Всеевропейская кузница кадров

Организация PFPO (The Professional Football Players’ Observatory), занимающаяся разнообразными статистическими исследованиями, признала футбольную академию Аякса самой продуктивной в Старом Свете – по состоянию на декабрь 2010 года в высших дивизионах европейских чемпионатов выступало 54 воспитанника амстердамского клуба. Цифра, конечно, впечатляет, но отнюдь не удивляет, ведь на протяжении не одного десятка лет школа Аякса пользуется славой одного из лучших, а то и лучшего футбольного учебного заведения на просторах старушки Европы. Съяак Сварт и Йохан Кройфф, Марко ван Бастен и Франк Райкаард, Деннис Бергкамп и Кларенс Зеедорф, Патрик Клюйверт и Эдгар Давидс, Уэсли Снайдер и Рафа ван дер Ваарт... Годы идут, результат остается.

В 1973 году великий Йохан Кройфф, который прошел все ступени юношеской академии Аякса, а после приводил свою команду к триумфу в Кубке чемпионов, перешел в Барселону за 920 тысяч фунтов стерлингов. Эта сумма практически вдвое превосходила предыдущий мировой трансферный рекорд. Для Аякса переход Летучего голландца, кроме солидного пополнения клубной казны, означал конец великой команды «12-ти апостолов» и начало оттока лучших исполнителей за рубеж, в богатые испанскую, итальянскую, немецкую и английскую лиги.

Вновь взобраться на европейскую клубную вершину амстердамскому клубу удалось лишь через два с лишним десятилетия. В 1995 году руководимая Луи ван Гаалом команда, практически целиком состоявшая из воспитанников Аякса, одолела в финале Лиги чемпионов Милан, а в следующем сезоне лишь в серии пенальти уступила трофей другому итальянскому клубу – Ювентусу.

Такой успех стал возможен в первую очередь благодаря одновременному появлению в амстердамской команде целой россыпи сверхталантливых футболистов, либо вышедших из стен академии Аякса, либо приобретенных амстердамцами в нежном возрасте и «обкатанных» в молодежной команде. Европейские гранды просто не успели раскупить всех звезд и звездочек до того, как они привели свой клуб к успеху.

Но очень скоро из Аякса разбежались кто куда Кларенс Зеедорф, Эдгар Давидс, Джордж Финиди, Нванкво Кану, Микаэль Райцигер, Марк Овермарс, Уинстон Богард, Патрик Клюйверт, Кики Мусампа, братья де Буры, Эдвин ван дер Сар… На их место пришли другие таланты, которые, проявив себя, тоже отправились за славой и трофеями в сильнейшие европейские клубы.

Один из лучших на данный момент плеймейкеров в мире - Уэсли Снайдер - пришел в академию Аякса в 7 лет, в 17 лет подписал первый профессиональный контракт, а в 23 года был продан в мадридский Реал за 27 миллионов фунтов.

Кроме него за последнее время бюджет Аякса серьезно пополнили воспитанники клуба Райан Бабель (17 млн евро), Томас Вермален (12 млн), Джон Хейтинга (10 млн), Рафа ван дер Ваарт (5,5 млн евро)…  Добавьте сюда игроков, которые пришли в Аякс уже профессиональными, но молодыми и мало кому известными футболистами и впоследствии принесли клубу солидную прибыль: Златан Ибрахимович, Кристиан Киву, Мидо, Клаас-Ян Хунтелаар, Луис Суарес…

«Я считаю это целью Аякса – готовить молодых игроков для первой команды. А затем мы их продаем. Не за копейки, а за большие деньги», - Мартин Йол, бывший главный тренер Аякса (2009-2010) (Michael Sokolove “How a Soccer Star Is Made”, The New York Times)

У Аякса нет богатенького дяди-владельца, который бы обеспечивал клубу безбедную жизнь без оглядки на финансовые расходы. Доходы от телетрансляций в Эредивизии по очевидным причинам не могут сравниться с аналогичными доходами в ведущих чемпионатах. Потому основным средством к существованию для амстердамского клуба является юношеская академия.

«Здесь, в академии, вы чувствуете дух Аякса, вы понимаете, что это за клуб. Сюда приезжают представители футбольных клубов со всех концов света и всегда спрашивают: «В чем секрет?» Но это вопрос земли и воздуха. Мы в Амстердаме, потому мы все здесь в какой-то мере авантюристы, в какой-то мере художники, может быть, мы немного высокомерны… Вы можете видеть, что мы делаем, но вы не сможете это повторить».

Так говорит Дэвид Эндт, менеджер первой команды Аякса. Но мы-то знаем, что успеху футбольной академии амстердамского клуба должно быть и другое, более практичное объяснение.

