Причин, по которым это произошло, можно назвать несколько. Наверное, дело не только в шикарной лысине и безупречном чувстве стиля. И даже не в том, что этот тренер за четыре года выиграл 14 трофеев из 19-ти возможных. И даже не в тщеславии – хочется верить, что человек, от которого зависело окончательное решение, просто взял и полюбил тики-таку всеми порами своей разуверившейся в немецкой системе налогообложения души. Скорей всего, причина была в том, что руководство Баварии считало, что старину Хайнкеса сможет заменить только Гвардиола. Поэтому у мюнхенцев на самом деле не было никакого выбора, и боссы клуба выбирали Хосепа Гвардиолу примерно так, как Конгресс ФФУ голосовал за Анатолия Конькова.
 
Если отставить шутки в сторону, то обе стороны несознательно или полусознательно шли к этому давно. 8 апреля 2009 года руководители Баварии, сидя на трибунах Камп Ноу, наблюдали за тем, как их ребят по всем статьям обыгрывает команда, которую спустя несколько лет назовут лучшей на все времена, и мечтали о том, чтобы когда-нибудь в этот чудо-футбол заиграли и парни в красных футболках. Франц Беккенбауер так и сказал: «Хочу, чтобы моя команда в один прекрасный день играла как Барса». Спустя два года Гвардиола дал свой номер телефона председателю правления Баварии Карл-Хайнцу Румменигге. Прошло еще два года, и мечты Кайзера приблизились к реальности.
 
В телевизионном интервью вскоре после своего увольнения из Лидса Брайан Клаф пытался объяснить своему предшественнику Дону Риви, что его целью на Элланд Роуд было превзойти достижения Риви. «Я хотел выиграть лигу, но хотел сделать это лучше», — сказал Клаф, на что возмущенный Риви парировал, что лучше никак не получится. Этой весной, особенно после победы мюнхенцев в финале Лиги чемпионов, много было сказано о том, что Гвардиоле нечего улучшать в Баварии. Чемпион Германии в самом деле не нуждается в целителе, который поднимет на ноги захромавшую команду или в тренере, который начнет радикально менять программу тренировок. Но это, по всей видимости, понимает и руководство, и, что более важно, сам тренер. Однако Баварию все же можно улучшить, и каталонцу это по силам.
 
Возьмем, к примеру, производителей одежды H&M и Zara. И те, и другие, по сути, руководствуются одним и тем же принципом: продавать модную одежду по умеренным ценам. Однако они используют разные стратегии. H&M изготовляет полмиллиона желтых брюк, и делает их настолько дешево, насколько это возможно – в странах третьего мира, платя за это копейки. Zara изготовит всего 20 тысяч пар желтых брюк на фабриках, расположенных неподалеку от филиалов. Испанской сети производство обойдется дороже, зато они смогут менять коллекции одежды буквально каждые две недели. Выступит на концерте какая-нибудь поп-звезда в красных штанах – и уже спустя неделю в Zara будут висеть такие же. У шведов же по-прежнему будут пылиться желтые брюки. 
 
 
Большинство крепких европейских клубов похожи на H&M – они успешны, но в то же время тяжеловесны и негибки. Такой в прошедшем сезоне временами представала Бавария. Да, мюнхенцы выступили невероятно мощно – благо, что лидеров команды в основном обходили серьезные повреждения и игроки находились в оптимальной форме. Но бывали матчи, когда не все у подопечных Хайнкеса шло как по маслу. Что касается внутреннего первенства, тут можно вспомнить период в конце сентября/начале октября, когда на этой почве даже произошел небольшой конфликт между Хайнкесом и Заммером. И еще один в первой половине марта. В это время Бавария выдавала унылые отрезки, когда что-то не клеилось в игре команды, и тренер ничего не мог поделать, отвечая лишь не очень эффективными заменами по позиции. Но если во внутреннем первенстве нужный результат все же добивался на классе, то в Лиге чемпионов дело заканчивалось поражениями от БАТЭ и Арсенала, которые пришлись как раз на эти два периода.
 
