Легендарный португальский полузащитник Луиш Фигу, за свою продолжительную карьеру поигравший в Барселоне, мадридском Реале и миланском Интере, рассказал о причинах своего скандального трансфера в стан Сливочных, об известном поединке с англичанами, о феномене Роналдо и о своих успехах с национальной сборной.
- Сколько времени в детстве ты уделял обучению различных трюков и финтов, которые ты затем так умело демонстрировал на футбольном поле? И всегда ли ты играл на позиции вингера?
- На самом деле я убежден, что это рождается вместе с футболистом, это заложено в генах. Конечно, нужно практиковаться в тренировочных занятиях и в играх, но если врожденного таланта нет, толку от этого не будет. Я не всегда играл вингера. Если честно, вингером я стал уже в Барселоне, а в Спортинге я в большей мере играл на позиции полузащитника.
- Будучи частью золотого поколения португальского футбола, ты стал триумфатором Евро (U-16) и чемпионата мира (U-20). Было ощущение, что со временем вы добьетесь побед и на взрослом уровне?
- Да. Думаю, то поколение изменило португальский футбол, открыло многие двери. В то время клубы могли иметь в своем составе трех зарубежных футболистов, из-за чего приходилось предоставлять шанс молодым игрокам. И те наши победы доказали, что качественная молодежь действительно имеется в стране.
- Кто был твоим кумиром в детстве помимо Эйсебио?
- Если честно, Эйсебио не был в списке моих любимчиков, так как я никогда не видел его в игре. Я в большей мере фанател от прекрасных игроков 80-х, особенно после ЧМ-1982. Марадона, Зико... В Португалии Фернанду Шалана и Паулу Футре, оба играли вингеров. Мне кажется, все мы были поклонниками игроков, игравших на нашей позиции, не так ли?
- Под руководством Бобби Робсона ты впервые поработал в Спортинге. Он часто коверкал фамилии футболистов? В Англии такое случалось частенько... Какая самая забавная история с сэром Бобби?
- Что-то не припоминается. Конечно, это был зарубежный специалист, поэтому иногда ему сложно давались какие-то слова или имена игроков, но я не помню, чтобы он называл кого-то другим именем. Как-то в Барселоне, в перерыве матча против Логронеса, когда мы уже выигрывали 4:1 или 5:1, а Роналдо оформил хет-трик, Бобби Робсон повернулся к нему и сказал: "Роналдо, Роналдо... Я хочу двойной хет-трик, двойной хет-трик". Мы все катались по полу от смеха! Мы все знали, что такое хет-трик, но... двойной хет-трик?!
- Йохан Кройфф подписал тебя в Барселону, чтобы заменить Микаэля Лаудрупа. Давление, наверное, было серьезным...
- Не особо задумываешься, кого тебе приходится заменять, когда тебе двадцать два и ты оказываешься в Барселоне. Просто хочется показать себя с лучшей стороны, доказать, что ты заслуживаешь шанс. Именно так и было со мной. Это было лучшее принятое мной решение по ходу карьеры.
- В сезоне 1996/97 Роналдо отметился 34 голами в 37-ми матчах. Каково было играть рядом с ним, когда он находился на пике своей карьеры?
- Роналдо был просто великолепен. Он родился с этим особым талантом. Его мощь, скорость и навыки были уникальными. Некоторые футболисты работают по четырнадцать часов в день, но в итоге не могут достичь высокого уровня. Роналдо практически не нужно было тренироваться, чтобы стать великим игроком. Не думаю, что у меня еще когда-либо был партнер по команде, у которого были такие же показатели за сезон.
- Доводилось где-то читать, что ты, победив в чемпионате с Барселоной, перекрасил волосы в сине-гранатовый цвет и прокричал: "Плаксы в белом, поздравляйте чемпионов!" Это правда?
- Да, это правда. Мадрид по ходу всего сезона жаловался на работу судей, они говорили, что у нас были все возможные преимущества. По ходу празднования я действительно прокричал нечто подобное. Но я не должен был этого делать, потому что в футболе важно уважать своих соперников.
- Многие говорят, что твоя игра в матче с англичанами на Евро-2000, когда Португалия совершила камбэк после 0:2, была лучшей в твоей карьере. Согласен ли ты с этим? Были ли англичане тактически... наивны?
- Не уверен, что именно этот матч был лучшим в моем исполнении, так как я провел еще несколько отличных поединков за сборную. Более того, все матчи, которые я сыграл за Португалию, были невероятными. Я всегда с гордостью защищал цвета сборной. Очевидно, что тот поединок вспоминается наиболее часто, так как это был чемпионат Европы, плюс весь этот символизм... Англия была типичной Англией: суть в культуре и менталитете. Помню, когда я еще выступал за Спортинг, мы играли с Ньюкаслом товарищеский матч и проигрывали к перерыву 0:3. В итоге победили 4:3. Итальянцы или испанцы никогда бы не позволили сопернику отыграться с 0:3. Но английский футбол достаточно открытый: они всегда стараются атаковать. Даже когда побеждают.
- Вспоминая тот же турнир, где вы прекратили борьбу после спорного пенальти за игру рукой Абеля Шавьера.... Какие твои воспоминания о том эпизоде? Что чувствуешь сейчас?
- Тогда мне казалось, будто нас ограбили, я был невероятно огорчен. Не думаю, что подобное решение, да еще и в таких условиях, в настолько важный момент матча, было бы принято, произойди подобный эпизод в противоположной штрафной. Арбитр не видел эпизода, это было решение лайнсмена. И я не уверен, точно ли видел он все, потому что все произошло очень быстро. Я никогда не пересматривал этот эпизод в записи. Почему? Потому что я никогда не хотел этого, мне это не было интересно. Я не хочу зацикливаться на прошлом.
