Кто стоит за "Football leaks"?

Мы бы не хотели углубляться в детали. Мы не даем спокойно спать многим людям, поэтому врагов у нас хватает, среди них немало влиятельных персон. Им вовсе не нужна прозрачность в футбольном бизнесе.

Говорят, что вы из Португалии, это правда?

Да, мы из Португалии.

Когда была создана ваша организация?

Мы начали в сентябре 2015-го, в то время нашей главной целью было разоблачить ложь и спорные вопросы в отношениях между португальскими клубами. Прошлым летом португальцы были как никогда активны на трансферном рынке; некоторые переходы шокировали многих — например, уход Жорже Жезуша из Бенфики в Спортинг. В основном непонятные вещи происходили с лиссабонским Спортингом. Мы решили помочь людям понять, что в действительности произошло, и сосредоточились на том, чтобы представить все без мишуры. К счастью, благодаря хорошим источникам нам удалось добиться даже большего.

Мы считаем, что НБА является отличным примером прозрачности, там нет никаких секретов. Все знают, сколько зарабатывают тренеры и игроки, да и сами они этого не скрывают. В футболе такого не хватает.

Вашу деятельность сравнивают с тем, чем занимался Эдвард Сноуден и другие информаторы. Что вы об этом думаете, и какие у вас цели?

Все, чего мы хотим — это прозрачность в спорте, который мы все так любим. Некоторые клубы просто не уважают болельщиков, все держат в секрете — зарплаты игроков, контракты, клаусулы, посредников и т.п. Клубы скрывают все. Мы считаем, что НБА является отличным примером прозрачности, там нет никаких секретов. Все знают, сколько зарабатывают тренеры и игроки, да и сами они этого не скрывают. В футболе такого не хватает.

Но контракты и соглашения между двумя сторонами заключаются не для того, чтобы становиться достоянием общественности, неважно — в футболе или где-либо еще.

Если бы все так считали, то не было бы никаких Wikileaks, Luxleaks, Offshore leaks и т.д. Все бы и дальше спокойно жили во лжи... Футбол теряет доверие людей, сокрытие информации — это неуважение к болельщикам; с этим нужно было что-то делать. Выкладывая все эти документы в сети, мы делаем мир лучше, люди начинают больше обсуждать подобные темы. Мы все хотим одного и того же — честного спорта, которому можно доверять.

Похоже, вы больше всего внимания уделяете третьим сторонам в футбольных сделках. Почему?

Мы считаем, что по инвестиционным фондам катастрофически не хватает информации. Само их существование в футболе наводит на мысли о потенциальных конфликтах интересов и договорных матчах. Есть и риск отмывания денег, других правонарушений. У таких фондов исключительно финансовый интерес.

Деятельность Doyen — это криминал, который только вредит клубам.

Уже есть какие-то доказательства отмывания денег?

Мы не хотим никого обвинять, пока у нас не будет достаточно доказательств, но, например, у Doyen Sports есть все возможности стать героем подобных историй.

О вас впервые стало известно, когда Вы обнародовали контракт между Doyen и Твенте. Это был показательный случай?

Да, именно так. Он показывает печальные последствия вовлечения третьих сторон во взаимоотношения между футбольными клубами. Деятельность Doyen — это криминал, который только вредит клубам. Взгляните на детали их соглашений с другими клубами, не только с Твенте, и Вы увидите, что они предлагают и навязывают нечестные условия. Это "футбольные ростовщики". Заключая подобные сделки, клубы нарушают законодательство ФИФА и вскоре могут понести за это наказание.

В одном из документов было указано, что Твенте обязан компенсировать 50% за отказ продавать игрока, большая часть прав на которого принадлежит Doyen, если по нему поступает предложение. Но как Doyen узнает об этих предложениях?

Они сами обычно и находят такие предложения, поэтому если клуб их получает, то у него нет другого выбора, кроме как продать игрока. Клаусулы в контрактах Doyen обычно отпугивают всех незваных покупателей.

Инвесторы могут принуждать клубы к продаже футболистов?

К сожалению, так бывает довольно часто. Это происходит за кулисами. Инвесторы устраивают игрока в определенный клуб с условием, что через 1-2 года он перейдет в команду более высокого уровня. Это выгодно инвестиционным фондам и агентам, которые с ними сотрудничают.

За кулисами циркулирует немало денег, даже ФИФА часто не в курсе всех событий. Футбольные агенты становятся все более влиятельными, все чаще при заключении сделок используются оффшорные корпорации — проблем меньше не становится.

Продажа прав на футболиста частным инвесторам — уже ни для кого не секрет. Но как это соотносится с запретом на подобные дела в международном футбольном законодательстве?

