Полтора сезона назад скромная швабская команда начинала чемпионат без тренера, который вывел ее в так называемую элиту и чудом сумел с ней закрепиться. Йоса Лухукая небезосновательно считали главной причиной пребывания этого сборища простоватых персонажей, таких характерных для низших дивизионов немецкого футбола, в высшей лиге. Следовательно, никто и не удивился, когда с новым тренером Маркусом Вайнцирлем сезон 2012/13 Аугсбург начал из рук вон плохо. Команда с первого тура болталась в зоне смертников, и за весь первый круг одержала всего лишь одну победу над Вердером, который в тот вечер вообще непонятно зачем вышел на поле.
 
Однако хорошо приглядевшись к результатам команды, можно было заметить, что швабы до Нового года ни разу не уступили больше, чем в два мяча (собственно, в прошлом сезоне такое случилось лишь однажды, на Альянц-Арене, в 33-м туре). А если кто, например, смотрел игру Аугсбурга в Гельзенкирхене с еще незатронутым коррозией Шальке Хуба Стевенса в сентябре прошлого года, тот видел, как вторая на то время команда чемпионата с большим трудом на своем поле справилась с записным аутсайдером. Но в целом первый круг Вайнцирль потратил на знакомство с футболистами, прогонку резервистов и приглянувшегося ему молодняка, выбор игровой тактики. Во время зимнего перерыва он не стал паниковать и делать ненужных подписаний, а когда второй круг Аугсбург начал с комичной победы над Фортуной, сказал, что уверен – они займут спасительную 15-ю строчку. 
 
Победив в последнем туре невероятный Гройтер Фюрт, Аугсбург действительно выбрался на твердую почву. Швабы прекрасно провели зимне-весеннюю часть чемпионата, заняв в таблице второго круга седьмое место, выше, среди прочих, гладбахской Боруссии. Одним из самых интересных обстоятельств этого спасения является, конечно, личность тренера. Маркус Вайнцирль принимал свой пост в 37-летнем возрасте, не имея опыта работы ни в первой, ни даже во второй Бундеслиге. К тому же он не обладал тем запасом авторитета, который может помочь молодому тренеру с успешным игровым прошлым при отсутствии опыта работы с командой из Бундеслиги. Вайнцирль, конечно, значился в Баварии на протяжении четырех лет, а в легендарном сезоне 1998/99 даже был в заявке на сезон, но заслужил лишь несколько раз посидеть на скамье запасных. Вся его карьера игрока, по большому счету, сводится к двум сезонам в составе Штутгартер Киккерс во второй лиге.
 
Не секрет, что в футболе тренды меняются как подружки Джона Терри. Несколько лет назад борьбу за серебряную салатницу вели Луи ван Гаал (на тот момент – 59 лет), Феликс Магат (57) и Юпп Хайнкес (65) во главе Баварии, Шальке и Байера, и главными критериями успешности тренера считались опыт и авторитет. Немало обозревателей позволяли себе насмешливые и колкие замечания в адрес «модернизаторов» и «педагогов» Клоппа, Тухеля и Дутта и некоторых других. Но спустя несколько сезонов никто в «вышке» не изъявляет особого желания трудоустроить того же Магата, а патриарх Бундеслиги сверхопытный и успешный Отто Рехагель рассматривается разве что в роли спасителя команды, которая идет строго на вылет. Молодость и дерзость – ключ к успеху? Как же! Торстен Финк, Маркус Баббель, Марио Баслер, Лотар Маттеус – все эти парни выходили на поле в составе Баварии, в то время как Маркус Вайнцирль протирал шорты на банке. Все они довольно молоды и недавно пробовали себя в роли наставника, но об их тренерском таланте пока говорить не приходится.
 
 
Как-то Ули Боровка сказал, что нет тренеров старых и молодых, есть тренеры плохие и хорошие. В определенной степени он был прав – важен не возраст, а квалификация. Ведь не скажешь же, что Хайнкес или ван Гаал не понимают принципов современного футбола, как и не скажешь, что Клоппу или Тухелю неведомы понятия дисциплины и авторитета. Все они – отличные специалисты в своей сфере, тактически подкованные и имеющие конкретное представление об игре. Иначе молодые выпускники футбольных академий, приученные к системной и последовательной работе, попросту не воспринимали бы их всерьез. Однако не заметить омоложение тренерского состава клубов Бундеслиги сложно. Средний возраст специалистов, которые начинали четыре предыдущих сезона у руля клубов БЛ, составляет 47,6 лет, в то время как средний возраст тренеров клубов немецкой вышки на данный момент составляет 46,4 года. Если же брать в расчет только немецких тренеров БЛ, то они еще моложе – 44,6 года.
 
 
В первую очередь, заслуга в этом принадлежит достижению поколения Клоппа, Тухеля и Рангника. В Германии они были первыми из тех, кто внимательно и жадно изучал футбол, в который играют за пределами страны. Придя на замену старому поколению, для которого зачастую работа сводилась к проведению тренировок, выбору состава и мотивационной речи перед матчем, они могли научить игроков чему-нибудь новенькому. Сейчас все рационально мыслящие руководители ищут именно таких «футбольных учителей», умеющих воспитывать молодых игроков, ставящих им игру. В условиях финансового фэйр-плей, к которому в Германии относятся довольно серьезно, это стало отличным выходом из критических ситуаций определенного характера.
 
