торопитесь. При Тошаке я поначалу играл, и все складывалось относительно нормально. Но потом начались серьезные проблемы с коленом, потребовалось хирургическое вмешательство. Пока восстанавливался после операции, клуб, по-прежнему находившийся в незавидном турнирном положении, купил новых игроков - в профессиональном футболе не принято никого ждать. А дальше дело пошло по весьма распространенному сценарию: пришедшие в "Реал Сосьедад" люди заиграли, и я перестал попадать в состав.
- Но затем, после непродолжительной аренды в московском "Локомотиве" и совсем не чужой вам "Алании", вы ведь наверняка возвращались в "Реал Сосьедад" с надеждой заиграть наконец. Опять травмы помешали?
- Нет. Я уже был абсолютно здоров и рвался в бой. Только фортуна, увы, вновь повернулась ко мне спиной: можно сказать, стал жертвой футбольных бюрократов.
- Что это значит?
- Все вышло очень просто и несправедливо до слез. По испанским футбольным законам каждый клуб имеет право заявить не более четырех футболистов из стран, не входящих в ЕС. Когда я вернулся в Сан-Себастьян, там уже были Хохлов, Ковачевич, Нихат и Карпин. По идее на Карпина лимит не должен был распространяться, поскольку в свое время он вроде бы добился для себя через суд так называемого европейского футбольного гражданства. Однако неожиданно выяснилось, что решение суда по каким-то причинам было аннулировано, и Карпин по-прежнему считается в Испании "неевропейцем". А поскольку заявка на чемпионат клубом уже была подана и все эти четверо в ней значились, я остался, как говорится, с носом. Пятым - лишним.
- Что заставило вас в прошлом году покинуть донецкий "Металлург" и принять предложение "Алании", которая уже дышала на ладан?
- С Владикавказом связаны мои лучшие годы, проведенные в российском чемпионате. Жаль, конечно, что "Аланию" постигла такая незавидная участь, но я не сомневаюсь, что она возродится и вернется в элиту российского футбола. Что касается ухода из "Металлурга", то он был связан с внутренними проблемами клуба, которые не мне комментировать. Замечу лишь, что тогда уходил не я один.
- Каким ветром вас занесло после Владикавказа в Израиль и почему всего на полгода?
- "Маккаби" из Тель-Авива в то время тренировал голландец Тон Каанен, с которым мы были знакомы по донецкому "Металлургу". Через полгода я стал свободным агентом и предпочел принять новое предложение от "Металлурга", точнее, от вернувшегося на пост вице-президента донецкого клуба Дмитрия Селюка. С ним меня связывают давние дружеские отношения. Контракт заключил на три года.
- Почему ваш "Металлург", считающийся одним из самых богатых клубов Украины, так невыразительно выступает в этом сезоне?
- Пришло много новых футболистов, которым необходимо время, чтобы сыграться. Думаю, после зимней подготовки ко второй половине чемпионата мы будем выглядеть намного лучше. Кроме того, общий уровень чемпионата выравнивается. Да, "Динамо" и "Шахтер" по-прежнему доминируют, а вот все остальные клубы играют между собой практически на равных. Помню, как всего два или три года назад "Металлург" не особенно напрягался, когда обыгрывал аутсайдеров. Теперь этот номер не проходит. Каждый матч нужно проводить с полной выкладкой.
- Как вы относитесь к укоренившейся в украинском чемпионате практике приглашать зарубежных арбитров?
- По большому счету мне это безразлично. Раз клубы так хотят - пусть приглашают. Хотя не сомневаюсь, что украинские арбитры способны работать ничуть не хуже иностранных. Если захотят...
- В главном украинском споре между "Динамо" и "Шахтером" ваши симпатии на стороне бывших одноклубников?
- Тут нет места клубным пристрастиям. Стараюсь быть объективным. На мой взгляд, сегодня "Шахтер" выглядит предпочтительнее, играет интереснее, команда лучше укомплектована.
- А за кого болеете в Лиге чемпионов?
- В первую очередь - за Каху Каладзе! За его "Милан". Симпатизирую английским и испанским клубам, а также ЦСКА. Потому что там Газзаев.
- Поговорим о сборной Грузии, которая совсем недавно с вашим участием довольно неожиданно обыграла в товарищеском матче Уругвай - 2:0. У южноамериканцев были проблемы с составом?
- Наоборот, эти проблемы возникли у сборной Грузии, нам пришлось играть без шести ведущих футболистов. У соперников на поле были все сильнейшие, кроме Рекобы.