В Европе такие сделки по-прежнему заключают под видом "скаутских соглашений", "договоров о посредничестве". За кулисами циркулирует немало денег, даже ФИФА часто не в курсе всех событий. Футбольные агенты становятся все более влиятельными, все чаще при заключении сделок используются оффшорные корпорации — проблем меньше не становится.

Сколько Doyen Sports заработала на таких сделках за последние пять лет?

Согласно их внутренним документам, более 70 миллионов евро.

Почему Вы решили публиковать документы в блоге, а не отдавать информацию прессе?

Португальские медиа обычно игнорируют компрометирующую определенные клубы информацию. Португальская федерация футбола и лига сами ввязываются в сделки с третьими сторонами вроде той, что заключил Твенте в Нидерландах. Сайт стал оптимальным решением, о нем узнало много людей, а остальную работу сделали социальные сети.

Вас могут обвинить в нарушении банковской тайны. Как вы оправдаете свои публикации?

В последние четыре года деятельность Doyen Sport была окутана тайной. Никто ничего не знал о том, кому в действительности принадлежали некоторые игроки. Теперь все иначе. А мы всего лишь помогаем ФИФА.

Так почему Вы просто не связались с ФИФА?

В ФИФА тогда разгорелся большой скандал, и мы не были уверены, есть ли смысл отправлять туда документы. Публичная платформа себя оправдала, но если ФИФА захочет сотрудничать напрямую, мы не будем против.

Вы взламывали систему Doyen, чтобы получить документы?

Конечно же, нет. Никаких взломов или кибер-атак.

ФИФА поддерживает подобные открытия. Мы очень рады, что генеральный менеджер ФИФА регулярно заходит на наш сайт и использует опубликованные материалы для расследований.

Главный вопрос заключается в том, как вы все-таки получаете информацию. Президент Спортинга заявил, что вы работаете на их конкурентов — Бенфику. Вы отрицаете, что как-либо связаны с представителями других клубов или выполняете чьи-то указания, публикуя документы?

Мы абсолютно независимы и не выполняем ничьи указания. Мы просто работаем во благо спорта. Но все изменить собственноручно нам не по силам. К счастью, утечка информации по трансферу Бэйла привлекла внимание широкой аудитории. С тех пор мы ежедневно получаем сотни писем. Это начало новой эры честного футбола.

Ситуация с Месутом Езилом привлекла не меньше внимания, чем трансфер Бэйла. Почему вы опубликовали эти документы? Здесь ведь, кажется, не было связи с третьими сторонами.

Мы публикуем не только контракты, свидетельствующие о связи с инвесторами, но и другие тайные детали документов.

ФИФА, национальные футбольные ассоциации или клубы пытались связаться с вами? Вам не угрожали?

Напротив, ФИФА поддерживает подобные открытия. Мы очень рады, что генеральный менеджер ФИФА регулярно заходит на наш сайт и использует опубликованные материалы для расследований. Проблемы были пока что только с лиссабонским Спортингом и Doyen Sports — им, похоже, открытость не нужна... Большие дяди из Турции и Казахстана хотят поскорее закрыть нам рот.

Погодите, причем здесь Турция и Казахстан? Что Вы имеете в виду?

Боссы Doyen Group — семья Ариф, одна из самых богатых семей в Турции, у них есть связи с Дональдом Трампом и турецким президентом. По некоторым сведениям, Тевфика Арифа в 2010 году арестовали на яхте по подозрению в сутенерстве.

Daily Mirror сообщает, что вы шантажировали Нелио Лукаса из Doyen по электронной почте. Говорят, вы требовали деньги взамен на то, чтобы не публиковать документы.

Мы абсолютно независимы и не выполняем ничьи указания. Мы просто работаем во благо спорта. Но все изменить собственноручно нам не по силам.

Мы никогда не связывались с Нелио Лукасом. Вам не кажется странным, что только Doyen Sports делают из себя жертв шантажа? Это все звучит, как жалкие попытки дискредитировать Football Leaks.

Говорят, Вы подписывались именем "Артем Лобузов". Это правда?

Нет. Но нам знакомо это имя. Мы получали странные сообщения от человека по имени Артем Лобузов в начале декабря. Он писал: "Вы молодцы. Я хочу купить Вашу информацию, сколько Вы хотите? Могу предложить 650 тысяч евро". Мы, конечно, отказались.

Вы когда-нибудь удаляете документы? Если да, то почему?

Конечно, нет. У нас насобиралось уже около 500 гигабайт документов. Их тысячи, и мы до сих пор анализируем информацию.

Вы планируете выкладывать еще больше документов в ближайшем будущем?

Да. Можете ждать новых открытий.

Перевод Юрия Паустовского