В последнее время Марсель имеет огромные финансовые проблемы. Для того чтобы уменьшить долги и сократить зарплатную ведомость, руководство клуба приняло решение летом продать трех игроков основного состава — Алу Диарра, Стефана Мбиа и Сесара Аспиликуэту. Команду также мог покинуть и Андре-Пьер Жиньяк, но в последний момент провансальцы передумали. Как итог, сейчас Андре-Пьер — один из лучших бомбардиров на старте нового сезона в Лиге 1, в то время как журналисты и аналитики уже давно списали нападающего в утиль под названием "Некогда подающие огромные надежды французские футболисты".  С целью анализа взлетов и падений в карьере Андре-Пьера нужно совершить экскурс в прошлое.
 
Андре-Пьер Жиньяк родился в городке Мартиг на берегу Лазурного Берега Франции в 40 километрах от Марселя. Он воспитывался в футбольной семье: его двоюродные братья небезызвестные защитник Жак Абардонадо, который успел поиграть в Марселе, Лорьяне, Ницце, Валансьене, и вингер Йохан Молло, ныне защищающий цвета Нанси. "Я никогда не был лучшим среди других ребят. На мой взгляд, я добился успеха только потому, что в моей жизни не было ничего важнее мяча. Однажды дедушка и бабушка согласились сводить меня на Велодром. Я приехал к ним за день до игры, но уже тогда я был в предвкушении похода на футбол. Трудно объяснить мои эмоции в тот момент. Это было безграничное счастье".
 
Жиньяк начал делать первые шаги в местной академии Мартига. В сезоне 2001/02 годов юный форвард смог вытянуть скромную команду в полуфинал Кубка Гамбарделлы, где Мартиг уступил Ницце. Этот успех дал Андре-Пьеру дорогу в профессиональный футбол. В 2002 году в возрасте 16-ти лет Жиньяк подписал свой первый профессиональный контракт с Лорьяном, а через два года успешные выступления за молодежный состав позволили ему пробиться в первую команду.
"Я чувствовал себя, словно Роналдо"
Дебют Жиньяка в профессионалах был очень успешным: Андре-Пьер вышел на замену в матче с Шатору и забил гол, который принес его команде победу. Начало было положено. "Я чувствовал себя, словно Роналдо". Парень из провинциального города еще не привык к шумихе вокруг своей персоны и для него было настоящим вызовом общение с переполненным журналистами пресс-румом в Лорьяне: Жиньяк мялся, дергался, постоянно натягивал кепку на лоб, а потом по многу раз судорожно поправлял ее. Невероятно волнуясь, перед столь огромной аудиторией Жиньяк был неговорлив и скромен. "Я был обычным парнем из предместья Марселя. Немного тяжеловатым и иногда вспыльчивым. Я часто не знал, что говорить в прессе и это меня смущало".

Первый сезон в команде у Жиньяка получился «смазанным» вследствие перелома голеностопа. Затем была аренда в третьелиговом По и триумфальное возвращение в Лорьян в сезоне 2006/07, по итогам которого он стал лучшим бомбардиром команды, забив 9 голов.
Летом 2007 года стало ясно, что Андре-Пьер не будет растрачивать свой талант напрасно и перейдет в более сильный клуб, для того чтобы продолжать прогрессировать. Мерлузовые уже было согласовали трансфер Жиньяка с Лиллем однако, неожиданно на горизонте появилась Тулуза и перехватила Андре-Пьера у северян, предложив форварду в два раза большую зарплату, чем Доги. На Жиньяка были возложены огромные надежды, но дебютный сезон в составе Фиолетовых был провальным. Любимец болельщиков Йохан Элмандер уверенно сохранил место основного центрфорварда. Вследствие конкуренции в составе Жиньяк был переведен на позицию вингера, где у него мало что получалось. Квинтэссенцией неудач в профессиональном плане стали частые негативные истории в околофутбольной жизни: Жиньяка видели в казино, заставали в компании друзей в МакДональдсе, а кошмарным финалом всей черной полосы сезона 2007/08 стал конфликт на тренировке с Фоде Мансаре, после которого обозленный Жиньяк в сердцах ударил кулаком по стене и получил перелом руки, вылетев на месяц. "Я был опустошен и разбит. Футбольные проблемы переносились на мою жизнь. Если тренер не доверяет мне, то я лажаю". Но после прихода на пост Алена Казановы судьба неудачливого и ранимого форварда изменилась: "Мне все равно, что было раньше. Для меня все равны. В моих глазах ты не первый, но и не последний".
"Если тренер не доверяет мне, то я лажаю" 
В своем втором сезоне на Муниципальном стадионе Жиньяк засверкал яркими красками: по итогам футбольного года Андре-Пьер стал лучшим бомбардиром Лиги 1, забив 24 гола, и в номинации на лучшего игрока чемпионата уступил лишь таланту из Лиона Йоанну Гуркюффу. «Я хотел доказать тренеру свою профпригодность и то, что я изменился. Он нашел правильные слова для такого эмоционального футболиста, как я, и доверил мне важную роль. Также я благодарен своим партнерам по команде, которые создавали для меня благоприятные условия. Наверное, сейчас скажу в стиле «клише», но атмосфера в команде была для меня идеальной».
 
