- Вчера 11 ноября исполнилось ровно 25 лет с того дня, когда футболисты Днепра во второй раз в своей истории завоевали золотые медали чемпионов СССР. Почему-то об этой дате в Днепропетровске говорят мало, вспоминая больше другой юбилей – 6 ноября 1983 года – день первой победы Днепра в союзном чемпионате. Причем между этими датами были еще и серебряные и бронзовые награды, а в 1989 году наша команда завоевала Кубок СССР. Об этом и многом другом мы сегодня и поговорим. Нашим гостем является обладатель всех трофеев Днепра в 80-е годы, заслуженный тренер Украины Сергей Пучков. 
 
Прежде всего, я поздравляю вас и ваших коллег с теми славными победами и в первую очередь хочу поинтересоваться у вас как сейчас у вас дела, что там в Запорожье?  
 
- На данный момент я еще не закрыл свой контракт с Металлургом, по которому, вы знаете, 28 октября меня освободили от занимаемой должности. Сейчас нахожусь в Днепропетровске, занимаюсь своими личными делами. А что касается того, что вы сказали по поводу того, что 25 лет празднуются менее пышно, чем 30-летие победы Днепра, то ведь когда первый раз что-то выигрываешь, то именно оно и остается в первую очередь в твоей памяти.  Поэтому 1983 год больше в памяти и нашей и болельщиков, а во второй раз мы уже как бы подтвердили, что являемся серьезной командой.
 
- Но, наверное, сделать это было не легче, чем в первый раз выиграть золото?
 
- Знаете, столько времени прошло… Вот даже посмотрел фильм на 2+2 о Днепре к 30-летию победы, и захотелось получить возможность вернуться в раздевалку той игры, вспомнить выход на поле, игру, эмоции. Если честно, ну мизер какой-то запомнился от того, что было. И хотелось бы так все вспомнить, вернуть назад и прокрутить всю картинку: выход, игра, радость, круг почета…
 
- Исписанные стены домов в городе…
 
- Да…Когда молодые, знаете, на это не обращаешь внимание. И вот проходит какое-то количество времени и вновь во все это хочется окунуться. Да, там фотографии есть разных годов, но они все-таки не так передают. К сожалению, так и не удалось найти видео этого матча. Мы искали, все ребята по знакомым в Москву звонили, но так ничего и не нашли. Есть на видео матчи еврокубков 80-х, но вот этой игры нет. 
 
- В своем недавнем интервью нынешний тренер Днепра Хуанде Рамос сказал, что команда по определению в чемпионате Украины не сможет стать чемпионом. Причем, я так понимаю, спортивные показатели он имел в виду в последнюю очередь. Вот тогда в 1983-м футбольной команде, даже не из столицы союзной республики, а из, да большого и важного, но по сути провинциального города Днепропетровска, все-таки удалось выиграть чемпионат. Чем вы это объясните?
 
- Ну, во-первых, мы выиграли не один чемпионат, а постоянно были в тройке призеров на протяжении нескольких сезонов. То есть, это все не было случайностью. Если бы Днепр был слабой командой, то после 1983 года он бы больше ничего не выиграл. И потом, чемпионат Украины и чемпионат СССР – это две большие разницы. Здесь, да, начали добавляться иностранные футболисты, но в то время, это были фактически сборные 15 республик. И у каждой республики свой стиль игры. А что касается слов нынешнего главного тренера Днепра,  то я с ним не соглашусь. Почему он считает, что не пустят? Надо играть и выигрывать. Да, нас тоже не пускали. Да, провинциальный город, и сложно было бороться с Москвой и Киевом, на которых и базировалась сборная СССР. Но ведь тогда тоже и минское Динамо становилось чемпионом, и ленинградский Зенит, что тоже было неожиданностью. 
 
- А на ваш взгляд, особенно с высоты тренерского опыта, вот в то время околофутбольные факторы они имели такое же большое значение, как и сейчас? Или было немного иначе?
 
- Ну, я думаю, что, скорее всего, нет, потому что в СССР в основном были бюджетные деньги. Вот мы принадлежали Южмашу. И тогда ведь не было профессии футболиста. Был инструктор по спорту. Официально мы вели спортивные секции, а сейчас уже поставлено на профессиональную основу. И в то время бюджетные деньги тоже выделялись областью и сейчас в этом плане легче, поскольку есть человек, который за все это отвечает. 
 
- Я имел ввиду другое. В частности пресловутые работы с судьями.   
 
- Мы не обращали на это внимание. Думаю, что было, но мы к этому относились по-другому. Наше дело было играть.
 
- Коли о деньгах заговорили, то ведь в Днепре было достаточно много приглашенных ребят. Далеко не все были из Днепропетровска. Для этого ведь тоже нужны были определенные условия. Чем вас стимулировали?
 
- В основном вне очереди жилье давали и автомобиль. 
 
- Сегодня это слышится несколько смешно.
 
- Тогда считалось это хорошо. Когда меня приглашали из одесского СКА, то пообещали трехкомнатную квартиру. 
 
- Выполнили?
 
