… белые пятна на парковке клубной базы «Черноморца» стали исчезать одно за другим, хотя встреча игроков, представителей руководства команды и тренерского штаба была назначена только на 17.00. Как и принято в Одессе, обо всем, что должно было произойти за закрытыми дверями в Совиньоне, знали все и одновременно никто. Информацию о прощании с коллективом Семена Альтмана растиражировали все электронные и печатные средства массовой информации, но ни одна из них не была подкреплена официальным источником. Активную попытку заручиться таковым автор этих строк предпринял вчера днем, но все тщетно. Ни сам Альтман, ни исполняющий обязанности президента «Черноморца» Олег Марус от корреспондента «СЭ» не прятались, но комментарии давать наотрез отказались. Не являющийся поклонником телефонного общения с журналистами, Семен Иосифович сослался на занятость и переадресовал к руководству клуба, тогда как Марус сообщил мне, что вся конкретика станет достоянием общественности только на следующий день. Еще меньше света, чем их наставники и руководители, на ситуацию проливали сами футболисты одесского клуба: так, капитан «моряков» Андрей Кирлик, возвращавшийся в Одессу после короткого отпуска, который он провел у родителей, оказался в информационном вакууме и поинтересовался у корреспондента «СЭ» о последних новостях, в том числе и о своей команде.

Старший тренер «моряков» Виктор Догадайло, которому я дозвонился чуть позже, сообщил, что в три часа его ждут в кабинете почетного президента клуба Леонида Климова, и подтвердил, что, скорее всего, откажется от предложения стать временным поверенным, то есть занять пост и.о. главного тренера «Черноморца». «В Одессу меня приглашал Семен Альтман, и этический долг перед старшим коллегой обязывает принять такое вот непопулярное решение, - подытожил Виктор Гаврилович. И добавил: «Я не штрейкбрехер и никогда им не был».

Зная человеческие качества Догадайло, обвинять его в моральной нечистоплотности язык не повернется: выходит, на его первоначальное решение повлияла беседа с работодателем и, возможно, теперь уже экс-наставником «моряков».  

Но как бы то ни было, стало совершенно очевидно: 22 июня, ровно в четыре часа, «Черноморец» вступил в новую эпоху своей более чем 70-летней истории. Вступил в весьма разобранном виде - без ряда ключевых исполнителей (судьба Венглинского, Шищенко, Зотова, Нижегородова и того же Кирлика остается под большим вопросом) и без нового главного тренера, продолжающегося считаться одним из самых авторитетных специалистов в странах СНГ и Балтии. Вместе с тем не будем обманывать сами себя, в почти родной Одессе творческий гений Семена Альтмана уже давно перестал опережать время и в некотором роде зашел в тупик, а роман 61-летнего специалиста с самой дорогой его сердцу командой изжил себя даже не сегодня - еще позавчера! В последние два года - и это несмотря на завоеванную в бронзу 15-го чемпионата Украины - отношения между Семеном Иосифовичем и руководством клуба напоминали рефрен популярной песни Максима Леонидова: «И вместе невозможно и врозь никак!». Но если локальный спад июня 2005-го Альтман и Климов пережили, то затяжной кризис-2006/07 оказался для их союза абсолютно непреодолимой преградой.   

ДВЕ ИЗНАНКИ ОДНОГО АЙСБЕРГА

Оценивать работу совмещавшего посты главного тренера и спортивного директора «моряков» по горячим следам почти также тяжело, как и самому Семену Иосифовичу давать сразу же после матча комментарии действиям своих подопечных без расшифровки ТТД. Прежде всего, не хочется делать это на свежих эмоциях, потому что когда они поутихнут, может произойти серьезная переоценка ценностей. Очевидно одно: за четыре с половиной года руководства «Черноморцем» Альтман прошел колоссальный путь от всеобщего обожествления и даже создания в фанатских кругах своеобразного культа личности до глобального недопонимания и даже открытого проявления негатива со стороны тех же болельщиков и других представителей футбольной общественности Одессы. Да, и гирек на чашах весов с условными обозначениями «добро» и «зло» в его случае оказалось предостаточно. 

Многие из человеческих и профессиональных решений Альтмана казались непонятными и неправильными, а сам наставник лишь усугублял ситуацию, принявшись воспитывать тех же репортеров и минимизировав контакты с журналистами. Не улучшали репутацию тренеру и злополучная кадровая чехарда и неспособность преодолеть творческий кризис роста своего набирающего обороты коллектива. При всем при этом не исключено, что возможности самого тренера серьезно ограничивались политикой президента «Черноморца», для которого футбольный клуб всегда являлся, прежде всего, одним из бизнес-проектов. В любом случае ответ на этот вопрос, прежде всего, самому себе должен дать сам Семен Альтман, ведь как ни крути, но лучший контролер - совесть!

Вместе с тем, в новейшую историю «Черноморца», безусловно, противоречивый Альтман войдет в качестве эдакого барона Мюнхгаузена, который вытащил тонущих «моряков» из засасывающей их в перволиговую трясину за собственную же косичку, а спустя три года привел последнюю команду элитного дивизиона к его трехступенчатому пьедесталу. Не стоит забывать, что именно он продлил жизнь в профессиональном футболе нескольким «потерянным поколениям» игроков, к числу которых можно отнести зубастого форварда Косырина и неукротимого мастера стандартов Кирлика, ловкому хитрюге Полтавцу и атлетичному «волнорезу» Даниловскому, мудрому столпу обороны Ващуку и питерскому варягу Игонину. Этот список можно было бы продолжать еще очень долго. При Альтмане стала стремительно расти клубная инфраструктура, и именно он снова прорубил для одесситов долгожданное «окно в Европу». В конце концов, многие футболисты приезжали в «Черноморец» именно «под Альтмана», а что будет с командой завтра, никто уже не знает.

Иными словами, на тернистом пути Семена Альтмана, как часто говорит он сам, в равном количестве попадались и шипы, и розы. А срывая лепестки, он подставлял руки колючкам...            

Михаил Спиваковский, "Спорт-Экспресс в Украине"