Одним из самых известных произведений Франца Шуберта является его восьмая симфония, так называемая Неоконченная. В ней главной, печально-тревожной, теме противостоит вторая, лирическая и светлая. Неоконченной ее называют потому, что Шуберт забросил написание ее третьей части, менуэта. В менуэте, как известно, одной из ключевых частей является поклон. По-немецки эта симфония называется Unvollendete (собственно, «неоконченная»). Это слово в Германии является одним из самых популярных прозвищ Михаэля Баллака. Ему, кстати, также не судилось сделать прощальный поклон.
 
Когда стало известно о том, что Михаэль завершил профессиональную карьеру футболиста, появилось множество заметок и статей, в каждой из которых вспоминалось о его уникальном достижении, двух вице-квадруплах 2002 и 2008 годов, о вице-Баллаке, Вечно втором и т.д. Это немного раздражало, ведь на самом деле писалось о футболисте, которому был присущ дух победителя, о лидере и капитане. О великом игроке, на данный момент последнем таком в футбольной истории Германии. Эта страна, наверное, еще никогда не была настолько богата футбольными талантами как сегодня, но в то же время в ее сборной исчезли игроки, которых возводили в разряд живых легенд. Такими в свое время были Беккенбауэр и Нетцер, Маттеус и Клинсманн, Эффенберг и Кан. Таким на протяжении первого десятилетия нового века был Михаэль Баллак.
 
Игроков-лидеров, тех, на кого возлагают больше всего надежд в самый трудный момент, немцы называют Leitwolf, или же «вожак волчьей стаи». После ухода Баллака из сборной и установления так называемой горизонтальной иерархии в сборной, лидера Национальманншафта видели в Бастиане Швайнштайгере. Когда же Басти не справился, будущим вожаком стали называть Сами Хедиру. Однако немецкая футбольная общественность в своем большинстве соглашается с тем, что сейчас в сборной нет ярко выраженного лидера. Такого, каким еще несколько лет назад был Михаэль Баллак. В 2003 году, когда Баллак только принимал капитанскую повязку сборной от Оливера Кана, весьма забавное заявление прозвучало из уст Гюнтера Нетцера. Согласно его мнению, Михаэль не подходил на роль лидера в силу его ГДР-овского детства. Мол, всех «осси» (восточных немцев) воспитывали в духе коллективизма, где ты умеешь наслаждаться плодами совместной работы, но не умеешь вести других. Тогда многие заступились за Баллака, и в числе прочих Ангела Меркель (тогда еще лишь лидер партии ХДС), которая сама росла в Уккермарке, что в Бранденбурге.

 
Михаэль Баллак, как и еще один бывший игрок Баварии Йенс Йеремис, родился в Гёрлитце, саксонском городе на немецко-польской границе. Когда Михаэлю было семь, по воле родителей он оказался в Мотор Фритц Хеккерт (теперь - Фортуна) из Карл-Маркс-Штадта (нынешний Хемнитц). Штеффен Хениш, его первый тренер, утверждает, что Баллак быстро заставил обратить на себя внимание: «Я сразу увидел, что у нас растет необыкновенный талант». Михаэль провел здесь пять лет, и когда он переходил в ФК Карл-Маркс-Штадт (теперь – ФК Хемницер из третьей Бундеслиги), о нем уже вовсю говорили в городе. Прогрессировал игрок очень быстро. Баллак побеждал в чемпионате округа, а в 1994 году он уже выиграл первенство Саксонии U-19. Михаэль поражал всех своей техникой и видением поля, а также двуногостью, которой приучали в ГДР-вских школах, и которая была большой редкостью для футболистов из ФРГ.
 
4 августа 1995 года он сыграл свой первый матч на профессиональном уровне. Хемнитцер проиграл Лейпцигу 1:2, но Баллак смог удивить зрителей необычной элегантностью своих движений на поле. В том сезоне наш герой выходил на поле еще 14 раз, и хотя его клуб в итоге покинул вторую Бундеслигу, прогресс Баллака не остался незамеченным - 26 марта 1996 года он сыграл свой первый матч за сборную U-21. В сезоне 1996/97 юноша заставил говорить о себе всю Германию. Его 10 голов не хватило для того, чтобы Хемнитцер повысился в классе, но хватило для того, чтобы на него обратил свое внимание Отто Рехагель. Летом 1997 года Баллак за 75 тысяч евро перешел в Кайзерслаутерн.
 
