В Западной Европе в эпоху Возрождения изобрели весьма оригинальный способ лечения душевнобольных.
В те времена считалось, что «подобное можно излечить себе подобным», и поскольку безумие, вода и море считались проявлением одной и той же стихии изменчивости и непостоянства, в качестве средства лечения предлагалось «путешествие по воде». Их нагружали на судна и отправляли в плавание, и воды Европы бороздили «корабли дураков». Когда речь заходит о футбольном клубе Гамбург и всем, что с ним в последнее время происходит, возникает мысль, что не иначе как один из таких чудных кораблей причалил в порту славного ганзейского города, и его пассажиры нашли себе приют в одном из старейших немецких клубов.
На его стадионе в Фолькспарке установлены часы, которые показывают, сколько времени Гамбург играет в Бундеслиге. Неделю назад цифры на этих часах показали срок 50 лет, 0 часов, 0 минут и 0 секунд. Как известно, больше ни один участник чемпионата Германии не может похвастать таким длительным и беспрерывным пребыванием на немецком футбольном Олимпе. Несмотря на исторический юбилей (а ведь клуб в этом году еще и 125-летие отмечает), в Гамбурге царит далеко не праздничная атмосфера. За прошедшие годы ганзеаты превратились в самый неспокойный и склонный к кризисам клуб чемпионата. Позапрошлый сезон старожил БЛ завершил на рекордно низком для себя 15-м месте, а убытки клуба растут с каждым годом. После нескольких лет сплошных скандалов, провалов и финансовых трудностей некоторые болельщики даже предполагают, что вылет команды из Бундеслиги, а вместе с ним и потеря этого особенного статуса сможет помочь клубу стабилизировать ситуацию.
Новый сезон только начался, а Гамбург уже успел опозориться, и опять начали говорить о возможности вылета, только теперь не как о чем-то вероятном, но даже желаемом. В матче позапрошлого тура, в котором Красноштанники встречались с Гертой, несмотря на солнечную погоду в столице, от гостей веяло пасмурностью. Игроки выглядели угрюмыми и несчастными, особенно капитан Рафаэль ван дер Ваарт, чья бывшая жена недавно осуществила новый выброс грязного белья в прессу. Но настоящая безысходность исходила из пустого взгляда наставника команды Торстена Финка. Бывший игрок мюнхенской Баварии после ухода из Штутгарта Бруно Лаббадии является, пожалуй, главным кандидатом на следующее увольнение.
Финку приписывают много различных недостатков, от неумения наладить общий язык с игроками до нежелания вести тактические разборы матчей. Но в первую очередь хотелось бы рассказать не о нем, а о руководстве клуба, или точнее, его чудесном наблюдательном совете, единственном в своем роде в Германии. Потому что Гамбург – это как раз та рыба, которая начала гнить с головы. В немецком футболе нет другого такого коллективного органа, который своим неудачным поведением обеспечивает местную бульварную прессу скандальными первыми полосами. Несмотря на то, что клубу сейчас как никогда нужно спокойствие, каждый внутренний конфликт становится достоянием общественности, вся личная информация каким-то образом попадает в СМИ. Члены наблюдательного совета Гамбурга больше похожи на участников какого-нибудь реалити-шоу, чем на нормальный рабочий коллектив.
О наличии подводных течений и внутренних трений свидетельствует эпизод, когда в мае 2012-го на внеочередном собрании членов клуба советники Эрнст-Отто Рикхофф и Хорст Бекер внесли предложение о сокращении совета. Оно было встречено шквалом критики, после чего Рикхофф ушел с поста председателя. Полностью покинуть совет он не решился, но своим противникам впоследствии кричал, что лучше всего было бы распустить всех к чертовой матери. Очень часто складывается впечатление, что эти люди при принятии решений совершенно не пытаются прийти к какому-то общему знаменателю, а лишь отстаивают собственную точку зрения.
Наблюдательный совет на данный момент состоит из одиннадцати человек, восемь из которых избираются на всеобщем голосовании. К тем восьми присоединяется один делегат от почетных членов клуба, а также по одному представителю непрофессионального сектора клуба и общества бывших работников. И каждый из них уверен, что ему лучше всех остальных известно, что для клуба хорошо, а что – плохо. К каким последствиям может привести такой расклад лучше всего видно на примере поисков Гамбургом нового спортивного директора несколько лет назад.
