Техничный и быстрый крайний полузащитник Авангарда Ярослав Ямполь провел в недавно завершившемся сезоне не так много матчей, но даже травмы и дисквалификация не помешали ему стать лучшим бомбардиром своей команды. Это достижение тем более ценно, если учесть, что выступавший ранее в Шахтере-3, Коммунальщике и минском Динамо молодой игрок впервые в своей карьере попал в первый дивизион. О впечатлениях от дебюта в Favbet Лиге 1, сезоне своей команды и его форс-мажорном завершении Ямполь рассказал Football.ua.

– Ярослав, по нефутбольным причинам ваша команда раньше других завершила сезон. Скажите, как вам игралось в Авангарде, который оказался в самом эпицентре боевых действий?

– Как вы знаете, в связи с политическими делами в городе Краматорске сложилась непростая, нехорошая обстановка. В связи с боевыми действиями нам запретили проводить домашние игры, да и на выезды было трудно выезжать, поэтому руководство решило досрочно распустить команду.

– Что сказало вам на прощание руководство Авангарда? Сможет ли клуб продолжить выступления, если придется играть и тренироваться в другом городе и области?

– Когда нас распускали – сказали, что Авангард планирует дальше играть и существовать, но когда все наладится – неизвестно…

– В каком вы статусе сейчас? Ищете новый клуб, или же ждете, когда выйдет на старт Авангард?

– Я забрал уже документы с Авангарда, потому я в статусе свободного агента.

– Предлагаю вспомнить, как вы вообще оказались в Авангарде. После выступлений в минском Динамо могли продолжить выступления в чемпионате Беларуси, или же хотели заиграть дома?

– У меня было несколько разных вариантов, но где-то не вышло, где-то сложились так обстоятельства, что не перешел я туда. Поэтому когда появилась возможность сыграть за Авангард, я ею воспользовался и был доволен таким поворотом событий.

– Помню, как вы начинали сезон – в первом же домашнем матче забили важный мяч в ворота Десны. Это значит, что в коллектив вы влились быстро?

– Действительно, коллектив в Краматорске был подобран хороший, с игроками приличного уровня. Ребята подбежали, поздравили меня с первым голом. Был очень рад, что так все вышло.

– Но только после того матча травма выбила вас с колеи на два месяца…

– Как-то так получилось, что я даже и не могу сказать, где получил эту травму. Накопилась какая-то боль и усталость, поэтому вылетел на два месяца. Думал, даже дольше не смогу играть, потому что восстановление было тяжелым.

– Когда вы возвратились в строй, Авангард уже опустился из группы лидеров и ощущал острый «кадровый голод». Почему так сложилось? Это настолько много было травмированных, или скамейка была слишком короткая, что в некоторых матчах в стартовом протоколе даже оставались незаполненные строчки, и не хватало 18 игроков?

– Ну, сами понимаете – ситуацию с травмами вряд ли можно было предвидеть. А когда травмы «посыпались», уже шел сезон, и кого-то дозаявить попросту не успевали.

– Еще один досадный момент – это ваше удаление в Сумах. Что случилось тогда в центре поля?

– Тот матч еще показывали по телевидению, и, я думаю, все видели, что тот фол не тянул на удаление. Жаль, конечно, что арбитр решил дать сразу красную – это повлекло за собой и дисквалификацию, и я снова остался вне игры. Знаю, что наше руководство подавало какую-то апелляцию, но решение арбитра осталось в силе. Пусть это будет на его совести. Я же опять вынужден был пропускать матчи, хотя очень хотел помочь нашей команде.

– Тем более, что вы набрали очень неплохую форму и в оставшихся трех матчах отличились тремя голами. Наверное, в отпуск не хотелось отправляться?

– Действительно, было даже немного обидно, что только набрал форму – а уже и сезон закончился. Просто после травмы и дисквалификации я сам очень хотел уже, наконец, играть. Так вышло, что нам под конец осени противостояли неплохие команды, и турнирная ситуация вынуждала нас играть на результат, чтобы уйти в отпуск на, как можно, более высоком месте. Поэтому игралось легко, в охотку, и в оставшихся матчах я забил александрийцам, кировоградцам и николаевцам, а наша команда набрала в этих трех матчах пять очков, улучшив свое положение перед зимними каникулами.