Конечно, Михаэлю пришлось привыкать к новому месту, к жизни, которая в бывшей ФРГ еще заметно отличалась от Восточной Германии, учиться понимать пфальцский диалект. Но в то же время лучшего варианта развития карьеры для него и быть не могло. Под руководством «короля Отто», рядом с такими ребятами, как Андреас Райнке, Миро Кадлец или Олаф Маршалл, Баллак впервые почувствовал вкус элитного немецкого футбола. Уже в седьмом туре чемпионата он сыграл свои первые пять минут в матче с Карлсруэ. Баллак долгое время оставался игроком замены – Рехагель разумно отказывался перекраивать выигрышный состав. Впервые в старте Михаэлю судилось появиться лишь весной – 28 марта 1998 года. Тогда Черти по всем статьям уступили леверкузенскому Байеру 0:3, подарив надежду на интригу в чемпионской борьбе. Недолго продержалась эта интрига – в 33 туре Кайзерслаутерн, который еще год назад играл во второй Бундеслиге, разбил Вольфсбург 4:0, и стал чемпионом Германии. Баллак отыграл против Волков все 90 минут. Первый год в Бундеслиге – и сразу чемпион.
 
В следующем сезоне игрок совершил еще один прыжок. Теперь Баллак сыграл уже 30 матчей в чемпионате (правда, лишь 17 из них – в основе), забил четыре мяча, в Лиге чемпионов команда дошла до четвертьфинала. В то время сборная Германии переживала игровой спад, и после неудачного чемпионата мира 1998 года функционеры сборной пребывали в постоянном поиске свежих талантов для главной команды. Михаэля Баллака на общем фоне сложно было не заметить, и 28 апреля 1999 года Эрих Риббек на 60 минуте матча против Шотландии выпустил его на замену вместо Дитмара Хаманна. Тут же на бременском Везерштадионе, который принимал игру, минут на пятнадцать погас свет, а Германия в итоге проиграла со счетом 0:1. Дебют выдался не самым приятным.
 Его называли «младшим Кайзером» - высокий, всегда стройный Михаэль держал осанку как солдат на утренней проверке, чем постоянно вызывал у футбольных романтиков старшего поколения ассоциации с Францем Беккенбауэром. Что ж, впереди Баллака ждали прозвища похуже…

 
Молодой футболист не очень ладил со своим наставником. Непослушного Михаэля Рехагель то и дело усаживал на скамью запасных. Насмотревшись на его поведение, Удо Латтек как-то сказал, что он бы «этому Михаэлю на поле постоянно давал под зад». Баллак тем временем согласился на предложение Байера, и после двух лет в Кайзерслаутерне, переехал в Леверкузен. Рехагель, казалось, не очень огорчился: «Баллак – игрок замены, который во всех отношениях еще не созрел». Позже футболист саркастически ответит на реплику тренера: «Я должен быть благодарен герру Рехагелю, так как он фактически прокладывал мне дорогу в Леверкузен каждый раз, когда в Лаутерне оставлял меня в запасе». Байер отдал за молодого таланта 3,9 млн евро.
 
В то время Аптекарей тренировал некто Кристоф Даум. Он открыто говорил о своих чемпионских амбициях, еженедельно обеспечивал спортивные издания скандальными первыми полосами, а также ходил со своими игроками по раскаленному углю и битому стеклу. Но кроме всего прочего он давал результат. В сезоне 1999/00 Байер был великолепен, а Баллак удивлял всех своими передачами, неуступчивостью в микродуэлях, классной игрой на втором этаже. Байер должен был наконец завоевать свое первое чемпионское золото. Но настал день последнего тура, день игры с новичком Унтерхахингом. В том матче Байеру для обеспечения первого места достаточно сыграть вничью. Ничья с Унтерхахингом, и ты чемпион – что тут сложного? Но нечасто можно сказать что-то наверняка, когда речь идет о Бундеслиге. На 21-й минуте Данни Шварц подает с фланга и Михаэль Баллак забивает гол в свои ворота. В радиусе нескольких метров вокруг Михаэля – ни одного игрока соперника. Комментатор Вернер Ханш: «Да он мог вообще его не трогать – мяч бы ушел на трибуны. Но… Михаэль Баллак: первый автогол в его карьере». В середине второго тайма Аптекари пропустили второй и в итоге проиграли. Матч и чемпионат.
 
