Ничего, они достаточно хороши, чтобы истыкать их копьями; пушечное мясо, пушечное мясо. Яму они заполнят не хуже лучших. Смертные люди, братец, смертные люди!

Уильям Шекспир, «Генрих IV»

Каждый футбольный сезон нормального чемпионата большая часть команд ведет борьбу за статус клуба: одни стремятся к повышению в классе, другие просто хотят сохранить прописку в определенном дивизионе на следующий год. Понижение в классе – это сильнейший статусный кризис в футболе, поэтому даже те болельщики Гамбурга, которые считали, что вылет может каким-то катарсическим образом помочь клубу, во время переходных матчей молили футбольного бога спасти их заблудший клуб. Страх вылета – один из первичных инстинктов человека футбольного, для которого нет большего позора. Потеря статуса обычно настолько тяжела, что очень часто заканчивается жертвоприношением в виде увольнения главного тренера или даже спортивного директора клуба.

Но в Бундеслиге время от времени появляются клубы, для которых эти процессы проходят практически безболезненно. Их команды списывают со счетов с самого начала сезона, и почти весь год они прозябают в зоне вылета. Как пассажиры поезда, которым не нашлось места в купе, и они теснятся в коридоре, пока их не вытолкают на следующей остановке. Если два года назад явным «лишним» пассажиром с начала и до конца сезона был Фюрт, то в прошедшем сезоне эту роль, хотя и чуть более успешно, выполнял Брауншвейг. И ведь о возможности отставки тренера Львов Торстена Либеркнехта даже и речи не шло, наоборот – думали, как бы удержать. Потому что знали свое место.

По сути, неожиданный выход в Бундеслигу и есть главным достижением Падерборна за всю его историю.

Спустя несколько месяцев Бундеслига предоставит возможность понаблюдать за еще одним диковинным участником, которого можно назвать самым необычным за последнее время. Падерборн, в отличие от Брауншвейга, не был завсегдатаем Бундеслиги в 1970-80-х гг. и, в противоположность Фюрту, не становился чемпионом страны в довоенное время. По сути, неожиданный выход в Бундеслигу и есть главным достижением клуба за всю его историю. До этого наряду с тремя выходами во вторую БЛ болельщикам команды грели душу воспоминания о выходе в 1/8 финала Кубка Германии 2004-го. 

Тогда участник Региональлиги в первом раунде состязания выбил Гамбург со счетом 4:2, уступая 0:2 по ходу игры, после чего обыграл второлиговый Дуйсбург и уступил Фрайбургу лишь в серии послематчевых пенальти. Поскольку Падерборн тогда играл еще на старом Hermann-Löns-Stadion, на котором не было прожекторов, матч начался в 14:00 среды. Клуб сумел найти спонсоров, которые выкупили билеты на игру, и отдали их в распоряжение школам, которые пораньше отпустили детей с уроков, чтобы те поспели на стадион к началу матча. Как следствие, из 10 000 зрителей на трибунах 8 000 составляли школьники. Приезжие болельщики Фрайбурга в ответ на кричалки местных весь матч скандировали «Детский хор! Детский хор!».

Впервые скромный клуб гостил во второй Бундеслиге в 1982 году, но если вы взглянете турнирную таблицу чемпионата тех времен, этот SC Paderborn 07 вы в ней не найдете. Как и многие другие немецкие клубы, Падерборн прошел ряд слияний и переименований. Тогда в профи выбился еще более скромный Шльосс Нойхаус из одного из районов города Падерборна. Та команда, за которую играл папа Матса Хуммельса Херманн, мягко говоря, и так прыгнула выше головы, так что спустя сезон успешно свалилась в низший дивизион. С целью укрепления позиций и возвращения во вторую лигу в 1985-м они объединились с местными соперниками из Paderborn FC в TuS Paderborn-Neuhaus, который лишь в 1997-м приобрел нынешнее название SC Paderborn 07.

143-тысячный Падерборн находится приблизительно в 50-ти километрах на юг от Билефельда и в 100 км на восток от Дортмунда. Местные болельщики, когда хотят сходить на футбол, едут посмотреть на Билефельд, рурские команды или даже третьелиговый Оснабрюк. А тем, кто остается, город предлагает множество альтернативных спортивных развлечений. Ведь здесь есть и 1. BGC Paderborn (минигольф), и SSV St. Hubertus Elsen (стрельба), и многократный чемпион страны по бейсболу Paderborn Untouchables, не говоря уже о семикратном победителе Лиги чемпионов по сквошу Paderborner Squash Club. 

