Бёрнли и без того был на виду (только однажды за десять сезонов команда не попала в первую десятку), однако теперь она была готова к борьбе за самые высокие места. Сейчас, когда накоплен и разобран по полочкам опыт тактической революции ЧМ-74, особенно интересно перечитывать выдержки из репортажей и интервью героев событий начала 1960-х. Так, в 1962 году, капитан команды Джимми Адамсон говорил: "Мы стремимся к тому, чтобы в нашей игре не было застывших форм. Мы не верим в магию цифр на наших футболках, то есть если, к примеру, крайний защитник оказывается на позиции крайнего нападающего, он действует как крайний нападающий, а кто-то другой закрывает оставленную им зону в обороне".

Адамсон в том же 1962 году, будучи ещё действующим футболистом, был одним из помощников главного тренера сборной Англии Уолтера Уинтерботтома на ЧМ в Чили. Он, как и Харри Поттс, считал, что клуб не будет развиваться, если спрячется в своём панцире. Бёрнли при всесторонней поддержке Лорда активно практиковал зарубежные турне, стараясь быть в курсе новых веяний и готовя команду с прицелом на еврокубки.

Даже сейчас непросто дать точное определение амплуа Адамсона. Он был не то вторым центральным защитником, не то опорным хавом. Но очевидно, что именно он был одним из столпов Кларетовых наряду с потрясающим плеймейкером Джимми Макилроем, которого сейчас называют лучшим игроком в истории клуба. Поттс всегда подчёркивал, что победа может придти только с забитыми голами, однако игра Бёрнли была лишена каких бы то ни было элементов анархии. Большое значение имел контроль мяча, команда очень грамотно использовала скоростные данные центрфорварда Рэя Пойнтера и голевое чутьё Джимми Робсона. С флангов обороне противника постоянно угрожали Брайан Пилкингтон и Джон Коннелли, который уже как игрок МЮ стал чемпионом мира в 1966 году.

Ключевой момент сезона-1959/60 наступил для Бёрнли в марте. Команда занимала третье место, совсем немного отставая от лидировавших Вулверхэмптона и Тоттенхэма, и вышла в четвертьфинал Кубка Англии. Завсегдатаи Тёрф Мур понимали, что их команда способна замахнуться на то, что в ХХ веке пока не удавалось никому – выиграть оба турнира. Но предчувствие какой-то неприятности не покидало. За 15 минут до конца домашнего кубкового поединка против злейшего врага Блэкберна Кларетовые выигрывали 3:0, когда в их ворота был поставлен пенальти за игру рукой. Матч закончился вничью 3:3, и в переигровке Бродяги убили надежду соседей на "золотой дубль" - 2:0.

"Зато теперь мы сосредоточимся на чемпионате", - утешали себя болельщики. Но через две недели после кубкового фиаско Бёрнли ждало жестокое унижение на поле Волков – 1:6! Этой победой Вулвз во весь голос заявили о себе как о главном претенденте на чемпионство, которое для команды Стэна Каллиса должно было стать третьим кряду. Именно Вулверхэмптон казался несомненным претендентом на исторический "дубль", потому как, в отличие от Бёрнли, команда уверенно вышла в финал, где должна была встретиться с тем самым Блэкберном.

После напряжённого домашнего поединка с Шеффилд Уэнсдей, когда Кларетовые проигрывали два мяча, но сумели вырвать ничью 3:3, ведущий центральный защитник Бобби Сит потребовал трансфера. Поттс мгновенно вывел его состава, решив доигрывать сезон с ветераном Томми Каммингсом, который из-за травмы колена пропустил почти два года.

Бёрнли выиграл всухую три матча кряду, однако потерял в одном из них получившего травму правого крайнего сборной Англии Коннелли. На его позиции дебютировал молодой Тревор Мередит. На Пасху именно гол Мередита принёс команде тяжёлую ничью на поле Блэкпула, а в то же время лидировавший дома Вулвз уступил 1:3 Тоттенхэму и интрига на финише была закручена до предела.

