- Юрий Михайлович, восьмое место Арсенала в турнирной таблице заставляет прошедший сезон занести Канонирам в пассив, но сама игра команды говорит, что пройденный этап можно назвать и успешным... 
 
- Я бы все-таки разделил прошедший чемпионат на две части: до и после всем известных событий, которые случились с нашей командой зимой. Если брать первый круг, в некоторых матчах команда явно недобрала свои очки. А что касается весенней части, то здесь главное, что мы выполнили поставленную перед нами задачу (сохранить место в элите), стабилизировали состав и саму игру, при этом получив и удовлетворение от проделанной работы. 
 
- Насколько больно ударил по коллективу инцидент, случившийся с Арсеналом в Лиге Европы (напомним, что УЕФА аннулировал победу киевлян над словенской Мурой в квалификационном раунде турнира из-за того, что украинцы выпустили на поле дисквалифицированного ранее Эрика Матуку – прим. М.С.)? И сильно ли он сказался на дальнейших выступлениях команды?
 
- Несомненно, безболезненно те события для нас не прошли. На протяжении многих сезонов Арсенал стремился в Европу, а тут такое... Данный конфуз подкосил команду, и в первую очередь — в психологическом плане. Хотя сложно найти однозначный ответ, насколько это повлияло на дальнейшие выступления, ведь команда после этого смогла найти свою игру, добиваться результата, обыграв чемпиона страны — Шахтер... Так что нельзя сказать, что досадный вылет в ЛЕ значительно повлиял на дальнейший ход сезона.
 
- Как профессиональный клуб, выступающий на международной арене, мог допустить такую оплошность?
 
- Не хотелось бы лишний раз искать виновных и указывать на кого-то конкретно. Если клуб стремится выступать в Европе, он должен быть действительно готов к этому. Потому что чемпионат Украины — это одно, а выступления на евроарене — совсем другое. Так что к еврокампании должны быть подготовлены не только футболисты и тренерский штаб, но и остальные соответствующие службы. А в итоге мы, возможно, что-то не предусмотрели, не всегда отдавали себе полный отчет в происходящем. Однако стоит учесть то, что Арсенал тогда дебютировал на международной арене, и в некоторых нюансах разобраться было очень непросто... Так что не хотелось бы вдаваться в конкретику, и скажу, что, наверное, в той ситуации виноваты все мы.
 
- Если вспомнить лучший матч Арсенала в прошедшем сезоне, наверняка нет конкурентов у домашней встречи с Шахтером, когда ваша команда победила 2:0…
 
- Хороших, качественных матчей с осмысленной и содержательной игрой мы провели довольно много. Но триумф над дончами, конечно же, стоит особняком. Обыграть чемпиона, тем более, полностью по делу, значит немало.
 
- Многие до сих пор не могут найти объяснения тому, как подопечные Мирчи Луческу уступили Арсеналу и почему только ему во всех 30-ти матчах?
 
- Думаю, в том поединке проявились многие факторы: определенный настрой, желание добиться успеха в матче с грандом, где-то и Шахтер нас недооценил. Мы очень основательно готовились к той встрече, прошерстили очень много видеоматериала с участием игр Горняков, причем не только в украинском чемпионате, но и в еврокубках. Но самое главное состояло в том, что надо было успешно перестроить психологию ребят, чтобы они поняли: почему бы и нет? Почему мы не можем обыграть эту команду?
 
- Если бы не зимние трудности, команде удалось бы пробиться в Европу?
 
- Знаете, уже не хочется ворошить прошлое и гадать, как бы случилось, будь по-другому.
 
- Тем не менее, положа руку на сердце, можете сказать, не возникало ли у вас мысли, что Арсенал точно канет в Лету? И не приглашали ли вас зимой другие клубы?
 
- Иные варианты с местом работы были, не скрою, но сейчас обсуждать их уже нет никакого смысла. А насчет мыслей, то вера всегда тешит, и только вера в хорошее дает возможность шагать в будущее. Да, тогда мы ожидали чего угодно, но, слава Богу, все разрешилось наилучшим образом.
 
