Football.ua продолжает серию рассказов о тех, кто проделал путь из грязи в князи и обратно.
Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Черный Вождь небесно-голубых кровей
У первого послевоенного чемпионата мира, который был проведен в Бразилии в 1950 году, не было финального матча, хотя поединок Бразилия – Уругвай зачастую вспоминают именно как финал, поскольку он стал решающим. Тот турнир проводился по любопытной системе. Сначала 13 команд-участниц были разделены на четыре группы, а победители групп сошлись в финальном турнире, который также проводился по круговой системе.
Сборной Уругвая повезло. На предварительном этапе она угодила в «группу» из двух команд. Боливия была разгромлена первыми чемпионами мира со счетом 8:0, и в финальном турнире уругвайцы сошлись с хозяевами турнира, испанцами и шведами.
После двух первых туров претендентов на чемпионство осталось двое – Бразилия, которая считалась главным фаворитом перед началом мундиаля и оправдывала выданные авансы, и Уругвай, который многие считали аутсайдером финальной группы. Бразильцы разбили в пух и прах Швецию (7:1) и Испанию (6:1), а уругвайцы сыграли вничью с испанцами (2:2) и вырвали победу у шведов (3:2). Решающим становился матч между селесао и селесте, хотя бразильцы были более чем уверены, что все уже решено. Мало того, что хозяева турнира демонстрировали невероятную игру (чего нельзя было сказать об Уругвае), так им еще и ничьей было достаточно для чемпионства, ведь они набрали на очко больше соперника.
Бразильская федерация футбола еще до матча изготовила комплект золотых медалей для своих игроков, глава ФИФА Жюль Риме приготовил поздравительную речь на португальском языке, на улицах Рио-де-Жанейро уже начинались празднества, а на первых полосах бразильских
газет накануне матча красовались фотографии игроков сборной Бразилии с подписью «Они – чемпионы мира!».
С охапкой таких газет пришел к своим товарищам по команде капитан сборной Уругвая – центральный полузащитник Обдулио Варела. С негодованием продемонстрировал их своим партнерам, а после бросил на землю и от души помочился на фотографии преждевременных «чемпионов». Другие уругвайцы с радостью присоединились к своему вожаку.
Черный Вождь, возможно, был единственным, кто не поддался атмосфере бразильского карнавала и уругвайской обреченности.Воспитанные люди поморщат носы и подумают: «Фи, как пошло». Но на самом деле организованный Варелой бесстыдный ритуал не был простым ребячеством. По крайней мере, на уругвайскую сборную он произвел положительный эффект. Черный Вождь, как называли метиса Обдулио за смуглый цвет кожи и выдающиеся лидерские качества, возможно, был единственным в составе небесно-голубой команды, кто не поддался окружающей его атмосфере бразильского карнавала и уругвайской обреченности.
Тренер сборной Уругвая Хуан Лопес Фонтана оказался не таким стойким. На предматчевой установке он просил игроков сосредоточить все свои силы на обороне, чтобы не повторить печальную судьбу Испании и Швеции. О победе тренер даже не думал. Но после того как Фонтана покинул раздевалку, слово взял настоящий вожак команды. Обдулио Варела потребовал от своих товарищей забыть установку тренера и думать только о победе. «Мы выиграем этот матч!» - повторял Черный Вождь. Когда селесте выходили на поле, он затянул патриотическую песню, которую подхватили его партнеры.
200 тысяч болельщиков на знаменитой Маракане, которую построили специально к чемпионату мира 1950 года, гнали бразильцев вперед, но Уругваю удалось выстоять в первом тайме. Тем не менее, сразу после перерыва Фриаса вывел хозяев мундиаля вперед. Обдулио Варела сразу же схватил мяч в руки и подошел к арбитру. Он начал доказывать, что перед взятием ворот бразилец был в офсайде. Поскольку английскому судье и уругвайскому футболисту понять друг друга было сложно, их разговор растянулся на пару минут. После этого Варела согласился, что гол был чистым, отдал мяч арбитру и крикнул своим партнерам: «Теперь пора побеждать!» После матча Черный Вождь признался, что его целью была вовсе не отмена гола. Он хотел потянуть время, остудить пыл соперника и позволить своей команде прийти в себя.
Уловка Варелы сработала. В середине второго тайма Скьяффино сравнял счет, а за десять минут до конца матча Джигья после передачи Вождя пробил бразильского вратаря Моасира Барбозу, который оставил неприкрытым ближний угол.
