Не более чем баловство, чья-то глупая ребячья выходка. И сложно было бы предположить, что слова эти каким-то образом связаны с футболом. На самом деле надпись эта цитировала тренера местной команды Кристиана Штрайха.
Новый 2012 год Фрайбург встречал на последнем месте, проведя худший первый круг в истории выступлений команды в Бундеслиге. Фиаско можно было списать на нового наставника команды Маркуса Зорга, призванного заменить ушедшего в леверкузенский Байер Робина Дутта. Но на самом деле падение началось еще при старом наставнике. В последних тринадцати встречах сезона 2010/11 баденцы одержали всего три победы при девяти поражениях. Однако, поскольку Фрайбург в итоге занял достаточно высокое девятое место, накануне сезона ожидания от игры команды были неоправданно завышенными. В том, что до зимнего перерыва команда смогла набрать всего 13 очков, была вина не только Зорга, но это не спасло его от увольнения, первого для клуба за последние 20 лет.
Никаких признаков спасения не наблюдалось, события развивались по известному сценарию, и клуб покинули шестеро лучших игроков, включая нападающего Паписса Демба Сиссе. Да и имя новоназначенного тренера особо не обнадеживало. Да, Кристиан Штрайх успел проработать в клубе уже более полутора десятка лет, и был помощником при Дутте и Зорге, но «ведь он же футбольный никто»! И в самом деле, широкой футбольной общественности мало что было известно об этом человеке. Но некто Томас Тухель как-то приглашал Штрайха в свою команду, называя его «лучшим футбольным воспитателем Германии», а бывшие воспитанники Омер Топрак и Деннис Аого отзывались о нем, как о большом знатоке футбола. В узком футбольном кругу у Штрайха была репутация хорошего, честного и искреннего человека и фанатика от футбола.
Несмотря на то, что ему всего 47 лет, он выглядит на десять лет старше. Как-то Жозе Моуриньо сказал: «Посмотрите на мою прическу. Я готов к войне». У Кристиана Штрайха чаще всего такой вид, будто он всю жизнь воюет. И немудрено. Перед матчем наставник Фрайбурга разминается вместе с игроками, а потом на протяжении всей игры орет как недорезанный, машет руками и скачет у бровки как дьявол. После матча с Шальке, ставшим последним для Хуба Стевенса у руля гельзенкирхенского клуба, комментатор канала Sky на полном серьезе предположил, что Штрайх у боковой линии набегал за игру больше, чем некоторые футболисты.
Его поведение во время матчей может показаться чрезмерно рьяным, но так он дает волю той страсти и самоотверженности, с которыми отдается своему любимому ремеслу. В одном интервью другой его знаменитый коллега, Рафаэль Бенитес, утверждал, что тренер может как-нибудь повлиять на игроков только во время перерыва, иначе его слова попросту не доходят до них. Пусть расскажет это Штрайху, который докрикивается до игроков во время матчей на переполненных стадионах Бундеслиги, где болельщики распевают песни на протяжении всего матча. А игроки слышат своего наставника во время матча, и отлично его понимают.
Есть такие тренеры, которые относятся к игрокам, словно Альфред Хичкок к актерам — как к быдлу. Но дипломированный учитель переживает матч вместе со своими футболистами. Когда его только назначили главным тренером Фрайбурга (сам наставник баденцев всячески избегает слова «главный», считая, что все его помощники тренеры команды в равной степени), Кристиан Штрайх работал до 2-3 часов ночи. Труд на износ ему, как сыну мясника, хорошо известен. Его родители начинали рабочий день в четыре часа утра, а заканчивали поздно вечером, изо дня в день. Кроме этого, он научился еще одному важному, по его мнению, аспекту его работы – общению: «Мы жили на B-3, федеральном шоссе от Лорраха до Карлсруэ, 8000 автомобилей в день. Мне постоянно приходилось иметь дело с людьми. С покупателями. Не всегда все было однозначно. У нас был открытый дом, и иногда за кухонным столом можно было увидеть какого-то незнакомого мужика, потому что мама пригласила голодного торгового агента из Гамбурга поужинать с нами. Было такое правило после войны: если человек к тебе пришел, его нужно накормить. […] Ты учишься различать людей. Иногда приходили алкоголики без копейки в кармане, которым хотелось чего-нибудь выпить. Моя бабушка им говорила: «Присаживайтесь, вам нальют выпить. Но сначала вам нужно чего-нибудь съесть».