Клубы приглашают к работе со своими молодежными командами тренеров, которые готовятся к получению или уже получили тренерскую лицензию высшего уровня, что молодые специалисты приобретают в случае успешного прохождения 44-недельного курса в Академии имени Хеннеса Вайсвайлера, высшем образовательном учреждении, действующем под эгидой Немецкого футбольного союза. Когда посреди сезона у команды намечается серьезный игровой кризис, и главный тренер уходит в отставку либо же покидает клуб по другим причинам, менеджеру не обязательно метаться в поисках нового специалиста. Он может до конца сезона или же в качестве и.о. пригласить на эту должность «воспитателя» из молодежки, с которым, в случае успеха  эксперимента, можно будет заключить постоянный или продлить действующий контракт.
 
Еще одним преимуществом такого хода является то, что, в отличие от тренера извне, свой парень не станет сразу же требовать новых трансферов. Он, при надобности, подтянет из дубля своих же ребят, которым уже знакома футбольная философия этого наставника. Маркус Вайнцирль принадлежит к 57-му выпуску Академии, который стал, пожалуй, самым сильным за последние годы. Вместе с тренером Аугсбурга занятия в сезоне 2010/11 среди прочих посещали Маркус Гисдоль, Саша Левандовски, Томас Шнайдер и Михаэль Визингер. Гисдоль, напомним, принял Хоффенхайм в концовке прошлого сезона, когда «пациент был скорее мертв, чем жив». Ему удалось не только спасти команду от вылета, но и привить ей привлекательный атакующий стиль, который стал узнаваемым буквально за полсезона.
 
Саша Левандовски смастерил нынешний леверкузенский Байер, и, возможно, успешно продолжил бы работу с первой командой, но не выдержал давления со стороны прессы. Михаэль Визингер год назад принял Нюрнберг после неожиданного ухода Дитера Хекинга, и провел с франконцами девятиматчевую беспроигрышную серию, за два месяца превратив борца за выживание в претендента на место в зоне еврокубков. Томас Шнайдер принял Штутгарт в начале этого сезона после провального старта команды, который стоил работы главному тренеру Бруно Лаббадии. До прихода Шнайдера швабы потерпели три поражения в трех первых турах, а в последующих восьми турах проиграли лишь однажды.
 
Шнайдер и Гисдоль, прежде чем стать главными тренерами, на протяжении двух лет работали тренерами молодежных команд Штутгарта и Хоффенхайма соответственно. Им, естественно, были хорошо известны возможности воспитанников клуба. И ведь эта практика не нова. Вспомним, что, Томас Тухель, к примеру, до назначения главным тренером Майнца, на протяжении сезона тренировал дубль Карнавальщиков, как и Торстен Либеркнехт, превративший аутсайдера третьего дивизиона брауншвейгский Айнтрахт в участника Бундеслиги. Кристиан Штрайх принимал кризисный Фрайбург после 17(!) лет работы с различными молодежными командами баденцев.
 
При этом управленческий стиль этих специалистов не особо отличается от корифеев типа Хайнкеса или ван Гаала. Несмотря на присущую многим из них коммуникабельность и приветливость, они не позволяют обсуждать свои, подчас непопулярные, решения. А ведь многие из них сами никогда и не играли на высшем уровне. Гисдоль, Клопп, Тухель, Дутт, как и их коллега Вайнцирль, так и не удостоились участия в матче Бундеслиги. Штрайх провел в вышке всего десяток матчей, Либеркнехт – тринадцать. Все они – востребованные специалисты, в то время как обладатель Золотого мяча Лотар Маттеус никак не может трудоустроиться, хотя едва ли не после каждой отставки спешит заявить: я готов!
 
Но после увольнения Лаббадии или Финка телефон Маттеуса, равно как и телефоны его коллег Долля, Скиббе, Аугенталлера и других, молчали. Еще недавно фамилии этих ребят всплывали в каждой дискуссии по поводу нового тренерского увольнения, но они пропустили некий рывок в развитии своего ремесла. Еще несколько лет назад выводивший Байер в Лигу чемпионов Клаус Аугенталлер или добившийся права участия в еврокубках уже во второй сезон у руля Вольфсбурга Вольфганг Вольф считались довольно успешными наставниками. Однако теперь клубы требуют от своих тренеров чего-то большего. Им нужна игровая концепция, умение выводить талантливых молодых игроков на более высокий уровень. На фоне Юргена Клоппа или Йоахима Лёва они выглядят пережитками прошлого.
 
Вот только пока не все клубы (читай, их руководители) готовы одарить молодого тренера не только шансом, но также доверием и временем. Нюрнберг погнал Визингера после неудачного начала сезона. Гамбург, расставшись с Финком, снова «играет в Баварию», непременно желая тренера с именем. А вот в Шальке, хотя и демонстрируют терпение и силу воли, похоже, не совсем правильно поняли суть идеи. Однако все мечтают когда-нибудь найти своего Клоппа или Тухеля.