За свою долгую карьеру в Милане и сборной Италии один из лучших игроков в истории футбола успел завоевать практически все возможные трофеи: пять кубков Лиги чемпионов (первый — в 1989 году, последний — в 2007), семь скудетто за шестнадцать лет, а также Кубок Италии и титул клубного чемпиона мира.

Мальдини впервые вышел на поле в футболке Милана в 16 лет, а на пенсию ушел в 41. Он до сих пор является обладателем клубного рекорда: 902 сыгранных матча за одну из величайших команд мира на высшем уровне в четырех десятилетиях.

В наши дни разве что Райан Гиггз и Хавьер Дзанетти могли бы посоревноваться с Паоло. 
Мальдини 74 раза выводил сборную на поле с капитанской повязкой, сыграл на трех чемпионатах мира и четырех Евро, выиграв и то, и другое.

Мальдини был образцовым современным защитником. Не обладая впечатляющей скоростью или особой физической силой, он отлично читал игру и умел работать с мячом.

Паоло Мальдини, Франко Барези, Алессандро Костакурта и Мауро Тассотти были лучшей защитной линией в истории футбола. Все четверо — выдающиеся футбольные мыслители и новаторы; странно, что никто из них не пошел тренерской дорогой (особенно учитывая успехи их товарищей по Милану — Марко ван Бастена, Рууда Гуллита, Франка Райкаарда, Карло Анчелотти, Роберто Донадони, Кларенса Зеедорфа и Марко Симеоне).

Костакурта не добился ничего хорошего с Мантовой в Серии Б, а Тассотти был ассистентом при Карло Анчелотти и Массимилиано Аллегри на Сан Сиро, но сейчас оба пропали с тренерского горизонта. А Мальдини даже никогда и не задумывался над таким вариантом работы.

Он долгие годы провел, учась у своего отца Чезаре, который играл и тренировал пять клубов и сборную, когда Мальдини был еще ребенком; а потом 25 лет собственной карьеры — этого для Паоло было достаточно. Настало время для новых вещей: тенниса, бокса и семьи.

"Я решил, что не хочу тренировать, — рассказывает Мальдини. — Мой отец был тренером, поэтому нам приходилось постоянно переезжать, обосноваться на одном месте не получалось. Я хочу отдохнуть от футбола. Не вижу себя в роли тренера. В 10 лет я начал играть за Милан, ушел в 41 — это и так очень долго".

Через несколько недель после завершения карьеры футболиста Мальдини позвонили из Челси и предложили место ассистента при Анчелотти, но Паоло всерьез ни о чем подобном не думал.
Не удивительно, что ему до сих пор не перестают названивать с предложениями, особенно от клубов из Залива. Но каждый такой разговор заканчивается вежливым: "Спасибо, но нет".

Наряду с новыми спортивными увлечениями у Мальдини появились интересы в бизнесе; он стал совладельцем нового футбольного клуба Майами. 

Ему уже 47 лет, в волосах проглядывается седина, из-за повреждения колена он уже никогда не сможет как следует поиграть в футбол. Но по его голосу слышно, что время с семьей после всей этой футбольной суматохи приносит ему не меньше удовольствия, чем сама игра.

"У меня есть интересы и дела, которые не касаются футбола; теперь я хочу сам себе составлять график, прочувствовать жизнь, — добавляет он. — Я наслаждаюсь временем со своей семьей, ведь раньше мне приходилось надолго их оставлять. Обожаю играть в теннис. Три года я занимался боксом — очень нравилось. Это тяжелый, но прекрасный вид спорта. Я был просто в восторге от тренировок".

Сыновья — 19-летний защитник Кристиан и 14-летний нападающий Даниэль — не дадут ему потерять связь с футболом вообще и с Миланом в частности. Один из них когда-нибудь унаследует 3-й номер, если попадет в первую команду.

Паоло упомянул и спад в игре своей бывшей команды: с первого места в Серии А 2011 года они опустились на десятое в прошлом сезоне. "Им тяжело... Вряд ли ситуация изменится в ближайшее время. Может быть, они не совсем понимают, что им сейчас делать".

Нынешний Милан, конечно, далек от  своего уровня в золотую эру конца 80-х и начала 90-х, когда инвестиции Берлускони и тактические премудрости Арриго Сакки и Фабио Капелло привели клуб к пяти скудетто с 1988 по 1996 год; а Серия А тогда была самой богатой и конкурентной лигой в мире.
Игроки приходили и уходили, но Мальдини всегда оставался на своем месте. Несмотря на то, что трофеев на домашней арене у Милана становилось все меньше — Мальдини завоевал еще одно чемпионство в 2004-м и Лигу чемпионов в 2003-м и 2007-м — период, проведенный под руководством своего друга Карло Анчелотти, он вспоминает с радостью. 

"Мне повезло с товарищами по команде и президентом, который не жалел денег для того, чтобы клуб стал лучшим в мире",- говорит он.

"Это хорошо, что я играл под руководством многих тренеров: Нильс Лидхольм объяснил мне, что футбол — это всего лишь игра, от которой нужно получать удовольствие. Сакки поднял меня на новый уровень, Капелло тоже, а потом Анчелотти, который раньше был еще и моим одноклубником". 

"С Анчелотти было вообще прекрасно. Мы одинаково представляем себе футбол. Он отличный парень".
"Мы дружили и тогда, когда играли вместе, и тогда, когда он тренировал".

"Последние семь лет с ним были, наверное, лучшими в моей карьере. Нам все нравилось: не только матчи и победы, но и ежедневная совместная работа. Хорошие были времена".

Мальдини обратил внимание на прогресс вратаря Милана Джанлуиджи Доннаруммы. Голкиперу исполнилось всего 16 лет и 8 месяцев, когда Синиша Михайлович дал ему возможность дебютировать в этом сезоне против Сассуоло в октябре. Мальдини же с улыбкой отмечает: "Я был чуть моложе". Он впервые вышел на поле за первую команду в 16 лет и 7 месяцев.

"Я много о нем слышал еще до дебюта от моих ребят; в прошлом году все только о нем и говорили. Доннарумма очень, очень талантлив. У голкипера совсем другая роль на поле, ему непросто. Но пока что у парня все получается чудесно". 

Среди своих достижений Мальдини не может выделить единственный особенный трофей — ни первая победа в Лиге чемпионов 1989 года, ни разгром Барселоны со счетом 4:0 в 1994-м, когда Мальдини вел за собой защиту при отсутствии Барези и Костакурты. 

"Моя карьера хороша тем, что я пять раз выиграл Лигу чемпионов и играл в восьми финалах на протяжении 20 лет. Все это растянулось на долгое время с разными командами",- говорит он. — У Милана был отличный состав и тогда, когда я начинал играть, и тогда, когда завершилась моя карьера. Это меня радовало больше всего".

Джеймс Пирси, Sport360

Перевод Юрия Паустовского