- Сейчас, по прошествии времени, понимаете, почему Динамо дважды проиграло Рубину?

- Это связано с нашей скомканной подготовкой к сезону. Самой большой проблемой стало наличие трех групп. Одни закончили сезон 28 - 29 мая и побывали в нормальном 18-дневном отпуске. Другим, кого в июне вызывали в национальные команды, мы сдвинули дату выхода с каникул, но отдыхали они все равно 12 дней. А у молодых, ездивших в составе сборной Украины на молодежный чемпионат Европы, вообще была всего неделя.

Победный матч за Суперкубок против Шахтера провели на свежести, на очень хорошем уровне. А вот к встрече с Рубином поплыли физически. Разнобой при подготовке не мог не сказаться.

- Неужели ничего нельзя было поделать?

- Один путь видел, но посчитал его слишком рискованным. В дальнейшем могли совсем провалиться.

- Какой путь?

- Оставить игроков сборных совсем без отпуска. Но ведь их 10 человек, они составляют костяк! Физики на первое время, может, и хватило бы, но психологически потом бы точно не потянули. Считаю, что поступил правильно.

Рубин - на европейском уровне несколько более опытная команда, чем мы. Может, и некрасиво играет, но у казанцев подобралась группа футболистов, которые знают от и до, как достичь результата. Тем не менее не считаю, что против нас они играли в качественный футбол. В поражении мы виноваты сами. Пропустили дома на первых минутах глупый первый мяч, который шокировал команду. У нас пока нет психологической стабильности. После этого гола потеряли уверенность.

- Когда вы в первый раз возглавляли Динамо, киевские болельщики вас обожали. После Рубина они к вам не охладели?

- Охладели, и болельщиков понять можно. У нас и в команде после этих матчей возникла очень тяжелая психологическая ситуация. Это был большой удар.

- Как же удалось одержать семь побед подряд?

- Во-первых, сказалась максимальная поддержка президента клуба. А внутри команды мы сделали простые вещи. Основной принцип, о котором договорились, - искать проблемы только в себе. Если бы начали обвинять друг друга - пиши пропало.

Каждому следовало как-то изменить свое отношение к тренировочной работе. Изменили - и это позволило нам быстро восстановиться. А долгими собраниями делу не поможешь.

- Уже после матчей с Рубином Динамо продало в казанский клуб одного из лидеров - Романа Еременко. Зачем?

- Еременко был ведущим игроком. Он совершал за матч от 100 до 130 технико-тактических действий, вел игру. Он всегда совершал самый большой объем беговой работы в команде.

С одной стороны, Еременко - потеря. А с другой - нужно учитывать интересы клуба. Тратятся деньги на приобретения, но Динамо должно что-то и получать от трансферов! Еременко в свое время куплен за 4 миллиона евро, а продали его, по-моему, за 13,5 миллиона. То есть за 19 миллионов долларов! Для Динамо это правильное решение, которое я тоже поддержал. Мы неоднократно разговаривали с Игорем Михайловичем на эту тему. После продажи Шевченко в Милан это, наверное, второй по сумме трансфер в истории киевского Динамо!

- То есть, будь предложение Рубина меньше...

- ...не думаю, что президент его бы рассмотрел. Он Еременко любил. Роман - замечательный парень.

На решение футболиста повлияли и предложенный ему личный контракт, и тот факт, что Рубин также пригласил его брата Алексея. Наш клуб отнесся к ситуации по-человечески. Можно было просто не отпустить. Контракт у Еременко, по-моему, истекал только через два года. Но он сам попросил о переходе. Большую роль сыграли не только деньги, но и его желание.

- Еременко пришел сперва к вам или к Суркису?

- В первую очередь к президенту, потом - ко мне.

- Станет ли Рубин сильнее с приобретением Еременко-младшего?

- В Европе сейчас немного опорных хавбеков такого уровня. Но Рубин - специфическая команда. Все футболисты должны соблюдать определенную игровую дисциплину. Как это отразится на Еременко, предсказать не берусь.

- Но ведь Курбан Бердыев в этом году пытается перестроить игру команды на более комбинационную и атакующую. Или вам кажется, что эти попытки завершены?

- Не думаю. Он выбрал правильное направление. Но нужны исполнители. Когда-то Спартак играл в такой футбол, к которому сейчас стремится Рубин. Помню, все критиковали красно-белых. Говорили: что, мол, это такое - этот спартаковский футбол? А оказалось, начиная с Бескова и продолжая Романцевым, это были зачатки того футбола, в который играет сейчас Барселона. Вопрос в том, что у Барсы есть игроки, которые могут внутри штрафной собрать десять на десять - и все равно разобраться. У Рубина таких исполнителей нет. Хотя завтра, возможно, они появятся. А команда уже будет готова к трансформации.

