Арсен Венгер, Яя Туре, Джордж Веа, Тьерри Анри… Многие знаковые личности начинали карьеру и делали себе имя именно в Монако. Однако, несмотря на славную историю и стабильное финансовое положение, над будущим клуба повис большой знак вопроса.
 
Более половины столетия, а именно с начала 1930-х годов, коллектив из Фонтвилля ассоциировался с французским футболом и считался неотъемлемой его частью. Монако отстаивал честь Франции на международной арене и даже играл в финале Лиги чемпионов. Но в последнее время отношения монегасков с Федерацией футбола Франции заметно испортились. На прошлой неделе ФФФ потребовал от клуба невероятную сумму в 200 миллионов евро за право принимать участие в Лиге 1. Естественно, такое постановление было воспринято в штыки: от клуба последовала угроза судебного иска. В прессе даже промелькнула информация о возможном переходе Монако в чемпионат Италии.
Причина такого поведения Федерации футбола предельно проста. Организация таким образом пытается уравнять трансферные и зарплатные возможности Монако и остальных французских клубов. Ведь уникальный налоговый кодекс карликового государства открывает перед владельцем монегасков Дмитрием Рыболовлевым неограниченный простор для финансовых вливаний.
 
Когда Монако ковал свою славу на евроарене, забивая в ворота Депортиво восемь голов и обыгрывая мадридский Реал на пути к финалу Лиги чемпионов, в 2004 году ФФФ выпустила доклад, в котором исследовалось финансовое положение красно-белых. Согласно данному документу, монегаски в начале прошлого десятилетия ежегодно экономили на налогах до 8 миллионов евро.
 
В то же самое время ведущее французское спортивное издание L’Equipeподсчитало, что заработная плата лучшего бомбардира того розыгрыша Лиги чемпионов Фернандо Морьентеса на 50 процентов превышала оклад, который футболисты получал бы в любом другом французском клубе. И все это благодаря низким налогам.
 
В таких райских с финансовой точки зрения условиях руководство Монако даже не заботится о посещаемости матчей. Пока остальные французские клубы работают над привлечением болельщиков на стадион с целью пополнить собственную казну за счет продажи билетов, монегаски довольствуются небольшим показателем посещаемости матчей на стадионе Луи II, который нечасто превышает 12 тысяч зрителей.
 
Монако может по праву считаться первым из так называемых «денежных мешков». Именно благодаря неограниченным финансовым возможностям монегаски под руководством Арсена Венгера и с Джорджем Веа в составе в далеком 1992 году добрались до финала Кубка кубков. Прибавьте к этому футбольную академию клуба, которая продолжает выпускать звезд уровня Лиллиана Тюрама, Тьерри Анри и Эмманюэля Пети, и получится ужасающая картина. Красно-белые могут всерьез и надолго взобраться на вершину французского футбола, конкурируя лишь с богатеньким ПСЖ.
В совокупности все эти факторы и вынудили президента ФФФ Ноэля Ле Гре в прошлую пятницу прибегнуть к экстренным мерам в виде требования выплатить 200 миллионов евро или перенести штаб-квартиру на территорию Франции и, таким образом, лишиться налоговых козырей.
 
Естественно, такое отношение вызвало негодование со стороны клуба, который тут же придал ситуацию огласке, разместив данную информацию на своем официальном сайте. Не обошлось и без угроз – боссы Монако заявили о намерении обратиться в суд.
 
Начало данному конфликту было положено в феврале, когда FranceFootballразразился материалом о назревающей войне между французскими клубами и финансовыми привилегиями Монако. Ровно через месяц последовала вполне официальная реакция от LFP(Французской профессиональной Лиги), которая потребовала от красно-белых перенести административный центр на территорию Франции до 2014 года, иначе монегаскам грозило исключение из чемпионата.
 
Жан-Луи Кампора, легендарный президент клуба, а ныне советник Дмитрия Рыболовлева, назвал это решение «шокирующим». «Монако долгие годы повышал имидж французского футбола на международной арене. Наш клуб вырастил игроков, которые привели сборную Франции к победам на чемпионатах мира и Европы. Считаю, что клуб заслужил уважение», — заявил Жан-Луи в интервью NiceMatin.
 
Вскоре появились слухи о том, что Монако собирается присоединиться к Федерации футбола Италии, однако Кампора их быстро опроверг:«Я не могу себе это даже представить. Монако никогда не предаст французский футбол, это попросту невозможно. Что же касается требования выплатить 200 миллионов евро, то оно не только возмутительное, но и неприемлемое. Данное решение противоречит логике. Оно совершенно непродуктивно, так как Монако будет способствовать развитию французского футбола и оказывать на него исключительно положительное воздействие».
 
По сути, Монако может стать чуть ли ни единственным конкурентом ПСЖ, чье богатство настолько велико, что никакие налоги не могут нанести по нему сколь-нибудь ощутимый удар. Весьма странно, что чиновники своим решением хотят поспособствовать установившейся гегемонии парижан. В защиту монегасков выступил и главный футбольный бизнесмен Франции, а по совместительству президент Лиона Жан-Мишель Ола: «Французскому футболу нужны инвесторы, и ФФФ должна делать все возможное, чтобы их привлечь!»
 
Решающим для дальнейшей судьбы Монако обещает стать следующий понедельник, 20 мая, когда состоится встреча руководства клуба с представителями ФФФ и LFP.
 
С юридической точки зрения все козыри находятся на руках монегасков. «Согласно нормативной базе Европейского суда, компания имеет право регистрироваться в любой стране Европы даже из соображений уплаты налогов. На самом деле в случае вынужденного переезда во Францию Монако может потребовать от государства возместить убытки», — заявил доктор юриспруденции Университета Ниццы Антуан Давид.
 
Законопроект о налоге на богатство, продвигаемый новоиспеченным президентом страны Франсуа Олландом, сыграет лишь на руку Монако. При повышении ставки до 75 процентов операционные расходы всех французских футбольных клубов возрастут в разы. Монако же, благодаря своему административному расположению, окажется вне зоны действия этого закона.
В сочетании с огромным состоянием Рыболовлева, которое бизнесмен сколотил на продаже удобрений, перед клубом открываются неограниченные перспективы. Желание купить форварда Атлетико Радамеля Фалькао за невероятные 60 миллионов евро свидетельствует о готовности владельца клуба инвестировать воистину огромные суммы. В ближайшие годы Монако вполне может составить достойную конкуренцию ПСЖ как на внутренней, так и на международной арене.
 
Материал Роберта Байнера, Goal.com
Перевод Андрея Шкуренко, Football.ua