Настроение не подняло и участие в чемпионате Европы. 18 минут против англичан и первый тайм матча с португальцами для Баллака, последнее место в группе для сборной. «Я делаю то, в чем абсолютно уверен», - это уже слова Кристофа Даума, согласившегося на анализ крови на наличие наркотиков. После скандала с кокаином и увольнения чудного маэстро на тренерский мостик Байера придет Берти Фогтс, который займет с командой всего лишь четвертую строчку и уступит место Клаусу Топпмёллеру. С ним Баллак проведет, наверное, главный сезон своей жизни. Снова и снова прокручивая эпизод с шальным ударом Зидана в финале Лиги чемпионов 2002 года, и наслаждаясь шедевральным голом гениального француза, многие наверняка не обратили внимания на разочарованное выражение лица игрока Байера, который не успел помешать Зизу. Это был наш герой. Вице-чемпион, вице-обладатель кубка, вице-победитель Лиги чемпионов. Тот день был днем рождения того самого «Вице-кузена».

 
На чемпионате мира в Японии и Корее Михаэль Баллак и Оливер Кан были лучшими в составе Национальманншафта. Немцы играли так, словно на дворе еще 90-е, но удивительным образом дошли до финала. Одной из главных причин, по которым команде Фёллера удалось взять серебро мундиаля, стал Михаэль Баллак, футболист года в Германии. В полуфинальном матче против Южной Кореи он сначала увидел перед собой «горчичник», который означал дисквалификацию на финальный матч, а спустя несколько минут забил гол, который вывел его команду в этот самый финал. Финал, после которого он обзавелся еще одним званием с приставкой «вице».
 
Пришло время сделать следующий шаг в карьере. Среди главных претендентов на Баллака были Реал и Бавария. Выбор Михаэля пал на немецкого чемпиона и за 6 млн евро полузащитник переехал в Мюнхен. Немного надменный и наглый, он даже подходил Баварии по ее духу. В финале национального кубка 2003 года Баллак отличился дублем в ворота своего бывшего клуба – Кайзерслаутерна, и, наконец, выиграл свой первый трофей в качестве игрока основы. Выигран чемпионский дубль, потом еще один, и еще. Баллак много отличался за клуб, забивал важные голы за сборную, но игроку такого калибра не хватало победы в международном турнире. С Баварией это никак не выходило, и много надежд возлагалось на домашний чемпионат мира.
 
Баллака в Германии никогда не любили по-настоящему. Его уважали, ценили вклад в игру Баварии и сборной, но ему никогда не удавалось стать всеобщим любимцем. В 2005 году, перед мундиалем, Михаэль был как никогда близок к народной любви. Его называли немецким Бекхэмом – Баллак снялся в десятках рекламных роликов, а согласно опросу его знали 98% населения страны. Чемпионат закончился «лишь» бронзой для Германии, слезами футболиста и его переходом в Англию.
 
А вот перед нашими глазами финал Лиги чемпионов 2008 года. Послематчевые пенальти, Джон Терри поскальзывается, пробивая решающий одиннадцатиметровый, и Михаэль обрушивается на газон, полон горечи и разочарования. Еще через год он бежит по полю за норвежским арбитром с неприличной фамилией, бежит и отчаянно орёт, чувствуя, как от него в очередной раз ускользает его мечта. Проходит еще один год и Баллаку уже 33. Хотя это теплый день 15 мая, но для Михаэля это уже глубокая осень, осень его футбольной карьеры. Он уже стал чемпионом Англии с Челси, но разве это может компенсировать поражения в финалах Лиги чемпионов, чемпионатов мира и Европы?
 
