В немецкой футбольной литературе, а также в периодике нередко встречаются термины Traditionsverein и Identität. Первое чаще всего относится клубу с богатой историей, особенно если он воспитывал игроков для сборной и выигрывал титулы. Чаще всего, но необязательно. Ули Хеннес как-то перед благотворительным матчем, организованным для поддержки Санкт-Паули, назвал Киц-эльф словом Traditionsverein, сравнив их с Кайзерслаутерном. Черти, кроме того что не раз брали Нику и серебряную салатницу, воспитали таких легендарных личностей, как Фриц Вальтер и Ганс-Петер Бригель, не говоря уже о том, что Миро Клозе получил первый вызов в сборную, играя именно за Кайзерслаутерн. Санкт-Паули – клуб, конечно, старинный и с конца 1970-х время от времени заглядывает в первый дивизион, но больше известен своими болельщиками; также несколько игроков Киц-эльф выступали за сборную, но заметного следа после себя не оставили.
 
В то же время, на форумах, посвященных Бундеслиге можно встретить людей, которые скажут, что Фюрт (3-кратный чемпион, в 1920-х половина сборной состояла из игроков Клеверных), например, никакой не традиционный клуб. Это понятие немного размыто, но, в общем, относится к команде, которая оставила след в немецком футболе. Identität – это характерная черта команды, ее кредо. Например, Бавария – это mia san mia, желание всегда быть первыми и всех превосходить. В Бундеслиге есть клуб, у которого, как считают в Германии, отсутствуют оба этих компонента, но есть кое-что другое. Вернее, кое-кто. Данная статья представляет историю того, как этот человек попытался компенсировать недостающие характеристики.
 
Дитмар Хопп, один из основателей SAP, крупного производителя программного обеспечения и один из богатейших людей Германии (состояние по оценкам Forbes – 5,5 млрд евро), родился в Хоффенхайме и в молодости играл за местную футбольную команду. Заработав на ПО огромные деньги, Хопп, как и полагается приличному предпринимателю, занялся меценатством в родном метропольрегионе Райн-Некар. Бизнесмен спонсировал биотехнические фермы, клиники, дома для пожилых людей, образовательные центры и т.д., но особое внимание он уделил развитию спорта в регионе. Хопп погасил трехмиллионный долг маннхаймского Вальдорфа – недавно еще главного местного футбольного клуба, также он финансово поддерживает хоккейный Адлер и гандбольный Райн-Некар-Левен из того же Маннхайма. Однако главным капиталовложением, сделавшим его в свое время едва ли не самым обсуждаемым человеком в немецком футболе, стал ФК Хоффенхайм.
 
Поддерживать клуб своей молодости Дитмар Хопп начал еще в конце 1980-х. Тогда он выделил около 10 тысяч марок, мячи и тренировочное оборудование команде, которая только что вылетела из седьмого по рангу дивизиона немецкого футбола. В следующем же году Хоффенхайм выиграл А-Классе (по сути, чемпионат района), и вернулся в Бециркслигу Зинсхайм (чемпионат округа), а еще через год – поднялся в Ландеслигу Райн-Некар (земельный чемпионат). Эту, а также следующую ступеньку (Фербандслига Баден), сельская команда преодолевала четыре года каждую и, победив в матче за право выступать в Оберлиге Баден-Вюртемберг, вышла уже в четвертый дивизион. В это время на деньги Хоппа к столетию клуба был построен пятитысячный Дитмар-Хопп-Стадион (для допуска к участию во Второй Бундеслиге расширен до 6350 мест).
 
Команда же, несмотря на то, что на протяжении сезона у ее руля сменилось три наставника, за год преодолела и этот этап. В Региональлиге Хоффенхайму не удалось сделать еще один резкий скачок, и здесь команда задержалась на «целых» шесть лет. Тренировал зинсхаймцев в то время Ханс-Дитер Флик, нынешний помощник Йоахима Лева. С ним Хофф смог закрепиться в третьем дивизионе, и четыре раза подряд команда брала кубок Бадена, а в сезоне 2004/05 в розыгрыше национального кубка ей удалось пройти Байер. Однако о повышении в классе речи не шло, хотя клуб пригласил нескольких профи с опытом выступлений в Первой Бундеслиге.
 
