Наше общение с Рафаэлем ван дер Ваартом начинается с шутки (или нет?). Я спрашиваю у вице-чемпиона мира и бывшего игрока Реала, удобно ли ему сейчас разговаривать. "Да, нормально. Если это не займет два часа, то вполне", — отвечает Рафаэль.

Нужно ли напомнить, что ван дер Ваарт – воспитанник легендарной школы амстердамского Аякса? Тысячи голландских мальчишек мечтали играть за амстердамский клуб, а что же Рафаэль?

- Это была ваша мечта – играть за Аякс?

- Да, я всегда этого хотел. Я рос в Нидерландах, а Аякс – величайший клуб этой страны. Так что когда в 10 лет я присоединился к Аяксу, это стало осуществлением мечты, хотя я тогда был совсем еще ребенком. Там было очень хорошо, и я действительно признателен Аяксу.

- Но вашим любимым игроком был Ромарио из ПСВ?

- Да, и в этом была проблема – что он играл за ПСВ. Мне всегда нравился Ромарио, он был моим кумиром. Несомненно, это особенный футболист. Когда я выступал за Аякс, я продолжал следить за его играми. И надеялся, что у него все будет хорошо, но не слишком – ведь он играл против Аякса.

- В сезоне 2001/02 у вас было две серьезных травмы. Повлияли ли они на вас? Не раздумывали ли уйти из футбола?

- Нет, у меня не было таких мыслей. Это часть футбола, иногда де**мо случается. Знаете, иногда ты травмируешься, иногда тебе не везет. Но я всегда знал, что вернусь сильнее. Есть много бывших футболистов, которые после завершения карьеры ходить не могут. Я по-прежнему чувствую себя хорошо и все еще играю. За это я очень благодарен.

- Вы были первым, кто выиграл награду Golden Boy. Насколько это было важно для вас?

- Ага, было дело. Тогда я не слишком об этом задумывался. Конечно, было приятно получить награду, я действительно ею гордился. Но с годами, когда твоя карьера уже подходит к концу – ты понимаешь, что это действительно особенный приз. Мне очень приятно быть первым, кто его выиграл. Время летит, и теперь я горжусь этой наградой даже больше, чем когда получил ее.

- Почему вы не поладили со Златаном?

- (Смеется). Этот вопрос мне всегда задают, больше, чем какой-либо другой. В то время мы оба были молодыми, и я был лучшим игроком Аякса. Он пришел в клуб и считал, что он – лучший игрок Аякса. Тогда он выступал не так, как сейчас. И думаю, он слегка завидовал. На самом деле, у меня не было действительно больших проблем с ним. Просто два эго сошлись в одном месте. Думаю, я для него был большей проблемой, чем он для меня.

Но в целом, это искренний человек, с которым у нас иногда бывали склоки. Но я уверен, что если бы мы встретились сейчас, то проблем бы не было.

- То есть, сейчас вы могли бы играть в одной команде?

- (Смеется). Возможно, кто знает. Мы стали старше, у нас семьи и дети. Думаю, это меняет тебя как личность. Я делал ошибки, он делал. В конце концов, мы были молодыми ребятами, которые стремились к вершине, и все для этого делали.

- Почему вы потеряли капитанскую повязку в Аяксе?

- Я был капитаном, и уже тогда у нас были терки со Златаном. Однажды тренер захотел поставить меня на левый фланг. Мне это очень не понравилось. Я сказал: "Извините, я не левый вингер". "Пожалуйста, сыграй там", — добавил тренер. "Нет, это не моя позиция". Вот так я и перестал быть капитаном Аякса.

- Вы бы хотели сыграть за Аякс снова?

- Аякс всегда будет моим клубом, но сейчас я живу в Дании. Я только подписал годичный контракт с Эсбьергом, тут играет в гандбол моя девушка. Сейчас мы намерены оставаться в Дании, и я не раздумываю над возвращением в Нидерланды.

- Вас связывали с ведущими европейскими клубами, но почему вы из Аякса перешли в Гамбург?

- Это было легкое решение. ФК Гамбург хотел меня подписать и пригласил меня в Гамбург – встретиться с тренером, спортивным директором, город посмотреть. И все сошлось идеально. Я поговорил с тренером, он меня убедил, и я ни на секунду не колебался с решением. Многие удивились, что я отправился в Гамбург. Но также они знали, что это один из величайших клубов Германии, так что это было лучшее решение для моей карьеры.

- Какой момент в Гамбурге был самым незабываемым?