- Вы ведь и сами в свое время исповедовали силовой футбол, а потом перешли к комбинационному.

- Такие были игроки! В Локомотиве той поры не хватало футболистов с тонким понимаем игры, вроде Черенкова и Гаврилова. Мы брали тех, кто никому больше не подходил, и отталкивались от их лучших качеств. А оборону выстроить легче, чем атаку. Сейчас направление другое, и оно - самое перспективное. В Динамо собраны как раз тонкие игроки. Проблема в недостатке таких же искусных завершителей. Найдем форварда, способного хладнокровно разбираться в концовке, - еще прибавим.

- А как относитесь к схеме с пятью защитниками, которая в последнее время получила большую популярность? После того как Бердыев вас обыграл, в России ее стали использовать многие.

- Думаю, это временное явление. Очень временное. У кого-то выбор схемы обусловлен исполнителями, которые в конкретный момент есть в наличии. Или ну очень нужно не проиграть. Но я считаю, что это тактика из прошлого. Локомотив в свое время ее использовал, но времена меняются. Мне она сегодня не импонирует. Полагаю, что будущего у нее нет. От обороны можно сыграть один-два раза, но чемпионом с ее помощью не стать.

- Со Сток Сити Алиев и в перекладину попал, и несколько раз мощно в створ пробил. А в матчах с Рубином провел в общей сложности пять минут... Это на нем так отражалась свистопляска вокруг перехода из Локо?

- Саша очень долго набирал форму после простоя. С ноября по май выходил на поле считаные разы. Как бы ты ни тренировался индивидуально, невозможно поймать игровой ритм, если у тебя нет практики. А предоставить ее из-за высочайшей конкуренции мы не могли. Только сейчас мы видим процентов на 90 прежнего Алиева.

Есть один железный показатель его состояния. Если Алиев бьет, если идут штрафные - значит он в хорошей физической форме. Раньше как было: если Алиев устанавливал мяч для пробития штрафного, я чувствовал - забьет обязательно! А сейчас такого нет. Ноги не те, глазомер немножко дает сбой. Вернуть прежнюю форму можно только играя. Ни один тренер по физподготовке тут не поможет.

Алиев уже провел серию матчей. Была очень хорошая игра с Днепром, где он сделал две голевые передачи. Алиев уже готов, но конкуренция не позволяет ему проводить все встречи в стартовом составе. Молодой Гармаш тоже должен играть, ведь он будущее Динамо.

- Как прокомментируете слухи о загуле Алиева и Милевского незадолго до матчей с Рубином?

- Загул - слишком грубое слово. В Киеве, если ты появился в ночном клубе или баре, об этом обязательно узнает президент. Они могли и не быть сильно выпивши. Молодые ребята просто погуляли на дискотеке - а большего для появления слухов и не надо! Погулять они могут, но пить-то - не пьют!

Футболисты из прежних поколений могли крепко поддать, а утром прийти в таком состоянии на тренировку. А нынешние - им больше гульнуть, шума наделать, а дел никаких.

- То есть перегара на утренних тренировках вы не ощущали?

- Да такого сейчас и в помине нет!

- Но на штраф футболисты попали?

- Конечно. Президент им выписал громадные штрафы. У нас есть правило - после полуночи футболисты не имеют права появляться в публичных местах.

- Милевского в молодежный состав перед ответным матчем с Рубином вы перевели именно по этой причине?

- Да он просто не готов был! Милевского выбил из игрового ритма перелом кости на руке. Считаю, что он слишком много пропустил. Нужно было выходить на поле, несмотря на травму. Сейчас вот Насри сыграл с аналогичным повреждением: ему на руку надели лонгетку. Ровно неделя с момента травмы прошла! А мы Милевского больше месяца держали…

- Он сам не хотел играть?

- И Милевский боялся, и врачи так рекомендовали. Если бы они сказали: Играй, ничего страшного! - он играл бы. Психология! А когда доктора говорят, что могут возникнуть осложнения - конечно, никто не рискнет!

- В былые годы мнение тренера значило больше, чем позиция врача.

- Сейчас все немного иначе. Игроки вообще стали более независимыми - и от докторов, и от тренеров. У них есть контракт. Играет человек, не играет - а зарплата капает. Не считаю это правильным. Но такова жизнь.

- В матче со Сток Сити приятное впечатление оставил Андрей Шевченко, который много двигался и полезно играл на команду.