- Наверняка было очень больно наблюдать, как далеко не все верили до последнего и как основной состав буквально уплывал от вас?
 
- В этой ситуации большую роль сыграл человеческий фактор. Помимо футбольной карьеры у ребят есть свои семьи, за которые они несут ответственность. И учитывая то, что особой уверенности в счастливом финале не было, осуждать ребят нет смысла. Они принимали решение, и в первую очередь каждый из них думал о хорошем стабильном будущем, а не о дальнейшем карьерном росте.
 
- А Леонид Кучук мог остаться в команде?
 
- Это уже лучше спросить у самого Леонида Станиславовича. Хотя учитывая тот факт, что он еще в конце первого круга сам написал заявление об отставке, о продолжении его работы в Арсенале вопрос уже, наверное, не стоял. Он твердо принял это решение.
 
- Что вы почерпнули из методов работы Кучука в первую очередь?
 
- Это отношение к работе, когда человек 24 часа в сутки живет футболом, щепетильный подход к тренировочному процессу и к игре каждого соперника, понимание того, что мелочей в нашей работе не бывает. Но самым важным для меня стали познания в проведении тренировок. Здесь я позаимствовал у Леонида Станиславовича очень многое. У него всегда был свой взгляд на ту или иную ситуацию, готовность команды, подбор упражнений и прочие нюансы.
 
- Известно, что Леонид Станиславович проповедовал только короткий и средний пас, полностью исключая из игры длинные передачи. Вы продолжаете соблюдать эту тенденцию?
 
- Очень легко поломать, что уже построено. Да, философию игры я оставил прежнюю, а что касается развития команды и подготовки матчам, то здесь у меня есть свое виденье, и теперь мы пытаемся соединить все хорошее, принесенное Кучуком, с новыми методами.
 
- Почему при Кучуке после каждого матча, независимо от результатов, постоянно менялась тактика и варьировался стартовый состав?
 
- Мы всегда отталкивались именно от игры соперника. Еще за несколько дней до матча (не за один или за два!) мы начинали готовиться к следующему поединку, исходя из тактики оппонента, его сильных и слабых сторон. Отсюда и постоянная ротация состава, и выбор тактической схемы. Ту же линию мы продолжаем и сейчас.
 
- Это объясняет и то, что даже самое стабильное и сыгранное звено любой команды — пара центральных защитников, едва ли не в каждом матче поддавалось трансформации (в 18-ти турах пару центрбеков составляли пять разных дуэтов: Рафаэль-Симоненко, Рафаэль-Гитченко, Гитченко-Симоненко, Гитченко-Матуку, Матуку-Симоненко)?
 
- Да, ведь в каждом клубе нашего чемпионата разные сочетания нападающих. Исходя из этого, нам каждый раз приходилось формировать оборону по-своему, ведь кто-то из защитников обладает лучшей скоростью, кто-то надежно играет вверху, кому-то свойствен хороший первый пас. Поэтому ротации было не избежать, ведь каждый раз приходилось подстраиваться под игру соперника.
 
- В последнее время киевляне отдают предпочтение покупке иностранных защитников (они имеют и больше игрового времени, нежели их украинские коллеги). Чем обусловлен этот факт и неужели для Арсенала является проблемой усилить тыл отечественными исполнителями?
 
- Я бы не был столь категоричным в этом вопросе... В первую очередь мы исходили из того, что есть. И не обращали внимания на гражданство футболиста, если он демонстрирует приличную игру. Украинские футболисты хорошего уровня были, есть и будут. Просто так сложились обстоятельства.
 
- Весной ворота первой команды защищали всего два вратаря — Рева и Сарнавский. Учитывая риск получить травму, а также постоянные вызовы Богдана в сборную Украины, не боялись за надежность поста №1?
 