Общению с игроками он придает огромное значение, как на поле, так и вне его: «Команда – это неоднородная система, футболисты происходят из разных социальных слоев и культур. Я считаю важным то, что они замечают мой интерес к ним, а не только к тому, как они принимают мяч.[…] Меня всегда интересовали взаимоотношения между людьми, и это одна из причин, по которым я стал тренером».
Интерес к Кристиану Штрайху возник не только благодаря результатам команды, но и, собственно, личности тренера. Сначала ажиотаж спровоцировала фотография тренера, возвращающегося домой после матча на велосипеде. Никто не стал вникать в то, что велосипед – самый распространенный вид транспорта в городе, и тупых комментариев вроде «они даже нормальную зарплату тренеру не могут обеспечить» избежать не удалось.
Болельщики команды сразу же его полюбили. Полюбили за необыкновенную энергичность и за то, что команда, наконец, заиграла. А то, как неуверенно он чувствовал себя перед объективами камер, только делало его более привлекательным. После недавних передряг и ухода ключевых игроков фанаты нуждались в ком-то, на кого можно было опереться и надеяться. Таким для них стал Кристиан Штрайх. Местная газета Badische Zeitung даже посвятила ему страничку на своем сайте – Streich der Woche или «Штрайх недели», на которой обсуждались все пресс-конференции и интервью наставника Фрайбурга. Скоро все обратили внимание на то, что он – единственный в своем роде. Томас Тухель как-то сказал, что Штрайх – первый человек, с которым ему бы хотелось поговорить о футболе, но в то же время он не удивится, если когда-нибудь подерется с ним у кромки поля прямо во время матча.
В своих пресс-конференциях новый тренер команды никогда не делал никаких обещаний и не размышлял на тему положения баденцев в турнирной таблице, он говорил только об игре, и том, как его футболисты могут стать лучше. Когда стали известны имена игроков, которых Штрайх привел в команду, могло показаться, что он уже готовит Фрайбург ко второй лиге, несмотря на все заявления о том, что пополнение составляют качественные исполнители, которые нужны клубу.
Кто вот эти парни, некоторые из которых еще недавно гоняли в четвертой лиге? Это с ними они собираются выбираться из зоны вылета? Удачи!
В ситуации, когда та или иная команда испытывает трудности, часто говорят о том, что игрокам нужно проявить отвагу. И нередко футболисты ее действительно демонстрируют. Знаете, вряд ли в этом сезоне были матчи, в которых игроки Гройтер Фюрта не выкладывались на полную, боролись до последнего, самозабвенно бросались под удары и что там еще в футболе считается отважным. Но пример Кристиана Штрайха показателен тем, что ясно демонстрирует: отвага не главное. Бросать необстрелянных ребят на матерых профи из первой лиги и скрестив пальцы ждать чуда – это наивно до слез.
Важно быть последовательным и основательным. Перед каждой игрой Штрайх готовит своих игроков возможно так, как никто другой – тактически, физически и психологически. А после игры он стоит горой за футболистов, и когда кто-то из журналистов после матча указывает на их ошибки, тренер подчеркивает, что они имеют на это право, поскольку ошибка – это неотъемлемая часть учебного процесса. Как-то после матча команды, в котором голкипер Оливер Бауманн несколько раз по-настоящему выручил команду и позволил ей спасти важное очко, Штрайх в нескольких интервью кряду упомянул об этом, говоря о том, каким потрясающим вратарем тот является и насколько он перспективен. Вряд ли это было просто так, ведь незадолго перед этим Бауманн не получил вызов на сборы молодежной сборной Германии.