Можно сказать, что Хайнкес – это H&M, а Гвардиола – Zara. Мало кто читает игру так, как это делает Хосеп Гвардиола, который умеет не только мгновенно реагировать на изменения по ходу игры, но и сможет приучить команду отходить от бессменных 4-2-3-1 к, скажем, 4-3-3 или 4-1-4-1. Как раз для того, чтобы дергать ниточки игры своей будущей команды, Хосеп начал изучать немецкий как только контракт был подписан. Каталонец помешан на деталях и нюансах и для того, чтобы передать их игрокам, коммуникация должна проходить на довольно высоком уровне. Выражаясь патетически, Гвардиола общается с игроками на понятном для них языке для того, чтобы те заиграли на языке его сердца. В свое время Джованни Трапаттони имел немало проблем в Баварии именно из-за языкового барьера и непонимания различных культурных нюансов. Но в наши дни на высшем уровне европейского футбола практически немыслимо, чтобы игроки не понимали, чего от них хотят на тренировках. Добившись симпатии игроков, Гвардиоле предстоит научить их добывать симпатии зрителей.
 
 
Большинство нейтральных болельщиков в финале ЛЧ на Уэмбли поддерживали не Баварию, а парней Юргена Клоппа. Некоторая надменность в ауре мюнхенцев действует отталкивающе, как и их богатство, позволяющее покупать любых необходимых игроков. Барселона Гвардиолы имела сравнительно благоприятный имидж главного противника мадридского Реала – воплощения богатства и тщеславия. В Германии в подобном статусе пребывает как раз дортмундская Боруссия и своего рода «немецким Реалом» является Мюнхен. Поэтому Хосеп Гвардиола желает завоевать симпатии болельщиков по всему миру своей игрой, как это несколько лет назад случилось с Барселоной. Тем более что Бавария усердно пытается популяризировать свой бренд за рубежом, и в этом плане приглашение Гвардиолы уже было успешным маркетинговым ходом.
 
В то же время Хосеп уже сам по себе является брендом. Гвардиола дарит Месси книгу своего друга-режиссера, и вот она уже становится лидером продаж, а издательства забрасывают его просьбами как-нибудь где-нибудь упомянуть их книги. Аргентинский студент, который первым завел блог о тренере Гвардиоле и его методах, теперь работает футбольным аналитиком на телевидении. Гвардиола – настоящая поп-звезда современного футбола, и в Барселоне его бренд временами казался сравнимым с самим клубом. В Мюнхене такого уже не будет. На родине никто не подвергал сомнениям тактические решения Хосепа, ведь из ложи Камп Ноу за игрой команды наблюдали в лучшем случае полуэксперты. В Баварии над ним будут стоять люди, которые в свое время были игроками мирового класса, со своим мнением и взглядами. А этот лысый парень, который будет сидеть рядом на скамье запасных – не просто помощник, но представитель руководства в команде.
 
Недавно во время одного мероприятия Ули Хёнесс рассказал, что он отговорил Гвардиолу от приобретения Неймара. Хёнесс любит потчевать журналистов разными «инсайдерскими» историями или анекдотами – это часть политики президента Баварии по отношению к СМИ. Однако в Барселоне слова Ули Хёнесса многие восприняли как попытку показать тренеру кто в Баварии главный. Это еще один аспект работы, к которому Гвардиоле придется привыкать. Дома у каталонца почти всегда была очень хорошая пресса. Его редко критиковали, а в самой Каталонии старались не вспоминать историю с положительными анализами на стероиды времен выступлений Гвардиолы в Италии, как и не использовали против него тот факт, что его брат Пере заведует делами игроков барселонского молодняка. В Германии Хосепу придется познакомиться с методами работы ребят из Bild и тому, что от внимания журналистов не ускользнет ни одна мелочь.
 
В высказываниях знакомых и сотрудников Гвардиолы в прессе нередко попадаются слова о том, что ему свойственно во всем сомневаться. И на своем представлении новый тренер Баварии не обещал побед и титулов, а красивую игру. Нельзя с полной уверенностью утверждать, что в итоге сотрудничество с мюнхенцами не подпортит его послужной список, однако нет сомнений в том, что его приход является новой вехой в развитии этого клуба. Луи ван Гаал, человек, чьи взгляды на футбол во многом совпадают со взглядами Гвардиолы, провел противоречивые два года на Альянц-Арене. Однако последствия работы голландца положительно сказались на команде. Осмотрительный и старательный Хосеп может достичь намного большего. Сейчас принято рассуждать на тему «Сможет ли Бавария закрепиться на европейском футбольном троне?» Можно привести множество аргументов, подтверждающих вероятность такого развития событий. Но именно приход в клуб Хосепа Гвардиолы на данный момент кажется самым серьезным из них.