- Их было много, но я, пожалуй, выделю победу в Кубке Интертото. Знаете, что это за кубок? Мы играли очень много матчей в нем, чтобы выйти в Кубок УЕФА. В двухматчевом финале мы обыграли Валенсию (1:0, 0:0), а я отметился ассистом на Барбареса. У меня только хорошие воспоминания об этом.

- Были ли у вас другие предложения прежде, чем перейти в Реал?

- Валенсия проявляла интерес, но Гамбург отказал. А потом в игру вступил Реал. Для меня это было… Мне не нужно было думать, да или нет – я просто хотел перейти в этот клуб.

- Писали, что Атлетико предлагал за вас больше денег, чем Реал, но Гамбург решил вас не продавать. Почему же в итоге продал в Реал?

- Не знаю ничего об Атлетико. Валенсия – да, они хотели меня купить и были готовы заплатить большие деньги, но Гамбург отказал. Так что я сказал "окей" и остался. А Реал – это было легкое решение, особенно учитывая, что моя мама из Испании, и я наполовину испанец. Моя семья до сих пор там живет, так что это было просто фантастически.

- Какие были ощущения, когда вы стали игроком Реала? Этот клуб отличается от всех остальных?

- Это величайший клуб мира, так что это было нечто особенное. Реал – единственный клуб, чью футболку я ежедневно надевал с мыслью: "Вау, я это сделал!". Вот настолько велик Реал.

- Больше, чем Барселона?

- Вопрос не в том, больше ли – вы знаете, о чем я. Речь о популярности во всем мире, об этой белой футболке, стадионе и истории – обо всем этом. Я был очень счастлив стать частью семьи Реала. Клуб по-прежнему приглашает меня в раздевалку, на матчи – просто изумительно. Многие этого не знают, но Реал очень хорошо относится к бывшим игрокам.

- Какими были ваши взаимоотношения с Хуанде Рамосом?

- Буду откровенным: не лучшими. Знаете, для футболиста это все просто: если тренер ставит тебя в основу – ты считаешь его отличным парнем, не ставит – м**аком (смеется). Всегда так. В общем, они были не лучшими, но это нормальный парень. Я не скажу, что ненавидел его, но если бы он ставил меня в основу – возможно, тренировал бы Реал до сих пор.

- Как вы отреагировали, когда Реал не выдал вам номер на сезон?

- Это было странно. Реал хотел продать меня, но я решил остаться. И после этого я выдал свой лучший сезон, вернул номер обратно и был действительно хорош.

- Почему №23 особенный для вас?

- Это мой счастливый номер. Я получил его в свой первый год в Аяксе. Тогда не предполагалось, что я буду играть в основе и это было примерно так: "ну ладно, возьмем его, и раз это молодой игрок – дадим ему 23-й номер". Я начал тренироваться и играть настолько хорош, что через пару месяцев стал основным. Прекрасное было чувство!

- Выступая за Тоттенхэм, вы часто забивали Арсеналу. Вы готовились к "канонирам" каким-то особенным образом?

- Я всегда знал, какие самые важные матчи для моих клубов. Например, в Аяксе такими были встречи с Фейеноордом – для болельщиков, для клуба. Я считаю, это очень важно – изучать историю клуба, когда ты в него переходишь, какие матчи важны для болельщиков. Всегда говорю это молодым футболистам.

Я сам изучал это для всех своих клубов. Так что, когда я переходил в Тоттенхэм, я знал, насколько для них важны эти встречи. Ты можешь решить исход одного такого поединка – и все, ты герой. Я знал, что если забью и мы победим Арсенал – особенно на выезде – то это будет мощно.

Перед такими матчами у тебя всегда особенные ощущения. Ты больше сконцентрирован, более голоден к голам – вот в этом весь секрет.

- Как-то таксист даже сказал, что повез бы вас бесплатно, если бы вы играли за Арсенал. А были ли какие-то выгоды от игры за Тоттенхэм?

- Да он говорил, что если бы я был Робином ван Перси и играл за Арсенал, то поездка оказалась бы для меня бесплатной. Но так как я играл за Тоттенхэм, мне пришлось заплатить. Весьма забавная история. Тоттенхэм и Арсенал были и есть великими клубами.

Когда я звоню в Тоттенхэм и говорю, что хочу посетить матч, я по-прежнему чувствую себя желанным гостем. Люди все еще любят меня, у нас с ними особенные взаимоотношения.

- В Тоттенхэме вы играли с Лукой Модричем и Гаретом Бэйлом. Ощущалось ли тогда, что они могут играть за Реал?