У собак группы борзых мышечный потенциал в отношении к их весу сравним с человеческим. Следовательно, логично было бы предположить, что человек и собака могут бежать с одинаковой скоростью, но ведь борзая всегда бежит быстрее. Дело в том, что когда человек бежит, он четко осознает, где находится финиш, и у него на подсознательном уровне срабатывает механизм экономии энергии. Собака в то же время бежит просто так, бега ради. Проблема регуляции наших возможностей – наш собственный разум. Просто выходить и играть, получая удовольствие от игры – это распространенное клише, тем более, когда речь идет о неравном соотношении сил между соперниками. Однако Штрайх и его ребята доказали, что оно действенно в современном футболе, если следовать ему как положено. Фрайбург – борзая Бундеслиги, они играют с сердцем.
В этой команде нет звезд и индивидуалистов, она – дитя своего творца, который пришел в этот спорт не из жажды признания и трофеев, а из любви к игре. «Меня интересует методология и принципы, по которым работает команда, то, как они играют и как работают, как становятся креативнее, и как все это происходит одновременно – это лучшая часть футбола и то, что приносит нам удовольствие».
В то же время во Фрайбурге царит довольно строгая дисциплина. Как говорит иногда Штрайх, ты получаешь то, что заслуживаешь. Неделю за неделей его футболисты выходили на поле сильными и дисциплинированными, полными уверенности и готовыми к бою с любым соперником. Им удалось сыграть вничью с Баварией и сильным тогда Гладбахом, одержать победы над Шальке и Байером, и спустя четыре месяца они финишировали на 12-м месте, обеспечив себе еще один сезон в высшем дивизионе.
Не так давно Фрайбург полностью ассоциировался с человеком по имени Фолькер Финке. Этот тренер, проработавший в клубе семнадцать лет, с 1991-го по 2007-й, стал лицом и душой клуба. Его влияние было настолько сильно, что болельщики не могли распрощаться с воспоминаниями о годах его работы даже в успешные для клуба времена при Робине Дутте. А когда в 2009 году из жизни ушел президент клуба Ахим Штокер, пробывший на своем посту на протяжении 37-ми лет, дыра в самоидентификации только увеличилась. Клубу не хватало легенды. Но когда в фокусе появился Кристиан Штрайх, с его невероятным духом, забавным баденским акцентом, определенно возвращающим клубу славу места, в котором из молодых игроков воспитывают классных профессионалов, да еще и после этого невероятного спасения, на трибунах появились плакаты с его портретом. Всего за четыре месяца он покорил сердца жителей опушки Черного леса.
«Это прекрасно, когда у людей есть дополнительный повод для радости. Недавно захожу в супермаркет и спрашиваю у продавщицы, где у них стоит горчица. А она мне показывает, и говорит: «Мы так рады за вас». Это же намного лучше, если бы она сказала: «Какая еще горчица? А ну-ка убирайся отсюда!»
Штрайх стал новым лицом клуба и его живой философией. Болельщики получили даже больше, чем они ожидали. Фрайбург заново нашел себя. «Мы рады поддержке своих болельщиков. Приходя сейчас на трибуны, они переживают что-то особенное. Надеюсь, они никогда не забудут этот момент, и будут стоять за нас горой во времена, когда все станет на свои места», с- казал Штрайх на пресс-конференции перед кубковой встречей со Штутгартом на прошлой неделе. Дело в том, что вскоре маленькому клубу из университетского городка предстоит еще одно испытание: его покидают трое из четверых ключевых игроков центра поля, то есть системообразующие футболисты, и на заполнение пробела однозначно уйдет время. Возможно, Фрайбургу снова предстоит бороться за выживание. Именно такую цель на сезон оглашал Кристиан Штрайх после каждой победы, когда его спрашивали о турнирных перспективах команды. И эти же слова он повторил после проигрыша в полуфинале Кубка страны, высшего достижения команды в этом турнире.
Однажды после встречи Баварии с Фрайбургом Юпп Хайнкес сказал, что лучший игрок баденцев играет на позиции тренера. И правда, Фрайбург по-прежнему остается галльской деревней Бундеслиги, а Штрайх ее друидом. И ему вскоре предстоит заняться приготовлением нового волшебного напитка.