Одной из главных функций наблюдательного совета является назначение членов правления, к которым относится и пост менеджера. Тогда советом было рассмотрено порядка семи кандидатур. Спортивный директор Нюрнберга Мартин Бадер и футбольный агент Роман Грилл ему не приглянулись, а начальник скаутской службы Немецкого футбольного союза (дальше – НФС) Урс Зигенталер не получил разрешения на совмещение должностей. Итоговый выбор в пользу Бастиана Райнхардта делался в условиях цейтнота и был скорее аварийным вариантом.
Намного более желанной для Гамбурга была кандидатура Маттиаса Заммера. Стороны договорились о встрече в январе 2011-го, и советники встретились с Заммером и его адвокатом, бывшим президентом дортмундской Боруссии Гердом Нибаумом в аэропорту Ганновера. На переговоры с успешным футболистом, тренером и менеджером приехали такие «футбольные эксперты», как бизнесмен Александр Отто, актер Марек Эрхардт, писатель Юрген Хунке и журналист Манфред Эртель. Точно неизвестно, как все прошло, но советники вернулись в Гамбург с полной уверенностью, что Заммера они уговорили.
Несмотря на то, что никаких бумаг подписано не было, уже вечером того же дня объявили о том, что Заммер станет новым спортивным директором клуба. Видимо, кто-то из делегатов просто не мог сдержать радость, и тут же проговорился журналистам. Но радовались они недолго, потому что вскоре стало известно, что Заммер Гамбургу отказал. Когда же Заммер принял предложение Баварии, советники заявили, что это Ули Хёнесс испортил им дело, переманив менеджера в последний момент. Естественно, им было легче свалить все на Баварию, чем взять ответственность на себя. Приглашение Франка Арнесена весной 2011-го, которое состоялось вопреки несогласию некоторых членов совета, было всего лишь попыткой продемонстрировать управленческую сноровку, которой там и не пахло.
Наблюдательный совет был учрежден в 1996-м с целью поправить дела погрязшего в долгах клуба. Тогда НФС советовал всем профессиональным клубам обзавестись подобным органом, чтобы избежать бардака, который нередко творился на общих собраниях (более детально об этом –
тут).Поскольку футбольный клуб тогда еще не имел структуры акционерного общества, совет должен был стать ступенькой на пути к дальнейшей профессионализации. И на первых порах наблюдательный совет Гамбурга состоял из довольно уравновешенных личностей как, например, глава гамбургской биржи Удо Бандов, многолетняя ведущая программы новостей канала ARD Дагмар Бергманн или же легенда клуба Юрген Вернер.
Говорят, что совет первого собрания работал вполне конструктивно. Нередко бывали и словесные перепалки, однако Бергманн, которая на заседаниях курила как паровоз, несмотря на слабую осведомленность в футбольных делах, могла подавить своим авторитетом и невозмутимостью. И если в итоге советники приходили к какому-то единому знаменателю, глава совета Бандов, который на время ссоры снимал свой слуховой аппарат, одевал его снова и ставил вопрос на голосование. Если Бергманн уже давно была личностью публичной, то остальным советникам приходилось привыкать к интенсивному вниманию со стороны прессы. Удо Бандова, который до этого в городе был известен лишь в деловых кругах, вскоре согласно опросу знал каждый второй житель Гамбурга. Когда в Bild появилась первая негативная заметка о нем, председатель пожаловался спортивному редактору издания, но в ответ услышал: «Перестань ныть. Ты же знал, на что подписываешься».
С общественным вниманием человек получает и определенную власть, а власть всегда предполагает искушение. С ходом времени почти все члены наблюдательного совета начали считать себя экспертами не только в управлении, но и в футбольных делах. Недавние середняки высшего гамбургского общества вскоре уже на равных спорили с Уве Зеелером, Хольгером Иеронимусом или Диди Байерсдорфером о кадровой политике и тактике команды на прошлый матч. По поводу трансфера Даниэля ван Бюйтена даже развели горячую дискуссию, хотя такие решения управления совета касаться не должны. Бывший игрок клуба Сергей Барбарез в это время был избран членом совета, однако среди любителей поумничать чувствовал себя не в своей тарелке.