К последнему календарному туру Бёрнли подошёл, имея одну игру в запасе. Вулвз и Бёрнли набрали по 52 очка, но Волки имели подавляющее превосходство в соотношении мячей (на тот момент команда Каллиса забила уже 101 гол, на 18 больше, чем Кларетовые). Значит, дома против Фулхэма и на выезде против Ман Сити нужно было брать три очка (в то время победитель получал два очка). Дачников нужно было обыгрывать кровь из носу, однако Бёрнли вышел на матч без Макилроя, который усугубил давнюю травму бедра.

Джимми получил повреждение в декабре на Хайбери. В том матче Арсенал забил к перерыву два гола, однако Макилрой, даже играя на одной ноге (замены тогда не разрешались), организовал во втором тайме отыгрыш – 4:2. Сейчас против Фулхэма могло хватить даже одной его ноги, ведь без своего лидера Кларетовые скатали нервную нулёвку, после чего узнали – чуда не произошло, ведь Вулверхэмптон на выезде одержал волевую победу над Челси (3:1).

Получается, что через день на Мэйн Роуд Бёрнли устраивала только победа. Среди пятидесяти с лишним тысяч зрителей в тот вечер присутствовал и Стэн Каллис. Но он покинул стадион разочарованный. Макилрой вышел на игру "на одной ноге". На 31-й минуте Мередит в толчее перед воротами во второй и, как оказалось, в последний раз в матче вывел Кларетовых вперёд – 2:1! Интересно, что только после этой победы Бёрнли впервые в сезоне оказался на вершине, но зато как вовремя!

В финале Кубка Вулвз убедительно обыграли Блэкберн (3:0), и сегодня сезон-1959/60 вспоминают чаще всего в разрезе неудачи Волков в первенстве. Третий кряду чемпионский титул вкупе с "золотым дублем" сделал бы этот команду воистину бессмертной. Успех Бёрнли отступил как бы на второй план, что вполне вписывается в представление о загадочном характере англичан, которые героическое поражение возносят выше победы.

Как было отмечено выше, Бёрнли возник на вершине вовсе не случайно. Точно так же после победы в чемпионате команда не упала камнем вниз, что чаще всего происходило с теми, кто осмеливался бросить вызов всесильным грандам. Отступив на четвёртое место, в сезоне-1961/62 Кларетовые были на расстоянии двух-трёх побед от "золотого дубля". Однако травмы, с которым удалось справиться весной 1960 года, доконали команду. На финише чемпионата Бёрнли выиграл всего один матч из десяти, хотя для того, чтобы опередить дерзкий Ипсвич Альфа Рэмси, на этом отрезке хватило бы трёх побед. В финале Кубка команда уступила Тоттенхэму – 1:3.

До середины 1960-х Бёрнли ещё дважды занимал третьи места, но с каждым годом выживать становилось всё труднее. Футбол менялся, а Бёрнли оставался всё такой же "деревенской командой", и не все употребляли этот термин с уважением, как делал это великий тренер Ливерпуля Билл Шенкли. Теперь, после отмены потолка зарплат, Бобу Лорду было сложно не только покупать игроков, но и просто платить своим воспитанникам зарплату на уровне ведущих клубов. Чтобы свести концы с концами, Бёрнли всё чаще приходилось продавать лучших исполнителей. Клуб не отказывался от этого принципа и раньше, однако теперь процесс оттока носил такой характер, что молодых игроков приходилось вводить в состав форсированными темпами.

В 1968 году Бёрнли завоевал молодёжный Кубок Англии, но костяк той команды составляли даже не 18-летние, как того требовал регламент турнира, а 16-летние пацаны. В следующем сезоне семеро из них уже играли в первой команде. Джимми Адамсон, который в начале 1970-х сменил на тренерском мостике Харри Поттса, провозгласил, что в клубе подросла самая талантливая плеяда игроков, которая потеснит на троне и Ливерпуль, и Лидс. Теперь уже неизвестно, блефовал ли он, а может, просто не замечал, что футбольный мир стал другим, но только в 1971 году Бёрнли вылетел из элиты. После вылета 1976-го Кларетовые в числе лучших команд Англии не появлялись 30 лет и 3 года.

Алексей Иванов, специально для Бей-беги