- Многое писалось о твоем трансфере из Барселоны в мадридский Реал. Можешь ли ты сказать, как это произошло? Правда, что ты не хотел переходить?
- Мне казалось, что в Барселоне с финансовой точки зрения ко мне относились не так, как я того заслуживал. Появился вариант с Реалом, однако руководство каталонцев посчитало, что это все блеф. Мне кажется, мой трансфер впоследствии в Барселоне объяснили финансовыми проблемами. В конце концов, когда я уже имел на руках соглашение с Реалом, они приняли предложенные мной условия, и я действительно мог остаться в клубе. Но было слишком поздно: я переехал в Мадрид, чтобы избежать проблем для своего агента, который уже имел договоренность со Сливочными.
- Ты наверняка помнишь тот матч на Камп Ноу: с летающими бутылками и свиными головами. Ты как-то по-особенному готовился к этому матчу, переживал за свое здоровье?
- Это был важный матч для меня, тогда я покидал поле игроком заматеревшим. Вероятно, я был единственным игроком в истории футбола, против которого были настроены сто тысяч болельщиков. Готовился к встрече я абсолютно привычно, я настраивался сыграть в свой футбол и выполнить свою работу. Конечно, я был немного взволнован — мне могли нанести травму. Никогда не знаешь, что может вытворить какой-то сумасшедший.
- В том Реале с тобой, Зиданом, Роналдо, Раулем и Бекхэмом вообще какая-то тактическая подготовка имела место быть? Или вы просто выходили на поле и показывали, что умеете?
- В наш первый сезон, под руководством Дель Боске, все сложилось для нас довольно неплохо — мы выиграли практически все. Ситуация изменилась в следующем году, когда некоторые руководящие лица клуба начали влиять на определенные технические вопросы, использовали свое влияние на футболистов ради не совсем футбольных целей.
- Кого ты можешь назвать сильнейшим фулбеком, против которого тебе доводилось играть?
- Роберто Карлос и Биксант Лизаразю. У меня часто случались с ними дуэли, некоторые из них и вовсе были историческими. Они были очень быстрыми и по-спортивному агрессивными игроками. Их было сложно обыграть.
- Экс-защитник Валенсии Хавьер Гарридо Рамирес однажды сказал, что "Фигу невозможно остановить, если тебе не помогает вся линия обороны". Как быстро ты понимал, что тебе удастся матч? И можно ли сравнивать твои технические навыки при дриблинге с трюками Роналдо и Зидана?
- Обычно футболист может понять, как сложится его игра по первым минутам матча. Если начинаешь встречу с одного-двух удачных действий, это добавляет уверенности, все дается заметно легче. В дриблинге же нет никаких секретов. Мой центр тяжести был ниже, чем у Роналдо и Зидана, поэтому мяч был постоянно ближе к ногам. Роналдо же обычно обыгрывал соперников на скорости, а Зизу использовал более широкий шаг.
- Когда Дэвид Бекхэм перешел в мадридский Реал, многие СМИ заговорили о вашем конфликте. Было смешно об этом читать? Говорили ведь и то, что ты даже помогал ему с поиском жилья, учитывая твои познания в английском...
- Да-да, слухи о конфликте между нами были выдумками прессы. Это было действительно смешно слышать и читать. Люди пишут о некоторых вещах, хотя даже не понимают, что происходит на самом деле в раздевалке. У меня всегда были отличные взаимоотношения с Дэвидом, мы по-прежнему общаемся. Он хороший человек, с которым легко поладить. Были и такие люди, которые говорили, что мы с Зиданом не отдавали друг другу передачи, но если взглянуть на статистику, можно увидеть, что мы как раз и пасовали друг другу чаще всего.
- В свое время ты действительно был близок к переезду в английский чемпионат?
- Да, у меня был такой вариант, когда я уходил из мадридского Реала, но в конце концов я остановил свой выбор на Интере. О каком клубе речь? Сейчас это не имеет значения, это уже в прошлом.
- А почему сорвался твой переход в Аль-Иттихад? Ты ведь даже ездил в Саудовскую Аравию подписывать контракт...
- Потому что люди не были честны со мной. Я никогда не был в Саудовской Аравии. Все контракты действительно были подписаны обеими сторонами, но когда дело дошло до подтверждения банковских гарантий, у них возникли с этим проблемы. Поэтому я разорвал наше соглашение.
- За свою карьеру ты забил немало красивейших мячей. Какой из них ты можешь назвать своим любимым?
- Не так уж и много... Наверное, тот мяч в ворота сборной Англии на Евро-2000. Это был напряженный матч в рамках серьезного турнира. Или же гол в ворота Реала, когда я выступал за Барселону.
- Как можно оценить время, проведенное тобой в сборной Португалии? Хорошо, учитывая два полуфинала и финал? Или плохо, учитывая, что вы так и не выиграли ничего? В каком году у вас была сильнейшая команда?
- Как мне кажется, это были великолепные годы. Для страны с десятью миллионами жителей два полуфинала и финал крупных турниров за столь короткий период — это нечто невероятное. Мы действительно так и не победили, но я убежден, что наше поколение изменило португальский футбол. Надеюсь, мы сумеем удержаться на этом уровне, ведь, чтобы выйти на него, нужно сделать сто шагов вперед, а чтобы опуститься — иногда хватит и одного назад. Не могу сказать, какая из команд была сильнейшей, потому что у нас всегда были очень хорошие коллективы. У нас была одна цель, каждый из нас знал, что нужно делать для достижения успеха. И это произошло даже до того, как к работе пришел Луис Фелипе Сколари.
Интервью FourFourTwo
Перевод Василия Обараза, Football.ua