Низкий уровень заинтересованности местных в своем футбольном клубе привел к тому, что во времена Региональлиги команда играла при нескольких сотнях болельщиков, да и со времен подъема во вторую лигу статистика посещаемости Падерборна всегда была одной из худших в чемпионате. Вернулся клуб во вторую лигу лишь спустя двадцать лет после того самого слияния, в 2005-м. Спустя еще два года клуб открыл новенькую Benteler-Arena на 15 000 человек (естественно, самый маленький среди клубов БЛ), при которой есть стоянка для 2000 велосипедов (неожиданно, самая большая среди клубов БЛ). Однако, к примеру, аншлаг на домашней игре против Санкт-Паули в конце 2011-го был лишь третьим за три года после открытия. Напомним, что в городе 143 тысячи населения, что больше, чем в Хоффенхайме и Вольфсбурге и лишь немногим меньше, чем в Леверкузене.

Правда, в подъемном сезоне оствестфальцы чуть больше заинтересовались игрой своей команды, и теперь на матчи в среднем приходит около 11-ти тысяч человек. Спортивный директор этого немецкого аналога английского Уигана Михаэль Борн не спешит критиковать болельщиков, поскольку помнит времена, когда команда играла при восьмистах зрителях, а единственными электроприборами в офисе клуба были шредер и пишущая машинка. К слову, из-за жалоб местных жителей, клубу запрещено проводить какие-либо мероприятия после 22:00 часов, поэтому в пятничных матчах следующего сезона мы Падерборн не увидим.

Накануне сезона 2011/12 немецкое издание kicker на своем веб-сайте провело опрос, согласно которому большинство определило Падерборн на последнюю строчку в турнирной таблице второй лиги. Однако болельщики немного обсчитались, поскольку Падерборн в том сезоне едва не стал автором главной сенсации. В последнем туре победы на поле Санкт-Паули им хватало для того, чтобы сыграть в переходных матчах с Гертой, однако тогда еще команда Роджера Шмидта была бита Пиратами со счетом 0:5. Шмидт после этого поехал в Зальцбург тренировать Ред Булл, а в следующем сезоне БЛ встретится со своей бывшей командой в качестве главного тренера леверкузенского Байера. В том сезоне у Падерборна был самый низкий командный оклад в дивизионе – 5 млн евро.

Хотя нынешний президент клуба Вильфрид Финке и является владельцем крупной сети мебельных магазинов, даже в прошедшем сезоне на зарплаты своим игрокам Падерборн тратил около семи миллионов евро в год – второй показатель снизу. Даже известные «нуждающиеся» Бохум и Энерги тратили на свою команду больше. В новом сезоне эту сумму планируется увеличить «аж» до 15 млн. Для сравнения: некоторые игроки Баварии, такие, как Бастиан Швайнштайгер или Филипп Лам, получают 10 млн евро ежегодно в качестве зарплаты. Также у Падерборна одна из самых молодых команд чемпионата, средний возраст игроков которой в начале прошлого сезона составлял 23,7 лет. А самый дорогой игрок команды, голландец Рик тен Ворде, обошелся клубу в 200 тысяч евро.

Падерборн в следующем сезоне станет всего лишь очередным пассажиром, или, словами Шекспира, пушечным мясом.

Казалось бы, такой клуб мог выйти в Бундеслигу только благодаря невероятному везению. «Но дело не только в везении, — говорит легенда клуба 33-летний Маркус Крёше, — и не только в волне эйфории. Мы играем в качественный футбол. К тому же над нами ничего не довлело, у нас не было необходимости подниматься в Бундеслигу». Эта расслабленность может быть причиной, по которой Падерборн так активно набирал очки во втором круге прошедшего сезона, а также был наряду с Фюртом лучшим атакующим коллективом лиги.

Капитан Крёше, кстати, за последние 13 лет провел в составе Падерборна 350 матчей и пережил с ним и выход во вторую лигу, и вылет в третью, и победу в Кубке Вестфалии и ту самую серию в Кубке Германии в 2004-м. Теперь ветеран, который в 2007-м был избран в сборную века по версии болельщиков клуба, помог ей впервые подняться в Бундеслигу. Вот только в высшем дивизионе немецкого футбола ему сыграть не суждено, ведь этим летом он завершает карьеру. «Нужно всегда уходить на высокой ноте», — говорит Крёше. 

Возможно, он прав, и эта точка станет высшим достижением клуба. Возможно, Падерборн в следующем сезоне станет всего лишь очередным пассажиром, или, словами Шекспира, пушечным мясом. Но кто знает, может, их лихости и легкости от отсутствия обязательств будет как раз достаточно, чтобы стать новым Аугсбургом или Майнцем.