…Сэм Вокс сделал скидку на Данни Ингза, который на высокой скорости ворвался в штрафную и отправил мяч в сетку. Шла 26-я минута поединка первого тура Чемпионшипа, в котором Бернли принимал Болтон.

За два дня до того Бернли продал за 4 млн фунтов главному фавориту сезона – Куинз Парк Рейнджерс – своего лучшего форварда Чарли Остина. За два предыдущих сезона он забил 45 мячей, а в сезоне 2012/13 побил полувековой рекорд клуба, отличившись 20 раз в первых 17-ти матчах. Но даже его голы не помогли Бернли финишировать хотя бы в первой десятке. Что же будет без них? Наставник команды Шон Дайч сказал очевидное: «Признанных бомбардиров не так много, и все они нам не по карману».

В прошлом материале мы противопоставляли Лестер Сити и Куинз Парк Рейнджерс, но Бернли еще больше подходит на роль антипода лондонской команды. Лестер только перед этим сезоном перешел в режим экономии, а до того тратился славно. У Бернли не было ничего подобного. Бордовым было непросто в окружении больших клубов не только сейчас, но даже в ту эпоху, когда казалось, что в футболе деньги действительно решают не все.

На самом деле всегда у кого-то их было больше или кто-то имел к этому предпосылки. Численность населения города Бернли в послевоенные годы никогда не превышала 85-ти тысяч. В этом городе и тогда, и сейчас фанатично поддерживали свою команду, но какой бы сильной ни была эта любовь, в финансовом плане она не могла дать много. Одиозный владелец клуба Боб Лорд ради лишней пары тысяч болельщиков, как до сих пор уверены в соседнем городке Аккрингтоне, даже коварно погубил тамошний футбольный клуб.

Бернли выигрывал чемпионат Англии, демонстрировал стабильные результаты в элите, играл в Европе, но всегда уступал в популярности, а значит, и в возможностях клубам из больших городов. Чтобы конкурировать, Бернли после войны пошел по пути не покупки, а выращивания команды. Но даже тогда, чтобы выживать, клуб должен был постоянно продавать. Поначалу этого хватало, чтобы оставаться среди лидеров, потом – в элите, сейчас сопредседатель правления Бернли Майк Гарлик говорит о том, что «бесценен тот факт, что у нас есть футбольный клуб, мы платежеспособны, являемся важной частью жизни города и люди это ценят». Даже когда пять лет назад Бернли после продолжительного отсутствия вернулся в элиту, никто в клубе не тронулся умом при виде несметных богатств. На новых игроков тогда потратили не больше 7-8 млн фунтов.

В общем, Остина должны были неизбежно продать – за неделю до трансфера в КПР его забраковали врачи в Халл Сити. До Остина клуб продал Джея Родригеса в Саутгемптон, еще раньше – Стивена Флетчера в Вулверхэмптон, еще раньше… В общем, и так далее.

«Признанных бомбардиров не так много, и все они нам не по карману», – повторил Шон Дайч. После чего последовал одному из советов Филеаса Фогга: «Используй то, что под рукою и не ищи себе другое». Под рукой оказались Сэм Вокс и Данни Ингз. Оба начинали свою карьеру в Борнмуте, откуда ненадолго в Бернли перебрался менеджер Эдди Хау, предшественник Дайча. Вокс в 18 лет дебютировал в сборной Уэльса, сыграл 11 матчей в Премьер-лиге за Вулверхэмптон, но до нынешнего сезона только однажды забил больше десяти голов за сезон. Ингз два сезона боролся с травмами и дефицитом уверенности в собственных силах, забив за это время лишь шесть мячей. Он вообще никогда доселе не забивал больше восьми раз за сезон. Подвижный форвард, умеющий открыться, но постоянно теряющийся при виде чужих ворот – таким он запомнился еще в Борнмуте.