Над 200-тысячной Мараканой повисла тишина. Тот особенный вид тишины, который называют гробовым. В оставшиеся до финального свистка минуты бразильцы устроили настоящий штурм ворот сборной Уругвая, но селесте выстояли.
По окончании поединка, который вошел в историю как Мараканасо, никаких торжеств на стадионе не было. Угнетающая атмосфера национальной трагедии не была благоприятной для празднований. Президент ФИФА Жюль Риме стоял на поле с кубком в руках, подпираемый толпой со всех сторон. Он подошел к Обдулио Вареле и словно украдкой передал ему трофей.
Ночью после игры со всех концов Бразилии начали приходить известия о самоубийствах. А Черный Вождь всю эту ночь провел в барах Рио-де-Жанейро с убитыми горем бразильцами. Разумеется, инкогнито. Позже он признается, что тогда почувствовал себя виновным в трагедии миллионов людей.
Обдулио Варела не только стал вдохновителем сборной Уругвая в финальном по сути матче чемпионата мира. Если бы не его гол, который принес селесте ничью с испанцами 2:2, матч с Бразилией уже ничего бы не решал.
Черный Вождь принял участие и в следующем чемпионате мира – в 1954 году в Швейцарии. Уругвайцы под предводительством 37-летнего капитана Варелы без проблем вышли из группы и разобрались в четвертьфинале с Англией. Но в игре против родоначальников футбола Обдулио получил травму и в полуфинале против венгров не сыграл. В дополнительное время действующие чемпионы мира пропустили в финал Великих Мадьяр.

Чемпион мира 1950 года, чемпион Южной Америки 1942 года, шестикратный чемпион Уругвая в составе Пеньяроля… В случае с Варелой титулы вспоминают не в первую очередь. Гораздо больший интерес вызывают многочисленные полулегендарные истории о Черном Вожде. Как он отказался принимать удвоенную премию, поскольку всем его одноклубникам давали обычную, и в результате руководство клуба удвоило премии для всех футболистов. Или как отказался выходить на поле в футболке с логотипом спонсора, мотивируя это тем, что когда-то его африканским предкам подобным образом вешали в нос бирки с именем рабовладельца. Или как отказался сдавать игру за большие деньги, а после выигранного матча попросил у владельца клуба мелочь на трамвай…
Варела отказался сдавать игру за большие деньги, а после выигранного матча попросил у владельца клуба мелочь на трамвай.
Повесив бутсы на гвоздь, Варела без особого успеха попробовал себя в роли тренера в Пеньяроле, после чего вернулся к знакомой ему еще с детских лет случайной черной работе.
Обдулио сам признавался, что любил перед матчем заложить за воротник, мол, так играется увереннее, но, как ни странно, по окончании футбольной карьеры он не спился, а тихо и скромно (даже чересчур) дожил до 78 лет и скончался в 1996 году. За два года до этого о нем вспомнила ФИФА и пригласила на чемпионат мира, даже орденом наградила. Оплатили футбольные чиновники и пышные похороны Черного Вождя, а уругвайские власти назвали в его честь стадион и профинансировали установку памятника.
Бернский чудотворец
Для 37-летнего Обдулио Варелы четвертьфинальный матч чемпионата мира 1954 года в Швейцарии стал последним на мундиалях. А наш следующий герой был еще только на полпути к главному триумфу своей жизни.
Защитник сборной ФРГ Вернер Кольмайер (1924 – 1974), преимущественно выступавший на левом фланге, стал одним из героев четвертьфинала ЧМ-1954 против Югославии. В той игре немцы открыли счет на первых минутах, а под занавес встречи забили второй гол, оформив окончательный счет 2:0. Но временной отрезок между этими двумя забитыми мячами не был для Бундестима спокойным и беззаботным. У югославов были голевые моменты, но ворота немецкой сборной надежно защищал голкипер Тони Турек. Когда же и он был бессилен, на помощь приходил, точнее, прибегал, Вернер Кольмайер. Левый защитник несколько раз спасал ворота своей команды, выбивая мяч с линии ворот, бросаясь под опаснейшие удары… По количеству сэйвов Вернер составил достойную конкуренцию Туреку.