В 2005 году Хопп вложил большие деньги в реализацию проекта «Профессиональный футбол в регионе Райн-Некар», и предложил объединить футбольные клубы Хоффенхайм, Астория Валльдхоф, Зандхаузен и Хайдельберг в один конкурентоспособный, который сможет представлять регион в Первой Бундеслиге. Для объединенного клуба Хопп собирался построить стадион в Хайдельберге. Валльдхоф и Зандхаузен, естественно, отказались. Тут бизнесмен впервые столкнулся с ситуацией, когда футбольный люд не захотел действовать по правилам бизнеса и руководствоваться коммерческой логикой. На место под стадион начала претендовать фирма Рудольф Вильд (Капри-Зонне, Либелла), собиравшаяся построить там завод и создать рабочие места для местного населения. Хопп понял, что из его затеи ничего не выйдет и решил построить стадион в Зинсхайме, частью которого и является Хоффенхайм. В то время на игры Хоффа ходило в среднем 2 тысячи зрителей.
 
Наконец когда руководство решило, что слишком уж надолго команда застряла в Региональлиге, на должность тренера был приглашен Ральф Рангник – тренер с солидным опытом работы в Первой Бундеслиге, отличный тактик, как бы сегодня сказали, «персофан» Лобановского и Сакки. Кроме того, спортивным директором и координатором по работе с молодежью был назначен бывший тренер сборной по хоккею Бернхард Петерс, проигравший выборы на должность спортдира Немецкого футбольного союза Маттиасу Заммеру. С ними Хоффенхайм сразу же вышел во Вторую Бундеслигу.
 
Перед началом нового сезона клуб, чье официальное название было TSG 1889 Hoffenheim, начал анонсировать себя как 1889 Hoffenheim. Они решили отказаться от аббревиатуры TSG (Гимнастическое и спортивное общество), поскольку она «звучала чересчур старомодно». Это был еще один чисто коммерческий ход, за который Хопп был осмеян футбольной общественностью.

Если в Региональлиге на клуб из маленького пригорода населением чуть больше трех тысяч человек смотрели с удивлением и интересом, то их выход на профессиональный уровень уже сопровождался критикой, как простых болельщиков, так и спортивных журналистов. На матче против Менхенгладбаха фанаты гостей кричали с трибун «За вас заплатили», на матче с Алеманнией – «Куча денег и ноль фанатов». Так встречали зинсхаймцев почти на каждой выездной игре. Болельщики выкрикивали и личные оскорбления Дитмару Хоппу. Понятно, что главной причиной такой ненависти стали финансовые возможности Хоффенхайма. За Луиса Густаво, Карлоса Эдуардо, Чинеду Обаси и Демба Ба Хоффенхайм заплатил 20 млн евро - больше, чем потратили на свои трансферы остальные клубы лиги вместе взятые. У Хоффенхайма есть деньги, чтобы приобретать игроков лучше, чем у конкурентов, а также одаренный тренер. Что еще нужно?
 
Как оказалось, «сердце». По крайней мере, так утверждала романтически настроенная часть журналистской братии, обвиняя Хоффенхайм в том, что они могут лишь копировать то, что делают большие клубы, и не более того. А без сердца нельзя. Гельмут Шюманн из 11 Freunde (2008 год): «Дортмунд и Шальке уже стали на путь коммерциализации, отказавшись от своего шахтерского прошлого. И что из этого вышло?» А вот Бавария является самым успешным немецким клубом как раз из-за того, что у них все там очень человечно. Менеджер дортмундской Боруссии Ханс-Йоахим Ватцке не согласился с таким сравнением, указав, что Боруссия зарабатывает сама, с помощью своих болельщиков, а Хоффенхайм – благодаря меценату и его фирме. Спортивный директор Майнца Кристиан Хайдель вообще во всеуслышание заявил, что это лишь «сельский клуб», который никогда не станет Traditionsverein и жаль, что он занимает одно из 36 мест в немецком профессиональном футболе. Если выкрики болельщиков и филиппики журналистов оставляли Хоппа более-менее равнодушным, то слова коллеги, футбольного функционера, вызвали негодование. Предприниматель сразу же обратился к НФС, подчеркнув, что такого рода высказывания сродни расизму. Хопп рассуждал как настоящий предприниматель: «В спорте как в бизнесе – появляются новые фирмы, и другие должны с этим мириться».
 
Несмотря на ряд различий, в Германии Хоппа сравнивали с Романом Абрамовичем. Бизнесмен справедливо замечал, что Абрамович в молодости не играл за Челси, тем более что Хоффенхайм покупает не готовых звезд, а молодых перспективных игроков, часть из которых сам воспитывает.

Поливать грязью клуб и его президента со временем стало настолько популярно, что начало считаться плохим тоном, и даже склонный к популизму Ватцке стал защищать Хоппа в СМИ. А клуб тем временем, начав сезон не очень уверенно, ударно провел второй круг, одержав после перерыва семь побед подряд. Отлично проявили себя новички Ба, Обаси и Эдуардо, а Хоффенхайм завершил чемпионат на втором месте, обеспечив прямую путевку в Первую Бундеслигу. Кто-то восхищался менеджментом (Хопп был назван лучшим спортивным менеджером 2008 года) и работой тренера, а кто-то продолжал утверждать, что Хоффенхайм – явление временное в силу своей искусственности.
 