Предложения «сыпались» отовсюду: Арсенал, Ливерпуль, Штутгарт, Порту, Валенсия, Марсель, Лион. В этом же году Жиньяка приглашают в сборную Франции, где ему уже прочат лавры Тьерри Анри, который вот-вот уйдет на "международную пенсию" и завершит свои выступления за Ле Бле.
 Летом 2010 года Тулуза приняла 18-милионное предложение Марселя, и Жиньяк очутился в стране грез. Его детская мечта сбылась: он, наконец, перешел в свою родную команду. Тем не менее большие ожидания и заоблачные авансы за два сезона не оправдались, и футболист стал чуть ли не самым большим разочарованием провансальцев. В результате частых микроповреждений мышц и хронической травмы паха Андре-Пьер больше времени проводил на «больничном», чем на футбольном поле. Из лазарета аттакер постоянно выходил с лишним весом и выглядел на поле неуклюжим Винни-Пухом. Это не могло устраивать Дидье Дешама, который постоянно упрекал футболиста в лени и указывал на его недостатки. Однажды на этой почве между тренером и игроком возник конфликт, в результате которого Жиньяк был отправлен в резервную команду. И снова вернулся тот пресловутый жизненный дискомфорт Андре-Пьера. «Он старался так сильно, что был обречен на проигрыш. Это можно было разглядеть в его глазах: постоянная злоба, которая выливается в конфликты с Дешамом, соперниками и судьями. Он очень легко выходит из себя», — заявил один из тренеров Марселя.

Но самое страшное то, что форвард стал объектом откровенных насмешек и издевательств со стороны общественности. На телевидении и в интернете даже появлялись юмористические передачи, высмеивавшие «18-миллионный флоп Марселя», в которых основной темой был избыточный вес аттакера. Жиньяк смеялся и даже соглашался с положением вещей – мол, «ребята делают действительно смешное шоу», но при этом форвард не уставал повторять, что ему должны дать еще один шанс и тогда он точно не подведет.
 
И вот настало летнее трансферное окно. Претендентов на Жиньяка было немного –  Фулхэм и Эвертон. Дачники практически оформили сделку, но в последний момент Марсель отказался от продажи нападающего: то ли из-за того, что травму получил Лоик Реми, то ли потому, что руководство действительно поверило в горе-форварда. Все-таки больше верится именно в первый вариант, согласитесь. Но, так или иначе, Жиньяк остался и удивил абсолютно всех.
 
Начался ренессанс Андре-Пьера: за 15 матчей в нынешнем сезоне (9 в Лиге 1 и 6 в Лиге Европы) он забил 8 голов (!), в то время как за первые два года на Велодроме он отметился всего 14 голами. «Я не собираюсь жалеть его. Он уже продемонстрировал себя во всей красе. Мы говорили, что рассчитываем на него и не прогадали. Это его успех. Он заслужил эти овации», — заявил спортивный директор Марселя Хосе Аниго.

Специалисты тут же начали хвалить Эли Бопа, якобы тренер создал зону комфорта для футболиста, ссылаясь на то, что ранее парочка работала в Тулузе. Но с этим утверждением можно согласиться только частично. Безусловно, Эли начал доверять Жиньяку, что немаловажно, но трудно сказать, что Боп – «тренер Жиньяка». Если вернуться в прошлое, то можно отметить, что именно Боп был наставником Тулузы в первый, самый трудный сезон Жиньяка на Стад Мунисипаль, который Андре-Пьер провалил. Именно Боп отдавал предпочтение Элмандеру, а не французу, оставляя его на втором плане.
 
Так что тут приходится говорить об изменении ментальности и отношения к делу самого футболиста. Жиньяк доказал, что он до сих пор является способным профессионалом, обладающим невероятным талантом. При всей своей грузности (84 кг), Андре-Пьера трудно назвать малоподвижным. На старте сезона Андре-Пьер показал, что резкость и скорость у него присутствуют, а умение играть корпусом делает его серьезной угрозой для ворот соперника. Удар Жиньяка – это отдельная история. Андре-Пьер отлично действует на втором этаже, но также может «положить» красавец-гол в «девятку» метров с 25-30-ти. Но недавно Андре-Пьера снова постигла неудача и, черт возьми, как же не вовремя. Как только он вернул себе место в составе и возвратил к себе доверие руководства и болельщиков, как вновь угодил в лазарет. В матче с Труа он получил перелом ступни и вылетел на 6 недель.
 
Как тут не вспомнить о Госпоже Удаче, которая совсем не благоволит футболисту на протяжении всей его карьеры. Но 6 недель – не критичный срок и теперь торсида и тренерский штаб ОМа считают дни до возвращения Жиньяка, ведь без него атака Марселя являет урезанную версию самой себя: она становится предсказуемой, блеклой и неубедительной. Андре-Пьер – это тот самый финальный аккорд нападения, без которого сейчас невозможно представить команду Эли Бопа. Но самое главное то, что Жиньяк заставил людей поверить в себя. Поверить в то, что он – не ошибка Марселя.
"Я уже проходил через это и вернусь еще более сильным"
Остается только удивляться упорству и по хорошему спортивному упрямству Жиньяка, которого судьба, давайте не будем кривить душой, часто ломает, но это его не останавливает. Это характер настоящего бойца. «Спасибо за вашу поддержку. Это много значит для меня. Я уже проходил через это и вернусь еще более сильным».
 
Есть ли предпосылки верить Андре-Пьеру? Безусловно. Как все случится на самом деле? Пока никто не знает, так как мы не можем заглянуть в будущее. Но есть предчувствие, что Жиньяк сдержит слово, только бы удача повернулась к нему лицом.
 
Егор Выговский, Football.ua