Добро пожаловать в «Будущее»

14 гектаров земли в ничем не примечательном районе Амстердама. На этой площади размещены семь травяных и одно искусственное футбольное поле, а также двухэтажное здание с 14-ю раздевалками, офисами и прочей необходимой инфраструктурой, тренажерный зал, спортзал и бассейн. Это Де Тукомст – футбольная академия Аякса. Название ее, «De Toekomst», с голландского переводится как «Будущее». Построен комплекс был после успехов Аякса в Лиге чемпионов в середине девяностых на заработанные в еврокубке деньги.

Для подготовки профессиональных футболистов в Амстердаме созданы прекрасные условия. Но условиями располагает не один клуб, а достичь успехов, сравнимых с достижениями Де Тукомст, мало кому удается.

В академии занимаются 200 ребят в возрасте от 7 до 19 лет, однако подбор достойных кандидатов начинается с шестилетнего возраста. У Аякса есть около 70 скаутов по всей Голландии. Большинство из них не профессионалы, а волонтеры, которые получают за свой труд символическое вознаграждение. Чаще всего это абонемент на домашние матчи клуба.

«Я никогда не смотрю на результат – например, кто из ребят больше забивает или даже кто быстрее бегает. Это может зависеть от их габаритов и стадии развития. Я стараюсь заметить, как мальчик бегает. С легкостью ли? Как он обращается с мячом? Действительно ли он любит игру? Я думаю, эти критерии позволяют понять, как игрок будет развиваться в дальнейшем», - Рональд де Йонг, скаут-волонтер Аякса.

Скаут-волонтер может наблюдать за приглянувшимся пареньком несколько недель, месяцев, а то и лет, после чего таланта должен просмотреть один из профессиональных скаутов клуба, который затем рекомендует игрока тренеру определенной возрастной группы. Иногда юных талантов смотрит и директор академии Аякса. Родителям заинтересовавшего скаутов ребенка обязательно отправляется письмо с извещением о том, что за их чадом отныне пристально наблюдают и в ближайшее время могут пригласить в Де Тукомст.

Скауты Аякса также ищут наиболее талантливых ребят в Африке и Южной Америке. Помогает вербовать талантов за рубежом  сотрудничество с различными клубами. К примеру, Аякс Кейптаун (ЮАР) воспитал для амстердамского клуба Стивена Пиенаара, ныне выступающего за лондонский Тоттенхэм. (Кстати, сотрудничество голландского и кейптаунского клубов имеет историческую подоплеку – город Кейптаун был основан голландским мореходом Яном ван Рибеком, и больше двух столетий, вплоть до открытия Суэцкого канала, южноафриканский порт служил для нидерландских кораблей, следовавших в Восточную Африку и Азию, перевалочным пунктом.)  

Сотрудничает Аякс и с голландскими клубами, например, с Волендамом и Алмере Сити, выступающими ныне в первом дивизионе. Засветившиеся в этих командах юноши имеют все шансы перебраться в столичный гранд.

Большинство детей попадает в Де Тукомст благодаря работе скаутов. Если ребенка не заприметили скауты Аякса, у него есть только один шанс попасть в знаменитую академию – раз в году амстердамский клуб проводит трехдневные смотрины талантов. Около тысячи ребят посещают Де Тукомст в эти дни, пытаясь очаровать видавших виды тренеров своим футбольным мастерством. В основном через такой просмотр в академию попадают самые маленькие игроки. В свое время благодаря «дням талантов» в школе Аякса появились такие будущие звезды, как Эдгар Давидс и Рафа ван дер Ваарт.

Быстрее, техничнее, умнее

Юные футболисты разделены в Де Тукомст на 14 возрастных групп, у каждой из которых есть свой наставник. Таким образом, юные аяксиды каждый год работают под руководством нового тренера. Кроме наставников возрастных групп, в Де Тукомст работают 10 тренеров, отвечающих за отдельные элементы подготовки. К примеру, Брайан Рой, бывший игрок Аякса и сборной Голландии, занимается с игроками атакующего плана. Соответственно, есть тренер, специализирующийся на защите, и тренер вратарей. Если юный игрок не владеет достаточно сильным и точным ударом – его ждут дополнительные занятия с тренером, который специализируется на ударах; если ребенок плохо координирован – ему не избежать занятий дзюдо и гимнастикой. Отдельные специалисты отвечают за бег, дриблинг, пас, силовые упражнения.

В этом заключается один из главных принципов работы Де Тукомст – индивидуальный подход к воспитанникам. Но этот принцип не мешает существованию четкого генерального плана, то есть общей стратегии подготовки футболистов.  

«Все современные концепции подготовки юных футболистов начинались с Аякса. Они отцы-основатели», - Хью Дженнингс, директор футбольной академии Фулхэма.