Совсем скоро Баллак должен совершить еще одну, наверняка последнюю попытку выиграть титул со сборной. А пока ему предстоит сыграть в финале кубка Англии против тонущего Портсмута. В составе команды-соперника играет некий Кевин-Принс Боатенг, ганский немец из Берлина, которого даже называли возможным преемником Михаэля в сборной. Он молод, хорош и не менее нахален, чем сам Баллак в ранние годы. Михаэль уже далеко не так быстр и ловок, все чаще ему приходится прибегать к фолам в борьбе за мяч. И вот в верховой дуэли с Боатенгом он интенсивно использует руки. Противник сразу же высказывает соотечественнику свое мнение на этот счет. Баллак отвечает ему на это пощечиной, мол, тише, мальчишка, со старшими так не разговаривают. Это действие Михаэля осталось ненаказанным арбитром. Но Боатенг этого просто так не оставил, и спустя некоторое время отомстил, да еще как!

 
Та травма стоила Баллаку участия на чемпионате мира, и, как оказалось, стала началом бесславного конца богатой карьеры великого игрока. Тогда в Германии многие запаниковали: как же мы теперь без Баллака? От сборной многие ожидали провала, но прошел всего месяц, и немецкий футбол родился заново, а про Баллака как-то даже забыли, залюбовавшись Ёзилом и Мюллером. Началась новая эпоха; работа системы подготовки футбольной молодежи Германии резко принесла плоды и новые футбольные звезды стали появляться как грибы после дождя. Баллак же резко стал никому ненужным.
 
Возможно, правы те, кто говорят, что Михаэль стал придавать себе все больше значения в сборной, в то время как его влияние на самом деле становилось все менее ощутимым. Футболисту, с детства привыкшему к определенной иерархии в команде, где младшие беспрекословно слушают старших, не по душе была та уравниловка, которую затеял Йоахим Лёв. У Баллака уже несколько лет возникали разногласия с тренерами сборной, но сейчас в первую очередь вспоминается матч против Уэльса 1 апреля 2009 года. После ошибки Подольски, которая едва не привела к опасной контратаке валлийцев, Баллак подошел к Лукасу и начал что-то объяснять тому повышенным тоном, на что Подольски ответил капитану пощечиной. Партнеры их быстро разняли, а после матча Баллак оправдывал поступок нападающего его молодостью и горячностью. Что удивило, так это поведение Лёва. После матча ведущий футбольного шоу сразу же спросил бундестренера об этом эпизоде. Немного растерявшись, Лёв начал говорить о том, что главное сейчас – это победа команды, а такие маленькие нарушения дисциплины случаются. Подумалось: и это тот Лёв, который изгнал из сборной Кевина Кураньи за самовольный уход из стадиона во время матча против России? Возможно, тогда отторжение последнего альфа уже шло полным ходом.

 
Несмотря на выздоровление, после слов Лама, заявлений агента Баллака про гомосексуалистов в сборной, после того как он резко из капитана превратился во врага сборной, дорога в главную команду страны была ему заказана. Михаэлю отказали в возможности доиграть еще два матча для достижения показателя в сто игр за сборную.
 
Даже самую хорошую книгу можно испортить плохим финалом. Ведь это то, что запоминается сильнее всего – последнее слово. Кто-то из великих становился чемпионом мира, как Беккенбауэр или Маттеус, кто-то побеждал в Лиге чемпионов, как Штефан Эффенберг, а кого-то влюбленная публика носила на руках, как Уве Зеелера. У Баллака не было ничего из этого. Вечным вторым он уходит в футбольную историю, и таким он остается в памяти большинства болельщиков.
 
Однако Михаэль Баллак не собирается уходить из футбола. Сейчас он намерен пройти тренерские курсы. В свое время другой вожак из бывшей ГДР стал наставником команды, которая в 2002 году увела чемпионство из-под носа леверкузенского Байера. Потом этот человек успешно поработал в немецком футбольном союзе, а в итоге занял ответственный пост в мюнхенской Баварии. Сложно сказать, пойдет ли Баллак по стопам Заммера – пока что сам Михаэль не знает, чем конкретно хочет заниматься в будущем, но возможно когда-нибудь уже на тренерском мостике он сможет избавиться от обидных прозвищ.
 
Андрей Курдаев, Football.ua