В Киеве, похоже, Семина приняли, хотя каждого нового тренера этого клуба публика и пресса встречает настороженно. Даже тех, кто когда-то бился в динамовской форме на поле. А Семин для сегодняшнего Киева, как ни крути, иностранный специалист: из России, из Москвы, за киевское Динамо не играл.

О том, что приняли, можно, полагаю, судить по следующим обстоятельствам. Во-первых, доброжелательно относятся люди на улице и приветствуют, когда Юрий Павлович пешочком от дома, в котором ему выделили квартиру – с отличным видом на город, Днепр, Киево-Печерскую лавру – шествует до динамовского стадиона имени Валерия Лобановского. Во-вторых, найден нормальный ритм взаимоотношений с большинством журналистов, смысл и суть работы которых Семин отлично понимает, регулярно участвует в пресс-конференциях и старается обстоятельно отвечать на все вопросы, даже на не самые, мягко говоря, корректные и имеющие отношение к футболу. И, наконец, в Киеве, как и в Москве, к российскому тренеру обращаются одинаково уважительно: Палыч…

Завтра ответный матч со Спартаком, в котором окончательно и определится, кто – киевляне или москвичи – пройдут в групповой турнир основного европейского клубного соревнования.

У меня, признаюсь, сомнений в том, что это будет Динамо, нет. 4:1 в Москве – задел более чем серьезный. Семин же тему продолжения борьбы в Лиге старательно обходит.

– Никогда не следует говорить "гоп", пока не перепрыгнешь, – рассуждает Юрий Павлович. – Ответный матч такой же для нас важный и ответственный, как московский. Сыгран только один тайм. Можете считать, что я говорю банальности, но это так и есть.

– Поскольку за рубежом прежде вы работали только в Новой Зеландии и олимпийскую сборную этой страны в Москву не привозили, то 13 августа, получается, был ваш дебют в Лужниках в роли тренера, приехавшего с иностранной командой. Зарубежный, можно сказать, гость.

– Ни одной секунды не чувствовал себя на этом стадионе иностранцем. Сколько здесь матчей было сыграно. И в игроцкой карьере, и в тренерской. У статистиков надо поинтересоваться. Под трибунами легко могу с закрытыми глазами передвигаться. Все меня здесь знают, я всех знаю. Из раздевалки гостевой, помню, как-то Кубок России, выигранный Локомотивом, увозили. Из той самой раздевалки, в которой сейчас поздравлял свою команду с победой в первой встрече со спартаковцами.

– В советские времена игры Спартака с киевским Динамо носили сверхпринципиальный характер. Для вас, надо полагать, матч с таким названием тоже не из рядовых.

– Матчи со Спартаком рядовыми никогда не бывают. Хорошо это помню по локомотивским еще временам. К тому же, признаться, понимал, что работу мою с киевским клубом будут в Москве оценивать по самому большому счету.

– Начало вышло для вашей команды обескураживающим – пропущенный уже на пятой минуте гол. Не испугались?

– Нет, потому что видел: команда эпизод с голом переварила совершенно спокойно и продолжала гнуть свою линию, к чему мы, замечу, оказались отлично физически и тактически подготовленными.

– После матча вас то и дело останавливали телевизионщики с различных каналов. Вы, обратил внимание, улыбнулись, услышав очередной вопрос. О чем спросили?

– Поинтересовались, не лишат ли меня теперь российского гражданства.

– И что ответили?

– Наоборот, сказал, радоваться надо, что тренер из России хорошо выполняет свою работу.

– Ну да, особенно в Спартаке обрадовались. Пошли, к слову, разговоры, что разгром случился только по причине откровенно слабой игры спартаковцев.

– Подобными объяснениями, считаю, нас только хотят унизить. Спартак сыграл так, как мы ему позволили.

– У Динамо весьма жесткий график матчей. Не возникало желания просить о переносах игр внутреннего чемпионата?

– Расписание, что и говорить, напряженное. Мы ведь пребываем в стадии начала сезона, чуть больше месяца играем в чемпионате страны, а провели уже, помимо шести запланированных туров, пять дополнительных матчей: за Суперкубок с Шахтером, три в Лиге чемпионов, и еще наши многочисленные сборники участвовали 20 августа в контрольных матчах. Понимаете, когда команда на ходу, когда сезон в разгаре, такой календарь не так уж и страшен. А вот когда она только входит в сезон, напряжение действительно огромное. Что же до переносов, то сейчас, по всей вероятности, они невозможны. Да и переносить, наверное, некуда? Осень футбольная перенасыщена официальными матчами.