– Зимой Авангард славно потрудился, вот только удачный контрольный матч с премьер-лиговой Зарей обернулся для вас еще одной травмой. От кого вам досталось?

– Даже как-то и не запомнил в пылу борьбы. Был досадный эпизод, я столкнулся с кем-то из луганчан и сломал нос. Снова выбыл на месяц – было очень досадно, ведь весенняя часть чемпионата только начиналась, а я снова остался в лазарете.

– Тем не менее, вы запомнились своей оригинальной манерой – левша, играющий на правом фланге со скоростью и дриблингом. Когда утвердились на этой позиции? С чего начинали в футболе?

– Сначала, еще в юношеском футболе, я начинал на позиции под нападающими. Потом меня начали ставить на левом, правом фланге. Пару раз играл даже нападающего.

– Как вы попали в футбол?

– У меня отец – футболист (Геннадий Ямполь играл за купянский Оскол и северодонецкий Химик, – прим. Football.ua). Он привил мне любовь к футболу. Первым тренером моим в Купянске был Юрий Александрович Гречанников.

– Если не ошибаюсь, родом из Купянска форвард УАКа Виталий Пономарь?

– Да, мы вместе занимались. Кто еще вышел из нашей школы на профессиональный уровень? Даже и не знаю, вроде никого пока.

– Как вы оказались в Шахтере?

– Где-то кто-то меня приметил. Помню, как в 2006 году ехал на просмотр. Меня оставили, и я продолжил занятия в академии дончан. Год у нас был хороший – много вышло ребят, которые сейчас играют по всей Украине. Сейчас вот перед матчами жмем руки игрокам других команд, и очень часто попадаются те, с кем я или в академии, или в Шахтере-3 вместе играл.

– Но в совсем юном возрасте вы успели еще поиграть и за луганский Коммунальщик – клуб с короткой, но яркой историей. В первом круге за них сам Зубов играл, во втором – Осьмачко, Д.Пархоменко, Ротань-младший, Кудинов, Продан…

– Это точно. Я в ту пору не проходил в Шахтер-3, вот меня и отправили в Коммунальщик. Эта команда, кстати, выиграла тогда Группу В второй лиги. А я после завершения аренды возвратился в Шахтер-3.

– С кем приходилось работать во второлиговой команде дончан?

– Из тренеров – с Фундератом, Ковалевым, Поповым, Леоновым. Из игроков – с очень многими, всех, даже и не перечислишь (среди коллег Ямполя по Шахтеру-3 – Ракицкий, Ордец, Караваев, Бутко, Чайковский, Нойок, Драченко, Дорошенко, Картушов, Причиненко, Насибулин, Максименко, Гаращенков, Михалев, Касьян, Ковалев, Матяж, Шаврин, Кулач, Малышев, Чурко, Поднебенный, Свиридов, Пономарь… – прим. Football.ua). Играл левого нападающего, правого – в принципе, везде, где было надо команде.

– Голландцы много дали академии Шахтера?

– Да, хорошая схема у них была, а также удобная для футболистов атакующая манера.

– Ну, и ориентация на работу мячом, благодаря чему игроки становились техничными…

– Да, атакующая схема, которая помогает много забивать.

– Как появилось на горизонте минское Динамо?

– Мне уже было 20 лет – для Шахтера-3 я уже был староват, так как туда постоянно прибывают новые юные ребята. Мне предложили попробовать силы в минском Динамо – я поехал, поучаствовал в их сборах и подошел этой команде.

– Кто тогда был там тренером?

– Тогда их возглавлял Василенко, но за два года, которые я там провел, было много тренерских рокировок. Успел поработать также с русским тренером Овчинниковым, белорусами, а уже когда уходил – команду принял украинец Протасов.

– В тот период в минском Динамо было много легионеров – французы, бразильцы, Мбанангой и Фигередо. Интересно было работать в этом коллективе?

– Конечно, после дублирующего состава, второй лиги попасть в высшую лигу, пусть и Беларуси, было очень интересно. Приятно было играть и тренироваться.

– В тот период, когда вы выступали в Беларуси, у них и свое неплохое поколение поспело. Вашими одноклубниками были Драгун, Ковель, Глеб-младший и даже молодой Корзун, который сейчас считается самым перспективным их молодым игроком. Ожидали, что он так раскроется.