- Сразу же. И если бы мы стали чемпионами, то нам обещали по Волге ГАЗ-24, но купить ее за свои деньги, только без очереди. На 24-ке в 1983 году ездили только председатели различных райкомов, и стоила она порядка десяти тысяч. 
 
- Это было много, но совершенно смешно по сравнению с нынешними зарплатами игроков. Как вы и ваши ровесники, люди многое добившиеся на футбольном поле, на это все смотрите. Внутренней обиды или зависти нет? Особенно если сумма в контракте большая, а футболист ну явно на нее не играет.
 
- Нет, зависти точно нет. А контракт футболиста зависит же не от нас тренеров, а от президентов клубов. Наше дело тренировать. Да, иногда смотришь, что человек какой-то не соответствует, и тогда разговариваешь и доносишь до руководства этот факт, что нельзя платить деньги людям, которые не соответствуют им своей игрой на поле и вообще тому уровню футболиста, который вы на данный момент имеете. А сравнивать то, что было у нас то, что сейчас…Если жить прошлым, то в этом нет никакого смысла. Футбол развивается, развивается бизнес.      
 
- Став чемпионом, вы впервые поехали играть в Европу. Был какой-то культурный шок от увиденного за рубежом?
 
- Ну, сначала у нас была поощрительная поездка в Марокко. Эта африканская страна и даже песня есть у группы БониМ Маракеш, мы посещали этот городок. Нас привезли, мы участвовали в турнире по профсоюзной линии. Поездка была довольна интересная, это север Африки и там недалеко Испания. Понятно, что для нас тогда все было интересно посмотреть, как живет капиталистический мир. Тот строй, который был, и как там все было организовано. Конечно, по сравнению с нами была большая разница.
 
- Остаться не хотелось?
 
- Нет, а смысл оставаться? Для того чтобы оставаться нужно было что-то иметь. И что делать дальше? Вы же знаете, как тяжело тогда пробивались приглашения для советских футболистов. 
 
- Но ведь не все игроки того чемпионского состава Днепра поиграли потом заграницей. Причем, в приличных клубах, совсем единицы.
 
- Ну почему, много ребят потом поиграли за рубежом. Пусть это и ни были суперклубы, но с Днепра было немало ребят, кто уехал. Кто раньше, кто чуть позже. Вот покойный Вишневский в Турции, покойный Кудрицкий в Израиле. Я, допустим, позже в Германию уехал. В той же Германии Лютый и Таран были. 
 
- Сколько в то время вы стоили?
 
- У каждого по-разному было. Все зависело от того, какой клуб приглашал. У меня, например, получилось так, что для того, чтобы меня отпустили во вторую бундеслигу, руководство клуба договорилось по окончании чемпионата 1991 года в январе-феврале команда Металлург (Запорожье), из которой я уходил, приедет туда в Бранденбург на сборы. Тогда еще Союз развалился, и все было непонятно.   
 
- В последнее время, в особенности с исчезновением Кривбасса, теперь вот видимо исчезновением Арсенала, голосами о помощи из Луцка и Симферополя, все громче заговорили об объединенном чемпионате с Россией. Каково ваше отношение к этой инициативе?
 
-  Мое положительное. Но каждый по-разному это воспринимает, мол, можем потеряться украинский чемпионат. Думаю,  тогда сделают элиту, в которую будут входить лучшие клубы, а другие составят второй эшелон. Хотелось бы, конечно, большего интереса к нашим командам. Посмотрите в Англии, в Германии, в Испании стадионы забиты. И уровень чемпионата явно другой.
 
- Но и люди там по-другому живут. 50 евро за билет отдать не так страшно, как для нашего болельщика…
 
- Да. Но подобное объединение всё же может дать толчок для развития нашего футбола. 
 
-  А сколько украинских клубов может быть конкурентно-способными в таком чемпионате?
 
- По нашему чемпионату на данный момент пять-шесть команд. Но, правда, мы не так целенаправленно следим за российским чемпионатом. Что там у них с командами? Вот смотрел игру, опять же кусочками, Спартак-Зенит 4:2. Всё-таки интересно было, два гранда российских. 
 
- Как вам нынешний Днепр?
 
- Да вот не могу понять, почему так случается, вспомните прошлый чемпионат, команда в первой части чемпионата до зимнего перерыва постоянно находится среди лидеров, и даже не один сезон это повторяется, но затем весной наступает спад и команда откатывается назад. Самое главное, что подобное может произойти и в этом сезоне. 
 
- Сейчас вообще, я так понимаю, Днепр по потерянным очкам вышел на первое место…
 
- Ну, тут тоже непонятно, что произошло с Днепром, особенно в этих двух отложенных играх, когда непонятно что со светом произошло, потом не выезд на кубковый матч. Просто непонятно, что и как и к чему это ведет. Просто обидно, что да, команда играет сейчас в хороший футбол, но боишься, что все может повториться, как в прошлом году. Команда долгое время занимает второе-третье место, а затем сыпется и постоянно заканчивает сезон четвертой. Причем независимо от того, кто ее тренирует.   
 