- Как полагаете, Клаус Топпмеллер, сменивший Алена Жирресса на тренерском мостике грузинской команды, потянет на роль мессии?
- Ну, какой может быть мессия в футболе, где все так зыбко и непредсказуемо? Единственное, что могу точно сказать: Топпмеллер - сильный тренер и прекрасный человек. С первых минут знакомства он располагает к себе. По крайней мере у меня такое ощущение.
- Как это можно жесткую немецкую игровую дисциплину совместить с грузинским футбольным темпераментом, который общеизвестен и не всегда укладывается в прокрустово ложе строгих тактических схем?
- Запросто можно! Все знают, что каждый грузинский футболист любит повозиться с мячом, это у нас в крови. Топпмеллер предлагает практически то же самое, только не на индивидуальном, а на командном уровне. Предпочитает средний и короткий пас, никаких передач на полполя. Даже защитник обязан уметь контролировать мяч, пока партнер не откроется где-то поблизости, но не бить в белый свет, как в копеечку. Словом, речь идет об игре, основанной на технике владения мячом. По большому счету это и есть грузинский футбол.
- Тем не менее очень похоже, что сборная Грузии под руководством Топпмеллера уже проехала мимо Еuro-2008. Победа над Фарерами при трех поражениях - от Франции, Украины и Италии - по-моему, такой провальный старт в отборочном цикле не оставляет вашей команде никаких шансов на благополучный исход турнира.
- Не знаю, что там насчет шансов, но еще поборемся. К сожалению, мы не провели еще ни одного матча в оптимальном составе, травмы не позволили. Сборная Грузии процентов на 90 состоит из легионеров, причем в последнее время особенно много представителей чемпионата Украины - из клубов Одессы, Киева, Донецка, Запорожья, Кривого Рога...
- Знаете, далеко не все футбольные люди на Украине готовы расценить эти ваши слова как комплимент национальному чемпионату. Не прекращаются разговоры о "засилье легионеров" в турнире. Любопытно, как с "колокольни" легионера Деметрадзе смотрится украинская дискуссия насчет ужесточения лимита на иностранцев?
- В ближайшие годы на месте руководителей украинского футбола я бы воздержался от такого шага. Говорю вовсе не из "шкурных" побуждений, если кто-то вдруг так подумал. Посмотрите, кто сегодня выходит на поле в двух ведущих украинских клубах? В основном иностранцы. Значит, они сильнее местных игроков. Позволю еще одно соображение: футболистов - выходцев из бывших союзных республик я бы вообще не вносил ни в какие квоты.
- Сторонники ужесточения лимита предлагают приглашать только тех легионеров, кто постоянно играет за свои национальные сборные, как давно практикуют, например, англичане.
- Мне кажется, надо исходить из существующих реалий, а не пытаться бежать впереди паровоза: украинский чемпионат пока еще не настолько конкурентоспособен, чтобы делать ставку исключительно на сборников. Да и в конце концов клубы сами - в зависимости от своих турнирных аппетитов и финансовых возможностей - вправе решать, кого им приглашать.
- Расставьте по собственному ранжиру все национальные чемпионаты, в которых вам пришлось выступать.
- На первом месте - безоговорочно Испания. По всем статьям. Хорош чемпионат Голландии, и если бы вы мне задали этот вопрос несколько лет назад, я бы не сомневался, кому отдать второе место на этом воображаемом пьедестале. Но теперь ситуация изменилась, и чемпионат России, по моим представлениям, стоит как минимум наравне с голландским. Дальше идут Украина, Израиль, Грузия.
- Родная Грузия на последнем месте? Не очень-то патриотично с вашей стороны.
- Говорю, как есть на самом деле. Грузинский клубный футбол, к сожалению, уступает в финансовом отношении многим. Зато по количеству футбольных талантов, как раньше сказали бы, "на душу населения" Грузия по-прежнему вне конкуренции. Надеюсь, настанет такое время, когда способному 20-летнему мальчишке необязательно будет ехать за футбольным счастьем в "Фейеноорд" или куда-то еще, а потом превращаться в вечного странника. Вроде меня.
- Вам недавно стукнуло 30. К такому возрасту не заводят семью, как правило, только убежденные холостяки. Вы один из них?
- Вряд ли, хотя замечаю любопытную вещь: чем больше времени проходит, тем труднее решиться. Возможно, действительно мешает привычка к походной жизни. В которой ты всегда "сам себе режиссер".