- Нет, тогда не ощущалось. Но я не удивлен, что у них все так хорошо. Я уже тогда знал, что это отличные футболисты, но с тех пор они добились громадного прогресса и теперь входят в топ-5 в мире. Всегда говорю, что они стали лучшими в мире потому, что тренировались со мной (смеется).

- Кто из нынешнего состава Тоттенхэма подошел бы Реалу?

- Да многие. Но я надеюсь, что Тоттенхэм сохранит своих лидеров и сможет наконец-то стать чемпионом. Думаю, это важнее, чем продажа игроков. Конечно, все говорят о Харри Кейне, Кристиане Эриксене, Деле Алли. Но я считаю, сейчас они действительно сильны как команда.

В мои времена у нас было намного больше футболистов с громким именем, но нынешний состав больше действует как команда. И, конечно, он талантлив. Кейн забивает очень много, Эриксен невероятный талант, Деле Алли тоже забивает. Сейчас у них больше возможностей.

- Способен ли Тоттенхэм побороться за чемпионство?

- Я на это надеюсь. Я по-прежнему очень сильно болею за Тоттенхэм, так что хочу, чтобы они что-то выиграли. Я на это надеюсь.

- Почему вы решили уйти из Тоттенхэма, а не бороться за место в основе с Гилфи Сигурдссоном?

- Я хотел вернуться в Гамбург. Это было не лучшее решение, но я его принял.

- Вы считаете возвращение в Гамбург ошибкой?

- Да. В Тоттенхэме был лучший период в моей футбольной карьере. Конечно, у Гамбурга были проблемы, он шел внизу таблицы, так что я хотел помочь ему. Кроме того, мне нравился город и жизнь в нем. Не самый умный шаг, но я его сделал. Но я не жалею о своих решениях, в том числе и об этом.

- После Гамбурга вы подписали трехлетний контракт с Бетисом, но ушли спустя один сезон. Почему?

- Все получилось очень странно. В Бетисе у меня были хорошие товарищи по команде, мне нравилось жить там, я старался выкладываться по полной, отдавал всего себя. Но иногда ты переходишь в клуб и думаешь: "Ох, зря".

После пары месяцев мне сказали: "Ты больше не будешь играть. Можешь тренироваться, делай что хочешь, но играть не будешь". Нашего тренера уволили (Пепе Меля – прим.) и назначили другого — из резервной команды. Я не помню его имя (Хуан Мерино – прим.), но он был такой де**мовый! Худший тренер в моей карьере. Я подумал: "Окей, да пошел ты". Я просто оставался и ждал шанс, чтобы уйти.

- Данию считают самой счастливой страной мира. Ощущается ли это? Она отличается от Нидерландов, Германии, Англии и Испании?

- Да, она другая. Очень спокойная. Тут просто хорошая жизнь, спокойная – совсем другая, чем та, к которой я привык.

- Вам нравится жить в Дании?

- Да, мне действительно нравится, но я не собираюсь оставаться тут навсегда. Я имею в виду, что я тут только потому, что моя девушка (Эставана Полман – прим.) играет в гандбол в этой стране. Она все еще молодая девушка и хочет еще долгие годы играть – так что, возможно, мы будем оставаться тут. Но я хочу закончить карьеру в Дании – еще немного поиграть, получать удовольствие и пытаться понемногу учить молодых игроков.

- Значит, если ваша девушка Эставана Полман покинет Данию, то и вы тоже?

- Ага.

- Вы довольны датским футболом и болельщиками?

- Это не мой футбол, не тот, который мне нравится – тут больше делают акцент на физику. Но футбол меняется. Я играю уже очень давно, но все еще хочу продолжать и выиграть что-то с командой. Каждый день я работаю ради этого.

- Ваша зарплата действительно уменьшилась в десять раз после перехода в Мидтьюлланд?

- Нет, она по-прежнему была у меня хорошей там. Так что это неправда.

- Почему вы шесть месяцев не играли за Мидтьюлланд?

- Опять, это получился не лучший союз. Мне нужно было каждый день ездить на тренировки по полтора часа туда и обратно. Так что ежедневно я проводил три часа в машине. Это слишком далеко. Но сейчас я играю в Эсбьерге, местном клубе, и это намного лучше.

- Главной причиной, по которой вы выбрали Эсбьерг, была Эставана?

- Да, конечно, именно она.

- Какой момент был для вас самым памятным в национальной сборной?