- Вот все, с кем мне доводилось говорить о причинах тех наших славных побед того Днепра, практически все говорили о колоссальном единстве всех в клубе. То есть, я имею ввиду футболистов, тренеров, руководство клуба, руководство города, области, Южмаша…Как вы считаете, куда, когда и почему это всё пропало?
 
- Ну, может быть нет пропало. Перед этим вы задавали вопрос по финансированию. В наше время, когда я был футболистом, у нас ведь не было ни мобильных, ни интернета, ни планшетов, был один городской телефон на базе, из прессы газеты Правда, Советский Спорт, Труд и находясь постоянно на базе за два дня до игры нас запирали. И у нас кроме этих газет были домино, бильярд,  карты, может еще какие-то игры. Это все как-то сплачивало и объединяло. Мы постоянно находились вместе. А сейчас попробуйте, соберите футболистов всех вместе. У каждого свои какие-то дела. 
 
- Но вот сейчас считается, что коллектив в Днепре шикарный сложился и сама атмосфера в команде. 
 
- Время нужно для команды, чтобы она сыгралась. Сейчас Рамос уже какой сезон работает? Третий-четвертый. Да, в любом случае добавляются новые футболисты, но и они должны вписаться в коллектив, в тот костяк, который есть. Опять же видите сколько сейчас иностранцев. Раньше ведь их не было, все говорили на русском языке, и легче было адаптироваться в команде. Теже бразильцы. Там у них +20 зимой, а тут -20. По тому же питанию у них вопросы бывают. Это все тоже большое значение имеет, как человек может перестроиться с одной страны на другую и какие цели перед ним ставят. 
 
- Но это касается игроков. А вот тренерский штаб, администрация клуба…
 
- Знаете, у иностранцев все-таки немного другой подход ко всему. Вот я поиграл в Германии два с половиной года, так там не интересует никого, что ты делаешь за пределами футбольного поля. Ты профессионал, ты должен приходить на свою работу. Тебя никто не контролирует. Ты плохо играешь – сиди на лавке, значит, недополучишь каких-то денег. У нас еще этого нет, мы еще не перестроились. Хотелось бы, но все равно, этот наш такой славянский менталитет дает о себе знать. Тоже самое и в тренерском деле. Вот я когда учился и получал тренерскую лицензию, то у нас был преподаватель из Англии. Он и со сборной работал и с клубами английскими. И вот мы пришли на занятия, на стадион имени Банникова, и стоим за бровкой, не выходя на футбольное поле, а он через переводчика нам рассказывает. И вот за бровкой он тоже смеется, что-то говорит, шутит, руками размахивает. И переводчик переводит, что ребята держитесь расслабленно. Но только он стал на газон, как тут же поменялось лицо, и он объясняет, что теперь только футбол, футбол, футбол. Сколько там вы на поле проводите, час, два – должны полностью отдаться футболу. Потом выходит за бровку и опять начинает танцевать и говорит: всё, футбол закончился. Ты отработал свое время, но отработал полностью без остатка и все оставил на футбольном поле. 
 
- Сергей Валентинович, но вот каким вам видится будущее украинского футбола в целом и Днепра в частности?
 
- Конечно, нам нужно больше таких преданных футболу президентов как Ахметов, Коломойский…Если у нас не будет детских Академий с хорошими полями, то ребят будет очень сложно воспитать и мы будем постоянно искать легионеров. Ведь пройдя тренерскую школу от второй лиги до премьер-лиги ко мне много ребят приходило на просмотр, и приходят футболисты очень слабые. И в принципе понятно почему. Детским тренерам просто негде тренировать ребят. На Западе, еще с тех времен, всё идет по накатанной, всё идеально. Приходят, детки одеты, прекрасные поля – такие, что выходи, играй и получай удовольствие. Я часто сталкивался и видел, как тренируют наших детей в пыли и грязи. И как после этого от него можно требовать каких-то технических навыков? Бросили мяч – они поиграли и всё. Я думаю, что будущее есть, только нужно время для того, чтобы перестроиться. 
 
- Ну а Днепр? Когда нам ждать новых славных побед-свершений?
 
- Да вот надеемся, что скоро. 
 
- Ну, по игре, вроде как уже пора…
 
-  Чего-то не хватает. Будем надеяться на лучшее. Вы же видите, что ребята, особенно те, кто начинал свой футбольный путь тут в Днепропетровске, хотят добиться результата. Хотя бы раз, но повторить что-то. Когда там последние бронзы были? При Коле Федоренко и Евгении Мефодьевиче.
 
- Как говорили, какую-то посудину в город пора бы уже привезти.
 
- Да.
 
- Что ж, спасибо вам за этот разговор, спасибо за те трофеи, которые вы со своими коллегами...
 
- Командой.
 
- Да, командой привозили к нам в город, которыми мы уже спустя 30 лет гордимся.  Я думаю, что придет время и наши ребята докажут, что не перевелись еще футболисты в Днепропетровске. 
 
Текст подготовил Дмитрий Москаленко, специально для Football.ua