Мощный Вокс и пронырливый Ингз – теперь превосходно сыгрались, регулярно демонстрируя на протяжении всего сезона то, что удалось им на 26-й минуте матча первого тура с Болтоном. На данный момент оба забили по 20 мячей, а Ингз дебютировал в молодежной сборной Англии и получил звание Игрок года в Чемпионшипе. Для подстраховки в январе был куплен Эшли Барнс из Брайтона, который оказался очень кстати, когда в марте порвал крестообразные связки колена Вокс. Сумма его трансфера не разглашалась, но, как подозревают, она не составила более 750 тысяч фунтов. Барнс стал первым, за кого Бернли заплатил хоть какие-то деньги за последние полтора года. В начале сезона клуб подписал по свободному трансферу вратаря Тома Хитона, полузащитника Скотта Арфилда, а также взял в аренду вингера Сток Сити Майкла Кайтли.

Ветеран Миддлсбро Джонатан Вудгейт, когда его команда недавно выиграла на поле Бернли со счетом 1:0 и записала на свой счет один из самых невероятных клин-шитов в истории клуба, заметил: «Если из игроков этих двух команд собрать один состав, в нем оказалось бы больше игроков Боро, чем Бернли». Что именно хотел сказать Вудгейт, не совсем понятно, но очевидно, что Бернли обладает тем, чем никак не удается обзавестись уже который год в Миддлсбро – командой.

«Для меня не имеет никакого значения, что именно мотивирует каждого игрока в отдельности, – говорит Дайч. – Если это деньги, хорошо. Если желание выигрывать и совершенствоваться, тоже хорошо». И из другого интервью с ним, уже ближе к финишу этого сезона: «Самое большее для меня наслаждение – наблюдать, как группа игроков превращалась в команду. В любом клубе может набраться достаточно хороших футболистов, но самое важное и самое сложное – объединить их, постоянно работая над их сильными и слабыми качествами, пока не найдешь баланс».

Бернли традиционно для себя прошел сезон очень ограниченным составом. Три игрока на данный момент сыграли все без исключения 44 матча чемпионата в стартовом составе, из основных одиннадцати реже остальных в старте выходил Кайтли – 30 раз. При этом главная характеристика игры Бернли – динамизм и постоянный прессинг соперника. Все замены, что делал Дайч по ходу матчей, обычно были направлены на то, чтобы поддерживать натиск и темп тогда, когда силы начинают покидать.

Болельщикам Бернли нравится такой футбол. У этого клуба всегда был свой почерк – без лишнего пафоса, но здесь всегда придерживались атакующего, техничного и тотального футбола, даже когда некоторых из этих терминов еще не знали. Потому здесь до сих пор тепло вспоминают юного наставника Эдди Хау, хотя он проработал с командой всего год. Когда Хау вынужден был вернуться в Борнмут, Бернли шел на 16-м месте, а в десяти матчах с его участием было забито 43 гола (21-22).

Шон Дайч – рыжий детина, чей образ становится еще более пугающим, когда он хрипло рычит послематчевые комментарии. На встрече с руководством Бернли осенью позапрошлого года Дайч представил полную визуализацию своей программы с помощью PowerPoint, чем впечатлил боссов. Но его опыт самостоятельной работы заключался в одном только сезоне с Уотфордом. Дайч тогда финишировал на 11-м месте, что для того Уотфорда, построенного из игроков совсем неизвестных или очень молодых, было успехом. Его команда действовала неброско, но очень крепко, надежно. Потому, когда Дайч в Бернли заговорил о клин-шитах, не всем болельщикам это понравилось. Но это было именно то, чего тогда не хватало команде. При Дайче Остин уже не забивал с такой скорострельностью, зато Бернли стал чаще побеждать, а правый защитник Киран Триппиер продолжал совершенствоваться как один из самых лучших атакующих фланговых защитников Футбольной Лиги. Если бы Бернли не вышел в Премьер-лигу, Триппиер, отдавший за последние два года 23 голевые передачи, в следующем сезоне все равно там обязательно оказался бы.

В этом сезоне Бернли проиграл всего лишь пять раз – меньше, чем Лестер. Больше года команда никому не уступала на своем поле, а сурового Дайча, которого Тёрф Мур встретил сдержанно, теперь прозвали Рыжим Моуриньо. Конечно, Бернли и Дайча ждет очень непростой сезон, но можно не сомневаться, что этот маленький клуб ни на шаг не отступит от своей более чем полувековой философии – оставаться важной частью жизни города и неукоснительно следовать завету Филеаса Фогга.