- Андрей сейчас в прекрасных кондициях! Многое связано, как ни парадоксально, с его травмой: в августе он сломал челюсть и пропустил почти месяц. За время перерыва похудел (возможно, раньше он слишком много на тренажерах работал, и мышцы были чуть раскачаны), стал более тонко и чувствительно относиться к мячу. У него и до травм была серия хороших игр. Какие великолепные матчи он выдал весной в 1/8 финала против Манчестер Сити! Да и против Бешикташа тоже.

Андрея немного надломила неудача с Брагой, когда его удалили. Но Шевченко - профессионал высшей категории. А самое главное, он все время хочет играть!

- По-вашему, он не завершает карьеру ради домашнего Евро-2012?

- Нет. Ему интересно, он не наигрался, в нем очень много азарта! А попасть на Евро для него - лишь одна из задач. Если продержится до чемпионата Европы в таких же кондициях и с таким же весом, как сейчас, то на турнире не просто выступит, а сыграет блестяще!

Обладатель Золотого мяча без малейших уговоров едет играть в любой город, в любую станицу. Это человек, который уважает свою профессию. Мы с ним согласовываем, конечно: этот матч он играет, а другой пропускает. Тем более что иной раз у Андрея возникают проблемы со спиной. Из-за этого он не едет, если мы несколько часов добираемся до точки назначения на автобусе.

- Вы часто практикуете автобусные переезды?

- Допустим, в Александрию четыре часа добирались. Зачем туда ехать Андрею, если есть риск, что он выпадет на более долгий срок? Но физические кондиции, здоровье у Шевченко потрясающие. И, повторяю, есть азарт.

- Но резкость, конечно, уже не та, что в миланские времена.

- Однако вы видели, как он со Сток Сити два раза так включился, что его догнать никто не мог! Во время игровых упражнений я каждый раз восхищаюсь. Сколько тысяч тренировок он уже в своей жизни провел, у скольких тренеров играл? Но ему по-прежнему интересно. А мне увлекательно работать с ним.

- До вашего прихода игроки выбрали Шевченко капитаном команды, а вы отдали повязку другому ветерану - Шовковскому.

- Поступил так потому, что Шовковский сыграл в Динамо больше всех матчей. У меня такой критерий.

- Вы всегда сами назначали капитана?

- Нет, раньше проводил выборы. А сейчас в связи с тем, что очень много иностранцев, людей с совсем разным менталитетом и пониманием жизни, счел, что назначение капитана нужно брать на себя.

- Шевченко не обиделся?

- Я ему все объяснил, и тогда вопрос был исчерпан.

- То есть первой его реакцией было недоумение?

- Реакция была. И это правильно. Но в личном разговоре прекрасно поняли друг друга. Мы вообще часто беседуем, я часто советуюсь с Андреем. У него можно многое почерпнуть - как об игре, так и о жизни.

- Украинская пресса раздула инцидент, когда он бросил вам резкую фразу во время ответного матча с Рубином.

- Пресса всегда ищет острые ситуации во взаимоотношениях. Особенно когда результат отрицательный. Был обычный рабочий момент. Я такой тренер, что иной раз выхожу к бровке и что-то подсказываю игроку. Ведь ситуация на поле часто меняется.

Прозвучал мой подсказ. Андрей в довольно корректной форме ответил. Смысл фразы такой: Я чувствую и знаю свою позицию. Дайте мне самостоятельно решать! Вот и все. И хорошо, что ответил! Другому бы в одно ухо вошло, из другого - вышло. Промолчал бы и забыл. А Шевченко отреагировал. Кому-то сильно захотелось разжечь конфликт между Семиным и Шевченко, об этом писали первые полосы газет.

Но конфликта с Шевченко у меня быть не может. Мы с Андреем уважаем друг друга. Он личность. Да, во время игры я подсказываю порой грубовато, но за пределами поля за всю свою жизнь не обидел ни одного футболиста, независимо от его ранга. А Шевченко - выдающийся мастер, которого я уважаю и за прошлое, и за настоящее. И как игрока, и как человека.

- Если вспомнить, как порой реагировал на ваши подсказки Вадим Евсеев, то история с Шевченко покажется цветочками...

- Евсеев мог сказать все что угодно! Если бы я к таким вещам относился болезненно, то либо сам бы не работал в Локомотиве, либо Вадим в нем бы не играл. А мы приходили к общему знаменателю, потому что шел нормальный процесс. Оловянных солдатиков в футболе нет.

- Кое-кто из российских журналистов выражал недоумение, почему в домашнем матче с Рубином Шевченко остался в запасе. Сейчас не жалеете о том своем решении?

- Раз проиграли, значит, есть повод для сожаления. Но кто старое помянет… Главное, мы сумели преодолеть последствия того удара.