– В разных странах клубные тренеры по-разному контактируют с коллегами из сборной. Или не контактируют вовсе. Как у вас?

– Динамо постоянно в числе основных поставщиков игроков в национальную команду. На матч с поляками во Львов, например, вызывались Шовковский, Несмачный, Михалик, Милевский. Несмачный, правда, не играл, он травмирован, а Шовковский уступил место в воротах другому голкиперу. Но представительство, согласитесь, неплохое. Надеемся, со временем динамовцев в сборной будет еще больше. Так что с Алексеем Михайличенко, как только возникает необходимость, игру кандидатов в сборную, их отношение к тренировочному процессу обсуждаем. Проблем никаких не возникает.

– Говорят, вы сейчас меньше, чем в начале вашей работы в Динамо, уделяете внимание молодым перспективным футболистам.

– Это, мягко говоря, истине не соответствует. Другое дело, что играют всегда те, кто на данный конкретный момент лучше готов. Был, например, лучше готов Кравец, он начинал игру в атаке. Сейчас лучше готов Милевский: агрессивен, по­стоянно нацелен на ворота, часто забивает, много работает, в старательности не откажешь. Меня радует, что возникает конкуренция. Без нее – застой. В Динамо действительно много способных молодых футболистов. В турнире резервистов с ними работает сейчас Владимир Мунтян.

– Молодежный состав и первый тренируются по одной и той же программе?

– Знаете, я сторонник того, чтобы молодежь больший упор делала на совершенствование техники и координации. Физические данные у большинства молодых украинских игро­ ков отменные. Они крепкие, выносливые и быстрые. А вот с координацией – проблемы. Постоянная работа с мячом, даже во время упражнений по функциональной подготовке, улучшению координации способствует.

– Никак, признаться, не могу вспомнить, когда в европейском клубном футболе возник институт тренеров по физической подготовке.

– По-моему, лет пятнадцать назад. Потом они стали появляться в российских и украинских командах.

– Дело действительно нужное?

– На мой взгляд, да. Игрокам необходимо разнообразие. Они его получают, когда в тренировочном процессе с ними занимается не один и тот же человек.

– Существуют ли какие-то специальные критерии подбора тренеров по физической подготовке?

– Основной – высокий профессиональный уровень. У Винченцо Пинколини такой уровень есть. И опыт у него огромный: работал, например, с такими ведущими итальянскими специалистами, как Арриго Сакки, Фабио Капелло, Марчелло Липпи. Пинколини, что очень важно, человек из футбола, а не из другого вида спорта. У нас с ним полный контакт. Процесс составления тренировочной программы и, если требуется, оперативной ее корректировки идет под непосредственным руковод­ством главного тренера.

– В какой степени сбалансирован на сегодня состав Динамо?

– О полном балансе говорить сложно. Работаем над этим. У нас травмированы Гусев, Корреа, Юссуф (нигериец уже выходит на поле) – футболисты из тех, кто определяет игру. Обретут нужную форму они, подтянутся – прежде всего в плане концентрации и стабильности – другие, тогда и можно будет судить о сбалансированности состава.

– Насколько известно, задачи на сезон в киевском Динамо не обсуждаются. И без обсуждений ясно: победы во всех внутренних турнирах, в которых участвует команда, и как можно более успешное выступление в Лиге чемпионов, что особенно важно на фоне двух последних провальных европейских сезонов.

– Команда прекрасно знает, чего ждут от нее болельщики, руководители и тренеры.

– Что вы можете сказать об уровне чемпионата Украины, если сравнивать с чемпионатом российским?

– Он, вне всяких сомнений, становится выше. Помимо традиционных соперников за лидерство – Динамо и Шахтера, – появляются клубы, способные составить им конкуренцию и уже ее время от времени составляющие. Посмотрите, если будет возможность, телетрансляции матчей с участием Днепра, Металлиста, донецкого Металлурга – и вам станет понятно, что процесс этот идет.

– После Спартака, знаю, вы на денек задержались в Москве. Как часто удается приезжать?

– Как только выдается свободное время, сразу еду. Мы же рядом – лететь чуть больше часа. Утром из Москвы вылетел первым рейсом и в 8 утра уже на базе в Конча-Заспе.

– Родных и близких в Киеве принимаете?

– Регулярно. Особая радость, когда жена с внучкой приезжают.

Александр Горбунов, Спорт день за днем