За тур до финиша сезона в Бундеслиге Штутгарт и Гамбург рискуют вылететь в низший дивизион.
14 июля 1975 года на Некарштадионе в Штутгарте царило близкое к траурному настроение, и даже победа местной команды над Рот-Вайсс из Эссена не смогла его скрасить. Еще до матча было известно, что Штутгарт впервые (и пока что в единственный раз) покидает Бундеслигу, и всего пять тысяч зрителей пришли попрощаться с высшим дивизионом вместе с командой, в пять раз меньше обычного.
Но несмотря на то, что следующий сезон в спортивном плане стал, возможно, худшим в истории клуба – швабы заняли лишь одиннадцатую строчку во второй лиге, а домашнее поражение от Ройтлингера, к примеру, лицезрели всего 1200 болельщиков, – тот вылет в итоге назовут едва ли не целительным. Ведь спустя два года швабы стильно вернулись в Бундеслигу, в 38-ми играх наколотив в ворота соперников 100 мячей, 22 из которых провел некто Оттмар Хитцфельд.
Считается, что в критический момент руководство клуба вынуждено принимать радикальные, но эффективные меры. Как сказал после вылета тогдашний наставник Штутгарта Альберт Зинг, «нужно клубные кабинеты серой окурить и выдавить все нарывы». Катартический опыт второй лиги настолько хорошо подействовал на швабов, что они с ходу заняли четвертую строчку чемпионата, квалифицировавшись в Кубок УЕФА, а шесть из восьми последующих сезонов завершали в топ-пятерке.
Правда, в начале этого года появились факты, свидетельствующие о других причинах чудесного воскрешения. Специальная комиссия по расследованию использования анаболических средств в спорте при Университете Фрайбурга заявила, что имеет в своем распоряжении неопровержимые доказательства того, что «между 1975-м и 1980-м годами» игроки Штутгарта и Фрайбурга использовали стероиды «систематически» и в «больших количествах».
Однако нельзя отрицать и тот факт, что в те годы в составе швабов было немало хороших игроков уровня Ханси Мюллера, Карла Аллгёвера или Дитера Хёнесса. В последующие тридцать лет Штутгарт трижды возьмет серебряную салатницу, дважды выйдет в финал еврокубка и воспитает немало игроков для Бундестим, в том числе и чемпионов мира и Европы.
Идея о том, что вылет команды из Бундеслиги может иметь полезные последствия в долгосрочной перспективе обычно популярна среди болельщиков больших или еще недавно успешных клубов, которые по разным причинам переживают не самые лучшие дни. В этом сезоне с подобными мыслями заигрывали отчаявшиеся фанаты в Бремене, Гамбурге и Штутгарте. Но на самом деле покидать вышку не хочет никто, и чем дольше тебе удалось здесь продержаться, тем болезненнее воспримется падение. С высоко поднятой головой Бундеслигу в этот раз может себе позволить покинуть лишь маленький, но бойкий Падерборн.
Идея очищения второй лигой – это лишь замаскированная надежда на быстрое возвращение, после которого все должно пойти на поправку. Менеджеры перестанут совершать бестолковые трансферы, клуб расплатится с долгами, а в первой команде заиграют доморощенные таланты. Такие истории все еще случаются время от времени, подпитывая надежды фанатов. Что-то подобное, только без понижения в классе, случилось с Вердером прямо по ходу завершающегося сезона. Но реалии современного немецкого футбола таковы, что вернуться «оттуда» может быть не так просто. Даже большому клубу со славным прошлым. И дело здесь не только в трудностях с привлечением спонсоров и качественных игроков.
Когда Штутгарт выигрывал чемпионский титул восемь лет назад, пять маленьких клубов, находящихся в радиусе 80-ти км от города, играли в низших лигах или же на полулюбительском уровне. Это Аален, Зандхаузен, Хайденхайм, Зонненхоф Гроссашпах и, конечно же, Хоффенхайм. К этому времени все они стали профессиональными. Хоффенхайм завершает уже свой шестой сезон в Бундеслиге и второй год кряду спокойно занимает место в середине таблицы, в то время как швабы половину сезона ошиваются в зоне вылета. Еще три клуба играют во второй лиге, и один – в третьей.
Если увеличить радиус еще на полсотни километров, то в окружность войдет не только Аугсбург, второй год кряду сражающийся за место в зоне ЛЕ при относительно скромном бюджете, но и немного подзабытые Карлсруэ с Дармштадтом, претендующие на выход в Бундеслигу. И если некоторые регионы Германии, в частности Рур и Рейнская область, традиционно имели внушительное представительство в немецком профессиональном футболе, Штутгарт на протяжении десятилетий гигантом возвышался над окружающей территорией. Некоторое время угрозой доминированию южан были их соседи из Штутгартер Киккерс, но их звездное время минуло более века назад, а за последние четверть столетия они лишь дважды на сезон заглядывали в БЛ.