– Когда я играл, он как раз подходил к основе. Корзун, да? Хороший футболист, было видно, что он заиграет – человек талантливый.

– Чему научил вас белорусский футбол? Что там было интересного?

– Это был интересный опыт. Там есть крепкие команды, которые стараются играть в атакующий футбол. Есть, конечно, и такие, с которыми приходилось играть в вязкий, неприятный футбол. Мне вообще этот чемпионат запомнился положительными эмоциями.

– Как после него игралось в украинской первой лиге?

– Должен сказать, что в нашей первой лиге уровень очень даже неплохой.

– От наших футболистов, которые играли в белорусской высшей лиге, приходилось слышать две кардинально разные точки зрения. Одни говорили, что если отбросить БАТЭ и, возможно, минское Динамо с солигорским Шахтером, в остальном их высшая лига на уровне где-то нашей Favbet Лиги 1. Другие – что белорусское первенство не такое простое, и если бы даже наши премьер-лиговые клубы туда попали, то могли бы «завязнуть». Какая мысль ближе к истине?

– Думаю, первая. Лига у них и вправду крепкая, вязкая, но украинская Премьер-лига гораздо выше по своему уровню.

– Какой матч за минское Динамо для вас самый звездный? Помнится, как-то местная пресса вас даже в сборные тура ставила…

– Ну, например, с Нафтаном игра неплохая выдалась – я две голевые передачи выдал. Еще несколько матчей могу вспомнить с хорошей стороны.

– Для нынешнего минского Динамо – матчи с БАТЭ самые принципиальные?

– Пожалуй, да. Были еще несколько соперников – Солигорск, Гомель, с которыми игралось очень непросто. Но по отношению, напряжению именно матчи с БАТЭ для минчан становились главными.

– Вы видели становление БАТЭ своими глазами. Для вас было неожиданно, что эта команда пару сезонов знатно выступала в Европе?

– В принципе, нет. Разве что победа над Баварией удивила, но я играл с ними в одном чемпионате и знал, что у них хорошая сыгранная команда.

– Украинская первая лига в прошлом сезоне приятно удивила своей ровностью: не было откровенных аутсайдеров, которые выпадали бы с общей картины, не было и лидеров, которые бы на одной ноге могли обыграть любого соперника. Кто вам больше всех понравился из соперников?

– Олимпик – они играли конструктивно, в атакующий футбол. Традиционно, само собой – Александрия, Сталь (Алчевск), Нефтяник. Согласен, в принципе, чемпионат ровный, и любой соперник опасен.

– Конечно, первая лига отличается полным контактом. Бывали матчи, когда били настолько сильно, что не хотелось играть?:)

– Нет, ничего такого не было. Конечно, хватало жестких единоборств, но в целом – откровенного, преднамеренного хамства не припомню, а с остальным можно мириться.

– Среди ваших голов выделяется шикарный штрафной в матче в Кировограде. Помнится, и вратарь тянулся, и защитник на штанге подпрыгивал – а мяч все равно угодил в девятку. Признайтесь, били, целясь, или просто вышел такой удар?

– Приятно, конечно, что так красиво попало. Я не скажу, что именно в то самое место целился, но перебрасывал стенку с расчетом, что мяч попадет в тот угол, где вратарю будет трудно достать. Хорошо, что удар получился хорошим и точным. Гол, конечно, памятный для меня.

– Ваша оригинальность в том, что вы атакуете с правого фланга, будучи левшой. Давно приноровились к такому несколько «неортодоксальному» ведению игры?

– Да, мне нравится так играть, и в мировом футболе у меня много коллег, которые также атакуют с вроде как «не своего» фланга. Приятно, что тренеры Авангарда также видели меня на этой позиции, и я мог играть так, как мне удобно, и где я могу приносить пользу команде.

– Кто из звезд футбола вам больше всего нравится?

– Роналдиньо.

– А за какую сборную на чемпионате мира болеете?

– За Аргентину.

– Какие задачи вам хотелось бы решать в следующем сезоне?

– Хочется играть в футбол на хорошем уровне. Какая это команда будет – трудно сказать, вопрос еще решается. Но мне важно, чтобы в новой команде я мог прогрессировать, играть в интересный футбол и решать высокие задачи.

Артур Валерко, Football.ua.