Любое крупное спортивное соревнование имеет свою символику. Маскот должен соответствовать той стране, в которой проводится турнир, и выражать некие ментальные характеристики ее жителей. Тем не менее, зачастую символы подбираются откровенно неудачно.

Маскот ("приносящий удачу", фр.) давно уже стал символом как повседневной жизни, так и жизни спортивной. Маскотов используют корпорации и сообщества, бренды и турниры. В спорте маскоты являются важной составной частью болельщицкой страты и символизируют собой единение фанатов и команды. Например, в НХЛ продвижение таких маскотов как осьминог Эл (Детройт Ред Уингз), пингвин Айсбург (Питтсбург Пингвинз), дьявол Эн-Джей (Нью-Джерси Девилз) или Эс-Джей Шарки (Сан-Хосе Шаркс) обеспечивают им всенародную любовь и повседневное узнавание, что создает отличные показатели как для клубного бренда, так и для клубной казны.

Но в футболе все иначе. Командные маскоты не столь популярны, как их аналоги из хоккея или баскетбола в Северной Америке, а маскоты турниров зачастую откровенно неудачны.

Задолбавшие близнецы

На чемпионатах мира по футболу первый маскот появился в 1966 году, когда телезрители всего мира могли увидеть футбольные баталии в цвете. Талисманом стал полюбившийся львенок Вилли, жонглировавший мячом в футболке с надписью "World Cup".

Но в 1974 году немцы попросту скопировали талисман-1970 (мексиканский мальчик Хуанито в сомбреро), придали ему тевтонскую внешность и умножили на два – так появились Тип и Топ. Коммерчески они были успешны (продукцию с Типом и Топом раскупили на 7 млн марок), но оригинальной идеей тут совсем и не пахло. Но самое страшное – нашествие ужасных близнецов только начиналось.

Оргкомитет Евро-2008 заказал своего маскота у Rainbow Productions и Warner Bros – по-настоящему серьезных компаний. Однако они представили Трикса и Фликса – совершенно непонятных существ, не пользовавшихся особенной популярностью. Через четыре года ситуация пугающе повторилась: оргкомитет Евро-2012 сделал заказ у контор Rainbow Productions и Warner Bros, а те… снова сделали близнецов!

На этот раз оргкомитет подвергся яростной критике, поскольку, по мнению всех присутствующих, маскоты чемпионата Европы в Польше и Украине – Славек и Славко, просто-напросто являлись копией ирландского поп-дуэта Jedward, состоящего из Джона и Эдварда Граймсов. Естественно, что мужской фанатский мир с трудом воспринимал символы, срисованные с прилизанных попсовиков. В конце концов, целевая аудитория Евро – это не 12-летние девочки.   


План RAI из открытого космоса

Малозабивной, как и полагается для Италии, мундиаль–1990 был отмечен многими телевизионными инновациями, введенными телекомпанией RAI. Так, на экране появлялись цифры, показывающие расстояние до ворот, высчитывалась сила удара, и так далее. Естественно, маскот итальянского чемпионата мира должен был соответствовать духу нового, в цифровом отношении, времени. Так на свет появился Чао – странное существо, наномутант, напоминавший смесь кубика Рубика (в разобранном состоянии) и футбольного мяча. При всем при этом, крайне необычные для футбольного мира формы Чао вызывали в болельщицкой среде (особенно детской) пугающую реакцию, ощущение близкого столкновения с Чужим из культового фильма Ридли Скотта.

Кроме всего прочего, Чао еще и самым страшным образом двигался – сами понимаем, какая в ту пору была графика. На одной из презентаций, Чао терял свою голову – футбольный мяч, после чего начинал ей жонглировать. Этот ролик, в силу его пугающего эффекта, телезрителям решили не демонстрировать.


 

Космические мутанты продолжают атаку

Азиатский мундиаль оказался одним из самых скандальных спортивных мероприятий в истории футбола, и его маскоты не стали исключением.

Если Чао пугал весь честной народ в одиночку, то инопланетяне Атмо, Каз и Ник осуществляли сенсационный саспенс уже втроем. Согласно легендарной версии, они прибыли на Землю, являясь посланниками неизвестной цивилизации, в которой была широко популярна игра, похожая на футбол, но непосредственно им не являющаяся – атмобол.

Так как Атмо, Каз и Ник не пользовались особенной популярностью среди болельщиков, то оргкомитет ЧМ-2002, хорошо помня, насколько важен в Японии и Южной Корее институт семьи, придал жизни своих маскотов новые подробности – оказывается, все они являлись родственниками, правда, непонятно, кто кому кем конкретно приходился и по какой именно родственной линии проходил.

Тем не менее, тесные патриархальные отношения между игроками в космический атмобол тоже не добавили им привлекательности в среде потенциальных покупателей. Отношение к Атмо, Казу и Нику осталось прежним – как к малопонятным и маловразумительным пришельцам, дислоцированными на Землю с непонятными целями. Коммерческий провал таинственной троице был обеспечен еще до начала мундиаля.   


Неприкрытый эксгибиционизм

У немцев уже был как очень неудачный маскот (Тип и Топ на ЧМ-1974), так и максимально полюбившийся (реактивный мультяшный красавец, серый кролик Берни на Евро-1988). Перед мундиалем-2006 большинство жителей Германии выступали за то, чтобы придать Берни новую жизнь: им хотелось, чтобы веселый кролик с напульсниками на руках и повязкой на голове теперь олицетворял собой не только европейское первенство, но и мировой форум.
Но организационный комитет, к сожалению, решил иначе.

Маскотом немецкого мундиаля стал лев Голео VI, чье имя стало производным от слов "гол" и "Лео", и коему, как царственной особе, был присвоен порядковый номер. Появление льва, традиционного символа исторического немецкого противника – сборной Англии, имеющей прозвище "Команда Трех Львов", вызвало крайне неоднозначную реакцию, как в самой Германии, так и в Англии. "Они взяли нашего маскота!" — говорили в Англии, тогда как на немецкой земле не понимали, почему германское мировое первенство должно использовать символику "проклятых бриттов".

Еще большую критику вызвал внешний облик Голео VI – он облачался в майку, но ниже пояса одежды у него не было никакой – ни шорт, ни брюк, ни трусов. Бюргеры обвинили создателей льва в пропаганде эксгибиционизма, а матери юных футбольных болельщиков отказывались покупать своим драгоценным чадам "этого льва-извращенца". Кроме того, компаньоном Голео VI являлся Пилле – футбольный мяч со странными глазами и похабной улыбкой.

Голео VI и Пилле стали самым большим коммерческим провалом в среде маскотов: в 2006 году компания NICI, разработавшая двух этих персонажей, заявила о банкротстве.

Алекс Маннанов, Football.ua