При этом швабы обитают в шестом по величине городе страны, центре одного из богатейших и экономически мощных регионов Германии. Тут был изобретен автомобиль и здесь же находятся центральные офисы Даймлер Мерседес Бенц и Порше, а поблизости – штаб-квартира известного производителя бытовой техники Бош. На юге Штутгарт всегда был главным конкурентом Баварии, и все не-болельщики мюнхенцев так или иначе симпатизировали швабам.
На матчи команды съезжались болельщики со всего региона, это первое по количеству зрителей противостояние в истории БЛ. Даже несколько лет назад, едя на матчи Штутгарта, я встречал выходцев из Баден-Вюртемберга, которые собирались практически со всех уголков страны поддержать команду, на матчи которой они ходили в детстве, за руку с отцом.
Но сейчас это преимущество практически упущено, а то время кажется очень далеким. Штутгарт окружен рядом клубов поменьше, но поосмотрительнее или же поудачливее. В интервью швабскому изданию Südwest Presse мер Штутгарта по вопросам культуры и спорта Сюзанне Айзенманн сказала, что «вылет команды станет катастрофой» для города, потому что тогда у Штутгарта «будут проблемы с видимостью».
То, чего опасается фрау Айзенманн, происходит с городами и клубами по всей стране. Возьмем, к примеру, Ингольштадт, находящийся практически посередине между Мюнхеном и Нюрнбергом. Маленький старинный городок вмещает штаб-квартиры Медиа-Маркт и Ауди – детищем последних во многом и является местный клуб. Пока их именитые соседи из Мюнхен 1860 и Нюрнберга прозябают, полузабытые, во второй лиге, Ингольштад заслужил право участвовать в следующем розыгрыше Бундеслиги.
В составе того же Хоффенхайма играют немецкие и бразильские сборники, в то время как их более богатые традициями и историей соседи из Вальдхоф Маннхайм – скучные середняки юго-западной региональной лиги. Фанаты Арминии украшали своими песнями и перформансами матчи третьего дивизиона, а в 25-ти км от Билефельда Падерборн принимал на своем стадионе-крошке Баварию и Дортмунд.
Нельзя не вспомнить и про РБ Лейпциг, который в ближайшие парочку сезонов наверняка сыграет в Бундеслиге. В то же время другие, еще недавно намного более известные клубы города, такие, как лейпцигский Локомотив, когда-то игравший в финале КОК против Аякса ван Бастена, Райкаарда и Бергкампа, влачат жалкое существование.
Так называемые «традиционалисты» немецкого футбола презирают нуворишей и критикуют последние тенденции местного футбола. Кое в чем они правы. Матчи тех же Гамбурга, Вердера и Штутгарта регулярно посещают немало иностранцев – потому что эти клубы, со своей более чем вековой историей, легендами и известными личностями, являются достопримечательностями не только самих городов-хостов, но и всей страны. Их фан-клубы можно найти даже в Англии и США.
В то же время вряд ли Ингольштадт, Зинсхайм или Лейпциг имеют шанс когда-нибудь заслужить звание новой футбольной Мекки. Хоффе уже успел обосноваться в БЛ, но помимо болельщиков из округи и «пассажиров» из близлежащих городков, до него практически никому нет дела. Вылетят – ну и бес с ними. Но и им плевать по чьим трупам взбираться на желанный верх.
Сам факт существования всех этих баловней судьбы и их финансовые преимущества не могут послужить оправданием громилам наподобие Штутгарта или Гамбурга. Хотя бы потому, что карлики из Зандхаузена и Хайденхайма своим прогрессом обязаны отнюдь не богатому папеньке. И если восточно-немецкие клубы часто не могут найти спонсорскую поддержку в силу экономической слабости своего региона, то для Штутгарта с Гамбургом это не может быть отговоркой.
Допустив однажды несколько ошибок, они попытались как можно быстрее исправить ситуацию, но в спешке совершали просчет за просчетом. Там, где еще вчера оплакивали непопадание в еврокубки, сегодня молятся на невылет. Вероятно, статус вчерашнего гранда также висит бременем, которое пора сбросить. Смешно, когда, несмотря на очевидный финансовый и спортивный кризис, ты начинаешь сезон мечтами о Лиге чемпионов.
В Гамбурге, как и Штутгарте, на протяжении всего прошлого года активно обсуждали отделение футбольного подразделения клуба в частное предприятие с целью продажи акций и привлечению инвестиций. Возможно, это поможет решить часть проблем.
Но вероятно со всем этим одному из этих клубов, а может быть, и обоим придется разбираться уже в статусе клуба второй лиги. А насколько тяжело открыть крышку гроба, толкая ее мизинцем, да к тому же если на нее уже кто-то уселся, можно посудить по примеру тех же Нюрнберга и Мюнхена 1860. Трясина может и не отпустить так просто, а допинг-контроль нынче не в пример жестче, чем в 1970-х.