- Я сыграл за нее 109 матчей, так что хороших воспоминаний очень много. Мы были близки к победе на чемпионате мира (уступили Испании 0:1 в овертайме на ЧМ-2010 – прим.), близки к тому, чтобы стать легендами. Мы хотели быть лучшими. Мне до сих пор больно из-за того поражения.

- На Евро-2008 Нидерланды обыграли действующих чемпионов мира итальянцев и вице-чемпионов мира французов, но в плей-офф проиграли России. Что пошло не так?

- Не знаю. У нас был один плохой матч, и мы вылетели. Очень жаль. Думаю, мы показывали лучший футбол на том турнире, поэтому расстроились, что не победили.

- Что происходит с Нидерландами? Почему они не вышли на Евро-2016 и ЧМ-2018?

- Я перестал играть (смеется).

- Возможно, тренер прочитает это интервью и вызовет вас снова.

- Сборная действительно переживает не лучшие времена. Надеюсь, это изменится.

- Кто из нынешнего поколения голландской молодежи способен исправить ситуацию? Возможно, Патрик Клюйверт? …то есть Джастин, конечно же.

- (смеется). Джастин действительно хорош и он все еще молод. Когда я, Снейдер и ван Перси были молодыми – мы все играли за величайшие клубы мира – Реал, Баварию, Манчестер Юнайтед – все это большие клубы. А сейчас самый крупный клуб, за который они выступают – это, пожалуй, Рома. Кто-то играет за Сток Сити. Сейчас все очень отличается. Теперь если ты хорошо играешь в Нидерландах, то, возможно, тебя купит Эвертон. При всем уважении к Эвертону, в мое время лучших игроков из Нидерландов хотели Реал и Барселона.

- Возможно, Френки де Йонг отправится в Барселону.

- Возможно. Конечно, это был бы хороший шаг для него. Но он должен играть, а не просто перейти в большой клуб и сидеть на скамейке.

- Кто был лучшим тренером в вашей карьере?

- Луи ван Гаал.

- Что можете сказать о нем? Возможно, были какие-то забавные истории?

- Очень честный и прямой человек. Самый честный тренер в моей карьере, а я люблю честность. И он отлично знал, что будет делать соперник. Он говорил: "Я хочу, чтобы ты сделал то и это". Он всегда был искренним, и мне это очень нравилось.

- А кто был лучшим игроком среди тех, с кем вы играли?

- Криштиану Роналду.

- Что вы думаете о его переходе в Ювентус? Правильное ли это решение?

- Мне жаль. Знаете, такие парни, как Месси… Месси никогда не покинет Барселону. Мне слегка грустно из-за ухода Роналду.

- Есть мнение, что вы так и не реализовали свой потенциал в полной мере.

- Я провел 109 матчей за сборную Нидерландов, я играл в финале чемпионата мира, выступал за величайшие клубы мира. Я счастливый человек и никогда не сожалению о своих решениях. Я доволен тем, какой я человек. Думаю, это важнее, чем быть более классным футболистом, выиграть Лигу чемпионов четыре раза или что-то в таком духе. Хотя, возможно, это моя главная проблема.

Но я счастлив тем, что являюсь тем, кем являюсь, счастлив из-за своих детей и своей девушки – это самое главное для меня. Футбол – это отличная вещь, и я рад, что все еще могу им заниматься. И не важно, на каком уровне. Он мне очень нравится.

- Криштиану Роналду недавно сказал, что был бы счастлив увидеть, что его сын тоже стал футболистом. А вы бы хотели, чтобы ваши дети занимались футболом?

- Я знаю, что мой сын может быть действительно хорош в футболе. Теперь у меня есть еще и дочь. Если они счастливы – я тоже счастлив. Даже если они будут играть, не знаю… в шахматы или что-то в этом роде. Это нормально.

- Что вы думаете про VAR? Это хорошо для футбола?

- Иногда я думаю, что хорошо. Было очень много неверных решений, когда вы тоже задумывались, как такое вообще возможно. Но меня немного беспокоит, что принимать решения будут те, кто сидит в грузовике. Они никогда не играли в футбол, поэтому некоторые ситуации им будет сложно понять – когда я сказал бы "да, это пенальти", а вы ответили бы "нет".

Это сложный вопрос. Но я считаю, что футбол теперь стал честнее. Так что это хорошая вещь, которая обязана в ближайшие годы стать еще лучше.

- Что вы собираетесь делать, когда закончите играть в футбол?

- Не очень много. Возможно, ничего. Я хочу быть тренером, но не сразу. Для начала хочу быть экспертом на голландском телевидении, разбирать матчи – мне это действительно нравится – и все. Не так уж много.