- В чемпионском составе киевского Динамо 2000 года вы провели семь матчей. Золотую медаль получили?

- Конечно. Тогда награды вручались всем, кто играл за команду, включался в заявки на игры. Возможно, это не совсем заслуженно, но, с другой стороны, я постоянно участвовал в тренировочном процессе, всегда был готов заменить футболистов, чаще попадавших в основной состав.

- Самый запоминающийся период вашей карьеры, наверное, был в Днепре. И так получилось, что дебют в Черноморце пришелся на матч именно с этим клубом. Что ощущали выходя на газон Днепр-Арены?

- Чего-то сверхъестественного не было. Хотя я и провел пять лет в Днепропетровске. Но, во-первых, стадион новый. Если бы на Метеоре, то, возможно, какие-то ностальгические воспоминания нахлынули бы. Во-вторых, в Днепре осталось всего три футболиста, с которыми я играл: Русол, Назаренко и Ротань. Фактически новая команда.

Было приятно услышать от днепропетровских болельщиков, что меня еще помнят. Однако, у меня была одна цель - помочь Черноморцу добиться положительного результата. Ностальгия заканчивается перед выходом на поле. После - я игрок той команды, цвета, которой защищаю.

- Что запомнилось за время пребывания в Волыни, где вы провели три сезона под руководством Виталия Кварцяного?

- Скажу кратко: после трех лет работы с Виталием Владимировичем можно в дальнейшем вообще не тренироваться. Все время будешь в форме. Очень насыщенные тренировки, воспитание у футболистов бойцовских качеств - этого у Кварцяного не отнимешь. Девич, Папа Гуйе, Хачериди, Джудович приехали в Луцк никому не известными игроками, а сейчас являются ведущими исполнителями в командах украинской и российской премьер-лиг.

Виталий Кварцяный - кузнец высококлассных футболистов. Он обладает феноменальным чутьем на перспективных игроков. Многие считают его неординарным, неправильным тренером, но как он любит футбол! У него своеобразные методы работы. Редко, но бывает, что Виталий Владимирович применяет и пряник вместо кнута.

Тем не менее, после Волыни можно смело ехать даже в Барселону. Если бы Кварцяный ушел из Волыни, то футбол бы в Луцке пропал. Он контролирует все, в том числе и детские школы, в которых занимается 400 мальчишек. Поэтому из Волыни и выходят игроки, прекрасно проявляющие себя в других клубах.

- Как состоялся ваш переход в Черноморец?

- Я знал, что Андрей Михайлович Баль никогда не смотрит в паспорта футболистов, а оценивает их по профессиональной пригодности, по способности конкурировать за место в составе. Зная эти критерии Баля, я сам позвонил в Одессу и попросил дать мне шанс. Несмотря на возраст чувствую в себе силы защищать цвета клуба украинской премьер-лиги.

Наверное, отношусь к той категории игроков, которые любят футбол не из-за заработков, а потому, что это - футбол! Огромное спасибо Андрею Михайловичу за то, что он меня понял и пригласил на просмотр. А поскольку меня оставили в команде, значит я, действительно, способен приносить ей пользу.

- Сейчас у Черноморца непростой период, Моряки находятся вблизи опасной зоны. Ваши впечатления об атмосфере в коллективе?

- Обстановка в команде очень хорошая. Правда, ощущается давление турнирного положения. Каждая потеря очков не добавляют оптимизма. В Днепропетровске и Харькове не хватило уверенности некоторым молодым ребятам. С такими соперниками, как Днепр и Металлист надо действовать на пределе сил, показывать характер. А растерянность отдельных исполнителей Черноморца привела к неприятным результатам.

Сыграй мы поспокойнее, то привезли бы из Днепропетровска и Харькова очки. Следующие матчи не менее важные. В нашем положении только бойцовские качества могут принести успех. Когда не хватает исполнительского мастерства, надо биться в каждом игровом эпизоде на футбольном поле, за каждое очко. Другого пути нет. Отсутствие опыта можно компенсировать только желанием.

- Вы неоднократно участвовали в официальных международных матчах. Поделитесь, пожалуйста, самыми яркими воспоминаниями об играх в сборной Украины и в Кубке УЕФА.

- К сожалению, мне ни разу не пришлось выходить в стартовом составе национальной сборной. Наиболее запоминающимся стал матч 1998 года против Франции, когда я вышел на замену. За соперника играли Десаи, Зидан и другие звезды. Самой неудачной для меня получилась игра в Армении: я появился на поле в середине первого тайма, а потом тренеры решили меня заменить.

С Днепром довелось участвовать в очень напряженных поединках Кубка УЕФА. Мы едва не прошли марсельский Олимпик, победили по сумме двух встреч Гамбург. В игре с Динамо (Загреб) мне удалось забить свой единственный гол в еврокубках. Если честно, то я практически все матчи на европейской арене хорошо помню. Это неудивительно.

Таких игр обычно не так уж много в карьере футболистов. За Зенит играл против Болоньи и Фиорентины, за которую выступали Батистута, Де Ливио, Пальюка. Я эти матчи всю жизнь помнить буду. И в памяти, и в сердце навсегда подробности останутся. Такие моменты и держат в футболе. Хочется переживать их вновь и вновь.