Первый сезон на высшем уровне Сине-белым пришлось провести на Карл-Бенц-Стадионе в Маннхайме, поскольку собственный стадион в Зинсхайме еще не был закончен. Но это точно не стало помехой для баденцев, стартовавших в чемпионате с удивительной прытью. Атакующее трио Обаси-Ибишевич-Ба организовало три мяча в ворота Арминии, четыре – Дортмунду и пять – Ганноверу, оформив три разгромных победы в первых турах. На девятый игровой день они разбили Гамбург, и, выбив Красноштанников с первого места, заняли его сами, не покидая до 20-го тура. Команду из общины численностью 3272 человека по-прежнему высмеивали из-за отсутствия фанатов и болельщицкой культуры, и презрительно называли «Хоппенхаймом», указывая на их зависимость от воли одного человека. Однако не считаться с ними уже не могли.
 
Городок наполнили орды репортеров, бравших интервью у нескольких фанатов старой поры и остальных жителей, ведь кроме ненавистников и завистников у Хоффа появилось множество болельщиков и просто сочувствующих. Впервые за долгое время кроме Баварии появился еще один клуб, к которому почти у каждого болельщика сформировалось какое-то отношение – позитивное или негативное.
 
В январе 2009 года была торжественно открыта Райн-Некар Арена и Зинсхайм получил свой современный стадион на более чем 30 тысяч мест с сорока ВИП-ложами и 1200 бизнес-местами. Всего в инфраструктуру клуба (стадион, тренировочный центр) Хопп вложил более 100 млн евро. Все, что нужно для счастья. Вот только немногочисленные местные болельщики - те, которые были с клубом уже более десятка лет, не могли уже как раньше ездить на каждую выездную игру Хоффенхайма или смотреть матч с участием любимой команды на своем уютном стадионе, потягивая пиво и обсуждая игру с Дитмаром Хоппом. Слишком большим стал клуб, все дальше от них становились игроки и меценат.
 
Согласно Хоппу, после удачного выступления некоторые игроки команды переоценили свои возможности. Несколько игроков поехали праздновать Новый год в Нью-Йорк и вернулись в расположение клуба с простудой. Ведад Ибишевич, наколотивший в первом круге 18 мячей, в контрольном матче с Гамбургом порвал кресты и вылетел до конца сезона, а Карлос Эдуардо отбывал дисквалификацию. Все это сказалось на игре Хоффенхайма. Во втором круге команда была на порядок слабее себя осеннего образца и после серии из 12-ти матчей без побед в итоге оказалась на седьмом месте.
 
Успех Хоффенхайма не остался незамеченным тренерским штабом сборной, и за тот сезон трое игроков команды – Марвин Комппер, Андреас Бек и Тобиас Вайс - вызывались в первую команду страны. Казалось, что прав был Дитмар Хопп, отвечая на колкие замечания об истории клуба и его традициях фразой: «Будущее – наша традиция». Чем не кредо?
 
Вот только во втором сезоне сказка не то чтобы закончилась, но в ней все виднее проступали прозаические пассажи. Начали Сине-белые неплохо, однако в середине сезона стали потихоньку скатываться в середину таблицы и в результате очутились на 11-м месте. Взлет 2008 года объяснялся довольно легко: комфортные финансовые условия, сыгранная команда и сверхудачные трансферы. Ни больше, ни меньше. Так же легко объяснимым был и спад 2010-го: травмы, плохая форма лидеров и возникшие проблемы с дисциплиной. Ни больше, ни меньше. Оказалось, что ведущие игроки не всесильны, скаутская служба не может всегда работать безошибочно, а некоторые звезды, вроде Демба Ба или Карлоса Эдуардо, не прочь были найти местечко поинтереснее. Не в меру амбициозный бразилец в результате был удачно продан казанскому Рубину за 20 млн евро, а на замену ему пришел Гилфи Сигурдссон. Правда в конце сезона клуб пережил первую довольно ощутимую потерю – из Хоффенхайма ушел его менеджер и коммерческий директор Ян Шиндельмайер, наладивший отличные отношения с тренером Рангником.
 