Юные аяксиды занимаются по той же системе, играют по той же схеме 4-3-3, что и первая команда (исключением является только физическая подготовка, что вполне логично). Выпускники Де Тукомст с малых лет впитывают философию Аякса и приходят в первую команду уже приспособленными к ее стилю игры, который берет свои истоки со времен «тотального футбола» Ринуса Михелса.

Приоритет Аякса – атакующий, привлекательный, скоростной футбол, и система подготовки футболистов в Де Тукомст нацелена на развитие соответствующих навыков. Система TIPS (Technique, Insight, Personality, Speed) – техника, интеллект, личность (характер), скорость – над этим в первую очередь работают тренеры академии.

Многие тренировки состоят из непродолжительных футбольных игр, во время которых тренеры следят за перемещениями ребят и их работой с мячом. Крайне важен выбор правильной игровой позиции. Только отыскав «свою» позицию, можно реализовать себя в футболе, уверены в Де Тукомст. Иногда вингеров ставят на фланги обороны, чтобы они лучше понимали тех футболистов, против которых им обычно приходится играть, тогда как защитники переводятся в полузащиту для развития футбольного мышления.

Обучение тактике и командной игре начинается со средних возрастных групп, а самые маленькие футболисты работают только над техническими навыками.

Но не стоит думать, что академия Аякса – это исключительно игровые упражнения и работа с мячом. Без физподготовки вырастить футболиста-профессионала невозможно. Брайан Рой отмечает, что менее талантливые, но более работоспособные ребята добиваются успеха чаще, чем более талантливые, но ленивые.

Одно из наиболее сложных испытаний для юных аяксидов – челночный бег на выносливость. Дети бегают по короткой дистанции взад-вперед с небольшими передышками до тех пор, пока среди них не останется один – самый стойкий. Ребята сами говорят, когда им становится невмоготу, но тренер полагается не только на их честное слово, но и на результаты измерения частоты сердцебиения во время бега.

«Если ребенок скажет: «Я устал, я больше не могу», - мы можем посмотреть результаты измерений и сказать ему: «А приборы говорят другое. Это значит, что ты использовал только 75 процентов от своего максимума. Потому тебе придется повторить упражнение через неделю». Дети понимают, что это не наказание; это возможность сделать лучше», - Олав Верслоот, главный физиолог Аякса.

Но вместе с тем в академии Аякса не перегружают детей частыми и изнурительными тренировками.  Игроки от 12 лет тренируются три раза в неделю и проводят одну игру на выходных.

«Мы считаем, что для младших этого достаточно. У них есть личная жизнь, у них есть семья. Мы не хотим отбирать это у них. Когда они не в академии, они играют на улице. Они играют со своими друзьями. Иногда это еще более важно. Они играют в футбол, и никто не говорит им, куда бежать и что делать», - Ян-Олде Рикеринк, директор академии Аякса.

Начиная с 15-ти лет, количество тренировок увеличивается до пяти в неделю.

Гранит науки

Полноценное образование – важная составляющая подготовки футболистов в академии Де Тукомст.

«Клуб в полной мере берет на себя ответственность за обучение игроков. Футболисты ничем не должны отличаться от обычных людей. Школьное образование необычайно важно для развития личности», - Эд Лефебер, менеджер академии Аякса.

Ребята, постигающие азы футбола в академии Де Тукомст, не живут на базе – в Аяксе уверены, что детям необходимо нормальное семейное воспитание. Большинство юных аяксидов живет в районе 50 километров от спортивного комплекса академии. Некоторые игроки специально переезжают поближе к базе, чтобы иметь возможность заниматься в Де Тукомст. Будущие футболисты из других стран живут в приемных семьях.

У Аякса налажены контакты со всеми школами в округе. В целом их около 80-ти. До 12-13 лет воспитанники амстердамского клуба учатся так же, как все ровесники, а затем, после увеличения количества тренировок, по договоренности между Аяксом и школами, детей забирают с уроков пораньше. Для этих целей Де Тукомст располагает 20-ю автобусами. В школе юным футболистам дают домашние задания, а пропущенные уроки ребята отрабатывают прямо на базе. Там их обучением занимаются 12 учителей. После тренировки, приема пищи (диетолог и шеф-повар стараются, чтобы питание было максимально полезным) и занятий с учителями детей развозят по домам на автобусах.

Естественный отбор

Ежегодно первую команду Аякса пополняют 1-2 выпускника академии. Из двухсот детей, одновременно занимающихся в Де Тукомст, далеко не всем посчастливится стать профессиональными футболистами. Некоторые проходят все стадии детско-юношеского футбольного образования, но не находят себя во «взрослом» футболе, другие же, и таких намного больше, уступают свое место в академии более талантливым или более работоспособным ребятам. С раннего детства воспитанники Де Тукомст привыкают к жесточайшей конкуренции.