Большинство из этих людей лишь использует свой пост с целью пиара. Бывший президент клуба Юрген Хунке рассказывал, что некоторые почетные советники разрезали конверт с пунктами повестки дня лишь непосредственно перед началом заседаний, хотя они присылались им за несколько недель до того. «Большинство советников чешут ту же ерунду, что и обычные болельщики в баре», — признался Хунке. Дитер Матц, репортер Hamburger Abendblatt утверждает, что он легко достает всю информацию от членов совета. Да и не только он. В благодарность журналисты могут в статье, как бы между прочим, поздравить своего информатора с днем рождения или восхвалить его накануне новых выборов.
Уве Бандов еще в конце 90-х столкнулся с тем, что его сотрудники сливают всю информацию в СМИ, и заставил всех подписать обещание хранить все подробности их работы в секрете, однако на следующий день новость об этом появилась в издании Welt. Когда Бандов в ходе поисков замены спортивному директору Хольгеру Иеронимусу вел переговоры с Оливером Бирхоффом, первая новость об этом появилась еще до конца их встречи. Каждый из советников в той или иной мере страдает манией величия. Вместо выполнения своих прямых обязанностей они нередко вмешиваются в дела менеджера или даже главного тренера. Однажды они потребовали у правления вызвать на совет голкипера команды, поскольку посчитали, что тот слишком часто выбивает мяч в аут.
Еще одним известным проколом этих «специалистов» стала неудачная кампания по приглашению на пост тренера команды Юргена Клоппа. Они посчитали, что команда заслуживает наставника, чей внешний вид и поведение соответствуют клубу с такой богатой историей и традициями. Как, оказалось, Клопп со своей трехдневной небритостью и сверхэмоциональным поведением просто не вписывается в концепцию Гамбурга. В итоге спортивный директор Дитмар Байерсдорфер сделал выбор в пользу Фреда Руттена. Интересно, что гамбургцы даже отослали в Майнц специального скаута, который подтвердил, мол, да, Клопп действительно выглядит так, как про него говорят. Когда нынешнему тренеру дортмундской Боруссии стало об этом известно, он, мягко говоря, был в шоке.
Все это за последние годы создало определенную атмосферу внутри и вокруг клуба. Год за годом, сезон за сезоном Гамбург был в центре внимания в первую очередь из-за скандалов, в которые оказывался втянутым и благодаря проколам руководства клуба. Даже если отвлечься от спортивных проблем, за последние несколько недель Красноштанники дважды попадали на первые полосы по не самым приятным поводам. Сначала уже бывший игрок команды защитник Пауль Шарнер обвинил менеджера Оливера Кройцера в шантаже. Чуть больше недели назад Деннис Аого и Томас Ринкон были исключены из состава на матч с Гертой, поскольку предоставленные после поражения от Хоффенхайма два дня отдыха провели на Мальорке. Аого, как известно, впоследствии был отдан в аренду в Шальке. Интересно, что наставник команды Торстен Финк объяснил свое решение дать команде отдых тем, что он «от нее уже устал» и «смотреть на игроков» не может. А несколько дней назад газеты писали о совсем уж удручающем инциденте, когда член правления Гамбурга на глазах у репортеров с кулаками набросился на работника клубной парковки, потому что тот заграждал ему проезд.
В четвертом туре чемпионата команда Торстена Финка одержала свою первую победу в чемпионате, разгромив у себя дома бедный Айнтрахт Б, рискующий превзойти прошлогоднее «достижение» Гройтер Фюрта. Напряжение вокруг команды немного упало, и прогнозируемая отставка Финка пока что откладывается. Эта ситуация очень напоминает старт прошлого сезона, когда Красноштанники начали с трех поражений кряду, побив антирекорды клуба в истории его выступлений в Бундеслиге, после чего неожиданно обыграли Боруссию Д. Благодаря подвигам Адлера в рамке ворот и бомбардирским озарениям Сона и Рудневса команда даже заигрывала с шансами на квалификацию в ЛЧ. Но в итоге сезон был похож на американские горки, когда Гамбург чередовал удачные матчи с провальными.
Вполне вероятно похожий сценарий, если не худший, ожидает клуб и в этом сезоне. И конец этому может прийти в двух случаях. Либо когда в один прекрасный день обнулятся те самые часы в Фолькспарке, либо когда каждый в этом клубе, наконец, начнет нормально делать свое дело.