Третий год в Бундеслиге начался по схожему сценарию – максимальный результат в первых трех турах и первое место, а потом медленное сползание вниз по турнирной таблице. В это время Бавария сделала Хоффенхайму предложение по Луису Густаво размером в 15 млн евро. То ли Дитмару Хоппу польстило, что самой Баварии что-то стало нужно от маленького «сельского клуба», то ли он решил, что пришло время возвращать вложенные инвестиции, но Хоффенхайм продал одного из своих лидеров. Это решение не было согласовано с Ральфом Рангником, и спровоцировало конфликт между бизнесменом и тренером. В итоге Рангник покинул Хоффенхайм. Спустя несколько недель уже Демба Ба отбыл в направлении Лондона. Фанаты были шокированы тем, что любовь Хоппа к клубу не безгранична, и он может не только давать, но и забирать у Хоффенхайма.
 
Место Рангника занял его помощник Марко Пеццаюоли, который должен был улучшить испортившийся микроклимат, но его профессиональных и личных качеств оказалось для этого недостаточно. После того, как в последних восьми матчах сезона команда смогла добыть лишь одну победу, его уволили.
 
Хоффенхайм освоился в Бундеслиге наверное даже быстрее, чем ожидало руководство клуба, но освоился настолько, что приелся. Если раньше болельщики по всему миру с восхищением наблюдали за историей еще одной Золушки футбольного мира, бросившей вызов большим парням, а многие журналисты и писатели с симпатией относились к клубу, ведомому интеллигентным и компетентным наставником, то теперь Хоффенхайм вообще мало кого волновал. Это уже была далеко не та команда образца осени 2008-го, играющая в отличный атакующий футбол, и в которой каждый играл на команду. Хоффенхайм иногда выигрывал, иногда проигрывал, иногда играл вничью.
 
Новым наставником команды стал Хольгер Станиславски. Большой Стен, казалось, был идеальной кандидатурой для Сине-белых. Он смог выжать максимум из того, что имел в Санкт-Паули, и это было именно то, в чем нуждался Хофф. Однако под его руководством команда была крайне нестабильна. Хоффенхайм временами показывал неплохой атакующий футбол, напоминавший ту самую славную осень, но часто выглядел совсем безнадежно. Главную причину такой непоследовательности и тренер, и руководство видели в самих игроках, но в итоге уйдет из клуба именно Стани.
 
Долги клуба составляли в среднем 30 млн евро, и после оглашения финансового фэйр-плей Хопп заявил, что отныне клуб будет делать ставку на собственную молодежь: «Правда, нам придется подождать 3-4 года, пока мы сможем пожинать плоды нашей работы с подрастающим поколением». И он продал всех оставшихся героев той самой осенней сказки. Сначала в декабре на правах аренды с опцией выкупа в Шальке отправился Чинеду Обаси, а потом Ибишевич был продан в Штутгарт. Между этими трансферами в Суонси перешел лучший игрок команды минувшего сезона Гилфи Сигурдссон. Хоппа можно понять: он хотел вернуть часть потраченных денег и в то же время подтолкнуть клуб к более самостоятельному существованию. В нескольких интервью он впервые сказал, что Хоффенхайм лишь маленький клуб, от которого многого ожидать нельзя.
 
Хотя к этому времени Хофф находился в середине таблицы, но отрыв от зоны вылета составлял всего шесть очков. Дитмар Хопп подначивал свою команду и тренера, будто это не он принимал решения о продаже лидеров, да еще и заявил перед матчем 18-го тура против Боруссии, что надеется на положительный результат, поскольку ситуация становится угрожающей. Стани недоумевал: «Такое впечатление, что клуб уже обречен». Хотя Хоффенхайм и дальше держался в середине, после поражения в четвертьфинале кубка от Гройтер-Фюрта Хольгер Станиславски был уволен.
 
На место тренера Хопп пригласил Маркуса Баббеля. Приход человека еще более самоуверенного и амбициозного, чем Ральф Рангник означал, что Хопп, скорее всего, осознал свою ошибку – слишком рано отправлять Хофф в свободное плавание. Баббель сделал несколько перспективных приобретений этим летом, однако на перестройку команды уйдет какое-то время. Хоффенхайм начал сезон катастрофически, и сейчас Сине-белые показывают худший результат в истории своих выступлений в первом дивизионе.
 
Ко всему прочему серьезно пострадал бренд Хоффенхайма. Коммерческая модель развития клуба «из грязи в князи» не сработала в немецком футболе, где так ревностно пытаются беречь свои традиции и историю. Хоффенхайм потерял большинство болельщиков, и если Сине-белые покинут Первую Бундеслигу по итогам сезона, это малого кого встревожит. А кое-кто еще и ручкой помашет. Многое опять-таки зависит от того, не потерял ли Дитмар Хопп интереса к своему клубу.
 
Андрей Курдаев, Football.ua