Затем был блистательный разгром Австрии в полуфинале и «бернское чудо». Великая и ужасная сборная Венгрии, олимпийский чемпион 1952 года, была несомненным фаворитом

финального матча. К тому же на групповой стадии мадьяры разбили сборную ФРГ со счетом 8:3. Правда, поговаривают, что тренер Бундестима Зепп Хербергер просто обвел венгров вокруг пальца. Будучи уверенными в выходе из группы после победы над Турцией, немцы в матче против Пушкаша, Кочиша и компании играли без нескольких важных игроков основы, да и то не в полную силу. Поскольку в распоряжении тренеров других команд не было DVD с обширной подборкой матчей сборной Германии, они вполне могли недооценить немецкую дружину. Кроме того, в той встрече на групповом этапе получил травму великолепный Ференц Пушкаш, отсутствие которого стало огромной потерей для Венгрии. Тем не менее Пушкаш восстановился как раз к финальному матчу, однако свою лучшую форму, естественно, набрать не успел.
Но это не помешало ему открыть счет в финале уже на 6-й минуте. Через две минуты мадьяры уже вели 2:0. Виновником этого гола стал Вернер Кольмайер. Он не разобрался в ситуации, не отпасовал, а неуклюже ткнул мяч в сторону своего вратаря. В результате Золтан Цибор, которого Вернер должен был опекать, отправил мяч в пустые ворота.
Но немцы вышли на финальный матч с невероятным настроем. Два пропущенных гола в дебюте встречи их, казалось, даже не смутили. Они продолжили делать свое дело, бороться за каждый мяч на каждом кусочке поля, и уже к 18-й минуте встречи счет стал равным – отличись Макс Морлок и Хельмут Ран.
Вернер Кольмайер практически намертво закрыл Золтана Цибора, одного из ключевых игроков венгерской команды.
Сумел собраться и Вернер Кольмайер, который больше не давал Цибору свободы действий и практически намертво закрыл одного из ключевых игроков грозной венгерской команды. Коли, как называли его партнеры, был крепко сбитым парнем (76 кг веса при 174 см роста). Главным игровым достоинством Вернера была цепкая игра в отборе, стойкость в единоборствах, причем не только внизу, но и в воздухе. Эти качества помогли ему справиться с грозным оппонентом.
Уже под занавес финальной встречи Хельмут Ран ударом с линии штрафной забил победный гол в ворота Дьюлы Грошича, и Вернер Кольмайер вместе с партнерами получил из рук Жюля Риме заветный кубок.
Через год Кольмайер завершил выступления за сборную Западной Германии, но перед этим, 1 декабря 1954 года, успел встретиться на поле с великим Стэнли Мэтьюзом. В товарищеском матче между сборными Англии и ФРГ выдающийся правый крайний форвард был непосредственным оппонентом Вернера. В итоге Кольмайер вчистую проиграл дуэль Мэтьюзу, но о противостоянии с ним все равно вспоминал с удовольствием и гордился тем фактом, что ни разу не нарушил правила против знаменитого джентльмена (Стэнли Мэтьюз за всю свою карьеру не получил ни единого предупреждения).
На клубном уровне Кольмайер также не был обделен успехами. Со своим Кайзерслаутерном он дважды становился чемпионом Германии (1951, 1953).
Закончил карь
Работа нравилась Вернеру куда меньше, нежели выпивка и азартные игры.еру Коли в 1960 году, успев поиграть на старости лет в Хомбурге и Бексбахе. После этого Вернер перепробовал несколько профессий, в том числе и бокового арбитра, но работа нравилась ему куда меньше, нежели выпивка и азартные игры. Прежние сбережения быстро подошли к концу, но Вернер и дальше тратил деньги быстрее, чем они с женой успевали зарабатывать. В результате супруга обозвала Вернера флегматиком и лентяем и бросила его, запретив общаться с тремя детьми. После этого сравнительный анализ алкогольных напитков вышел в жизни Кольмайера на первое место, и, естественно, вскоре Вернер докатился до жалкого состояния.
Коли обращался за помощью к бывшему тренеру сборной Германии Зеппу Хербергеру, у которого когда-то ходил в любимчиках. Зепп согласился помочь Вернеру, но при одном условии – Кольмайер должен был пройти курс лечения от алкоголизма. На что Кольмайер с гордостью и обидой в голосе заявил, что он не пьяница, и пошел дальше заливать свои невзгоды высокоградусными жидкостями.
Пытаясь начать новую жизнь, Вернер переехал со своей матерью в Майнц. Его старый друг, спортивный журналист помог ему устроиться швейцаром в местном издательском доме. Но окончательно отказаться от алкоголя Кольмайер так и не смог, да и пропитое здоровье никакие друзья ему вернуть не могли. В 1974 году он умер от сердечного приступа, не дожив пару недель до своего 50-летия.
(Продолжение следует)
Станислав Салата, Football.ua