- Риск есть везде, и, конечно же, хорошо, когда есть резерв. Да, мы учитывали тот факт, что Сарнавский еще очень молод и постоянно будет отлучаться на матчи юношеской национальной команды, однако у нас есть хорошее подрастающее поколение в молодежном составе, тем более нас ждал довольно короткий промежуток времени в 12 матчей. Так что мы были уверены, что двух голкиперов будет достаточно. Да и игра самого Богдана ни разу не заставила задуматься над тем, почему мы зимой не подписали еще одного опытного вратаря.
 
- Если зимой «основа» пополнилась вратарем, тремя защитниками и четырьмя хавбеками, то составить конкуренцию Гоменюку на позиции центрфорварда так никого и не призвали, вследствие чего Владимир отыграл почти во всех матчах весны...
 
- Поскольку у нас на тот момент кроме Гоменюка в нападении могли сыграть Мазилу и молодой Филиппов, мы решили не привлекать новичков этого амплуа. К тому же имелась возможность использовать в атаке Аржанова и Адию. Но в идеале хорошо бы иметь двух-трех нападающих высокого уровня.
 
- Какие дальнейшие перспективы у Мазилу, в прошлом сезоне блиставшего в атаке Арсенала, а в этом сыгравшего всего пять матчей?
 
- Ионуца немало преследовали травмы, и сейчас ему надо пройти длительный процесс восстановления и полностью вернуть былые кондиции. А дальше — посмотрим.
 
- Сейчас у Арсенала семь арендованных исполнителей (Обрадович, Романчук, Мартынюк, Ткачук, Богданов, Шарпар и Пеле). Кого из них хотите оставить в Киеве, а кого намерены отпустить в прежние клубы?
 
- На сегодняшний день по этому вопросу нет никакой конкретики. Это обсуждается и тренерским штабом, и руководством, в общем, процесс идет. А кто останется — пока сложно сказать. Но, честно говоря, я доволен всеми ребятами, которые к нам пришли во время зимнего перерыва. Ни они, ни мы не ошиблись в своем выборе.
 
- Зимние события заставили вас усиленно привлекать в главную команду молодежь, в результате чего на высшем уровне сумели проявить себя Сарнавский, Бушман, Бровко, Филлипов. Есть ли еще ребята, на которых вы рассчитываете уже в ближайшем будущем?
 
- Восемь-девять человек из нашей молодежи, которые уже буквально стучатся в дверь главной команды, постоянно находятся и работают с нами. Ну, а все остальное зависит только от них самих. Чтобы добиться повышения, нужно сделать очень большой шаг и показать свое желание не на словах, а на деле. Но никто не будет мешать им на этом пути.
 
- Вы уже определились с трансферной политикой на это лето? Какие позиции хотелось бы усилить в первую очередь?
 
- Мы работаем в этом направлении, но кто точно нам нужен, пока говорить рано.
 
- Недавно Александр Онищенко озвучил бюджет клуба на следующий сезон (около 12-ти млн). А как насчет точной суммы на трансферные расходы?
 
- Нет, об этом еще не говорилось.
 
- Те же цифры отмечают и не совсем радужные факты, касающиеся Арсенала: уже который сезон Канониры являются самой малопосещаемой командой чемпионата. На вас не довлеет этот фактор и то, что команда не имеет собственного стадиона?
 
- Здесь все зависит от того, как развивается клуб. Если бы Арсенал имел свой стадион, то появилось бы и больше болельщиков. К тому же с фанами нужно работать, так как это делают в Харькове, Днепропетровске, Донецке. Одной хорошей игрой любителей футбола не привлечешь.
 
- А вы лично чувствуете, что играете в Киеве, но не дома?
 
- Да, на определенный момент стадион Динамо стал нам как родной, он очень комфортный и мы очень благодарны одноименному клубу за предоставленную возможность использовать его для своих матчей. Но он называется Динамо, а не Арсенал. И этим все сказано.
 
- Какие перспективы Арсенала в ближайшее время перебраться на свою арену?
 
- Думаю, этот вопрос лучше задать руководству.
 
Максим Сухенко, Football.ua