Акционеры футбольного клуба Спартак выразили желание встретиться с организацией болельщиков Фратрия, которая в жесткой форме требует отставки действующего руководства клуба.
На субботнем матче с Локомотивом спартаковские болельщики провели громкую акцию против руководства клуба. Через пять минут после начала матча множество человек организованно покинули северную трибуну стадиона. На протяжении этого времени болельщики скандировали соответствующие заявленной позиции речевки, вывесили баннеры, выкинули на поле несколько файеров. Эта акция была проведена организацией болельщиков Спартака Фратрия, которая является рупором фанатского движения красно-белых. Многие задаются вопросом и недоумевают, как, например, генеральный директор клуба Сергей Шавло, кто они такие, что считают себя вправе выражать позицию за всех людей, переживающих за Спартак?
Все решения организации принимает так называемый Совет Фратрии. В него входят представители всех сколь-нибудь значимых спартаковских движений, начальник официального фан-клуба Владимир Гришин, советник клуба Егор Петров, ветераны Спартака – словом, все те, благодаря кому спартаковские болельщики стали теми, кем являются. Именно они и выступили с нашумевшим Протестом, в котором в достаточно жесткой форме потребовали отставки Леонида Федуна, Сергея Шавло и Станислава Черчесова.
"Мы устали слышать и видеть идущую оттуда (из клуба – прим. Газеты.Ru) ложь и лицемерие. Отныне нам не по пути. Мы оставляем за собой право на любые акции против руководства команды в рамках действующего законодательства РФ", – говорится в заявлении.
Несколько часов спустя после окончания матча с Локомотивом в одном из кафе в центре Москвы состоялась пресс-конференция Фратрии. От лица начальника отдела по работе с болельщиками московского Спартака Владимира Гришина, писателя и журналиста Дмитрия Лекуха, выступавшего в качестве советника по экономическим вопросам, ветерана спартаковского движения Амира Хуслютдинова, известного как Профессор, советника клуба Егора Петрова, а также двух видных болельщиков вновь были озвучены претензии к руководству клуба. В ходе часового разговора прозвучало множество мнений и доводов.
Однако главным событием можно считать заявление Егора Петрова, с которым чуть ранее связались акционеры Спартака, выразившие желание встретиться с Фратрией.
Для всех эта новость стала полной неожиданностью. Впервые эти неизвестные широкой публике люди вышли на контакт с болельщиками. Чего они ожидают от этой встречи? Каковы их намерения? Сложно даже предположить. Вероятно, до ушей акционеров дошла шумиха вокруг Спартака, и они хотят разобраться, что происходит. Совершенно понятно, что возникший конфликт сильно бьет по имиджу Спартака, а значит и по их вложениям. А свои инвестиции, как известно, необходимо защищать.
Пресс-конференция проходила на фоне известного баннера с изображением Николая Старостина Он все видит. Неизвестно, как один из основоположников Спартака отреагировал бы на происходящее сейчас в клубе. Но уж точно не обрадовался бы.
"Сегодня мы собрались, чтобы еще раз обратить внимание на бардак, творящийся в клубе. Мы не понимаем, как с такими исходными данными, с такими футболистами, болельщиками и инфраструктурой можно развалить клуб. Хуже быть может, но представить себе это сложно. Черчесов на послематчевой пресс-конференции отказался отвечать на вопрос о болельщиках, сказав, что это не связано с футболом. Интересно, с каких это пор болельщики перестали быть частью футбола? Кем бы был Спартак без своих болельщиков? Мы требуем отставки Черчесова, Федуна и Шавло", – такой был лейтмотив общения.
О требуемой отставке Федуна, кстати, стоит сказать подробнее. Дмитрий Лекух, как "советник по экономической части", доходчиво объяснил требования Фратрии.
"Когда Фратрия говорит об отставке Федуна, она не настолько тупа, чтобы иметь в виду отставку Федуна, как собственника – отставок собственников не бывает, – подчеркнул Лекух. – Неслучайно в обращении Фратрии "или уйдите в отставку, или продайте".
Под отставкой в данном случае имеется в виду отставка Федуна как управленца, делегирование им полномочий профессиональному в футбольном отношении менеджеру: как "хозяин" и "инвестор" Федун нас вполне устраивает.
Он просто не должен руководить непрофильной для него организацией как менеджер. Элементарный закон бизнеса, о котором говорят на первых лекциях в МВА: для того, чтобы предприятие было успешным должно быть достигнуто согласие между тремя "высокими договаривающимися сторонами": инвесторами-акционерами, менеджментом и потребителями продукции. Ссориться с потребителями твоей продукции – идиотизм. Наше руководство же умудрилось поссориться с потенциально более чем лояльной аудиторией".
Многих интересовал вопрос: "Что дальше?" Конкретных задумок пока нет, есть направленный вектор действия. Фратрия ожидает реакции клуба, а теперь, очевидно, встречи с акционерами. Особое внимание было обращено на суть противодействия – болельщики Спартака протестуют не "против", они протестуют "за".
Даже Владимир Гришин – человек, являющийся сотрудником клуба, заявил, что не боится увольнения, так как ситуация критическая.
"Я согласен с ребятами. Не во всем, но кризис затянулся. Сегодня на трибуне даже многие ветераны Спартака колебались: уходить или нет. За пять лет правления Федуна было плохо, очень плохо, чуть лучше, но хорошо не было никогда. Увольнения я не боюсь", – эта фраза начальника фан-клуба была встречена бурными аплодисментами.
Не обошли вниманием эпизод с Радославом Ковачем, во втором тайме игры с Локомотивом грубо сбившим выбежавшего на поле болельщика Спартака. Чешскому футболисту предложили задуматься, что бы с ним было, если он сделал то же самое в Генуе, где базируется интересующаяся Ковачем Сампдория? Ответ представился таким страшным, что отвечать на него не стали. И без слов понятно. Было прокомментировано и разъяснено воспринятое многими буквально заявление из протеста: "Мы не несем никакой ответственности за порядок на трибунах". На матче с Локомотивом было сломано несколько кресел, а на поле летели файеры. Так вот этим болельщикам еще на трибуне все доходчиво объяснили – так делать не нужно.
На этом суть пресс-конференции исчерпывается. Позиция выражена, ход сделан. Мяч находится по другую сторону сетки. Обратить на себя внимание Фратрии удалось, своего она пока что добиваются. Почему-то есть ощущение, что борьба между болельщиками и руководством Спартака примет характер затяжной войны. Однако если ситуация действительно зайдет в тупик, пострадают все. Красно-белым скоро предстоит стартовать в Лиге чемпионов, а с таким разбродом и шатаниями перспектива не вдохновляет. Кто окажется прав, покажет, конечно, только время. Но очень хочется, чтобы великий клуб оставался таким не только в памяти миллионов болельщиков.