В конце каждого года на основании четких критериев оценивается прогресс игроков. Если ребенок остановился в росте, ему указывают на дверь, а его место занимает другой юный футболист, которого скауты и тренеры считают более перспективным.

В начале года с каждым из воспитанников академии проводится индивидуальная беседа. Кому-то говорят, что он быстро развивается, усердно занимается и потому пока может не беспокоиться о своем месте в Де Тукомст. А кто-то слышит, что в последнее время он остановился в прогрессе, от него ждут больше усердия или дисциплинированности, потому если он не исправится, в конце года на его место придет другой игрок.

«Мой лучший друг ушел из академии два года назад. Мы с ним больше не разговариваем. Он думал, что я не поддерживал его. Он сильно злился. Я понял, что он был просто футбольным другом. Реальных друзей в Аяксе нет», - Дилан Ньювенхойс, 16-летний воспитанник Де Тукомст.

Причиной отчисления из академии может быть не только уровень футбольного развития ребенка, но и недисциплинированность, наплевательское отношение к учебе или, например, лишний вес. У детей средних возрастных групп процент жира в организме не должен превышать 13 процентов. После 17-ти лет лимит уменьшается до 12-ти процентов.

«Когда лимит превышен впервые, мы ведем себя достаточно либерально. Просто предлагается диета. Но если это не помогает, мы советуемся с диетологом, извещаем родителей, и ребенок начинает выполнять специальную программу упражнений», - Олав Верслоот, главный физиолог Аякса.

Человеку свойственно ошибаться. И тренеры Аякса ошибались неоднократно. Одной из таких ошибок едва не стал один из наиболее талантливых выпускников Де Тукомст последних лет – Грегори ван дер Виль, основной правый защитник сборной Нидерландов, на котором Аякс сможет неплохо заработать в один из ближайших трансферных периодов. В 14 лет он был отчислен из академии за недостаточное усердие.

«Я был злым маленьким мальчиком, который еще не научился слушать», - объясняет ван дер Виль.

Три года Грегори провел в другой футбольной школе, а затем вновь был принят в академию Аякса.

Но не только юным футболистам, а и тренерам академии нельзя расслабиться ни на минуту, ведь их отбор не менее суров. Если ты перестаешь давать результат, дети под твоим началом прогрессируют в совсем уж умеренном темпе – для тебя может найтись работа в другой футбольной школе, но никак не в Де Тукомст.

«Мир футбола – непростой мир. Тренер принимает решения об отчислении ребят. Когда же увольняют его, он может понять, что чувствуют эти дети», - Дилан Ньювенхойс, воспитанник академии.

Строим будущее сегодня

Кому, как не голландцам, знать о необходимости постоянного прогресса и неустанной работы над совершенствованием полученных результатов? Со времен Римской империи жители Нижних Земель (так переводится слово «Nederland») борются с одной из четырех земных стихий – водой. Значительная часть территории Нидерландов находится ниже уровня моря, и если бы не старания инженеров-мелиораторов, прибрежные нидерландские земли уже давно могли превратиться в морское дно.  Голландцы отвоевывают у моря земли, сдерживают полноводные реки в пределах русел, осушают болота. Остановишься – и твои труды рано или поздно смоет волной.

Амстердамский Аякс в ближайшее время превращаться в загнивающее болото не собирается, потому его футбольные «инженеры» неустанно работают над улучшением академии Де Тукомст. В основе всего – научный подход. Помогает подходить к работе по-научному сотрудничество с Амстердамским университетом. Футбольные специалисты совместно с учеными трудятся над совершенствованием имеющихся в Де Тукомст условий для подготовки футболистов. В ближайших планах – создание спортивного зала, оборудованного видеокамерами. При помощи отснятых видеоматериалов будут тщательно разбираться действия юных игроков, анализироваться их перемещения, удары, тактические действия и прочие составные футбольного мастерства. Когда будет готов такой спортзал, придет очередь нового проекта, главное – не стоять на месте.

Улучшение условий подготовки футболистов позволит вырастить еще больше первоклассных профессионалов и заработать еще больше денег на их продаже – кому, как не голландцам, знать толк в торговле?

«Мы осознаем необходимость продажи игроков, чтобы держать клуб на плаву и платить зарплаты, но сердце настоящего болельщика Аякса плачет внутри», - говорит Дэвид Эндт, менеджер Аякса, который наверняка помнит былые успехи любимого клуба, четырехкратного обладателя Кубка чемпионов…  

Станислав Салата, Football.ua

P.S. И напоследок, в качестве наглядной демонстрации продуктивности футбольной школы Аякса – символическая сборная из ныне играющих ее выпускников.


 

В материале использованы фото nytimes.com и Getty Images