А вот список тех, кто так или иначе покинул (или покинет) Украину за последний год, впечатляет: проданы Элано и Родольфо, сбежал Матузалем, отдан в аренду Родриго, туда же отправят Ринкона и Клебера. Каждый из них — это имя для нашего футбола. Так почему же от них избавляются?

Пентакампеоны. Как-то знакомый журналист стал свидетелем разговора на русском между Родриго, Клебером и Юссуфом. "Мы бразильцы, а Бразилия — пятикратный чемпион мира, — доказывали первые два. — А что твоя Нигерия?". Африканец ответил достойно: "В своей Нигерии я играю за сборную, а вы?"

Эпизод характерный. Неделю назад Игорь Суркис сказал Сегодня, что "Ринкон и Клебер пока только говорят о том, что они лучшие". Так же сказал нам о "кудесниках мяча" и агент ряда украинских футболистов Олег Еремин, в свое время поигравший с бразильцами: "Часто "бразильцы-пентакампеоны" приезжают сюда не доказывать, что они лучше, а показывать это. Но украинцы и россияне честолюбивы, им неприятен такой подход. Поэтому футболист, приезжающий с таким настроением, вызывает отторжение. Часто такие конфликты выплывают наружу — отсюда и миф о специфическом бразильском менталитете".

Все не так. А вот агент Воронина Андрей Головаш считает, что это все-таки не миф: "Менталитет бразильский очень специфичен, даже в Европе, и клубы относятся к ним настороженно. В частности, клубы, имеющие больше двух-трех бразильцев, всегда получали какой-то негативный опыт... Бразильцы воспитаны в другой культуре, попадают в совсем другой мир. Тренировочный процесс в Украине коренным образом отличается, во многих командах тренеры проповедуют ограничение касаний, что для бразильцев неприемлемо".

Не Кака. Еще одна проблема, которую связывают с бразильцами — быстрое потухание: часто они ярко начинают, но желание играть вскоре пропадает. "Вообще-то, я знаю и тех, у кого желание играть не пропадает — например, Брандао, — говорит Олег Еремин. — Хотя тенденция такая существует. Бразильцы, добиваясь результата в своих командах, пытаются стремиться к чему-то большему. Они ведь общаются с соотечественниками, играющими в европейских чемпионатах, и хотят сами попасть туда. Если такая возможность не предоставляется, футболист начинает хиреть, останавливаться в развитии".

При этом, считает Андрей Головаш, амбиции бразильцев, как правило, завышены: "Настоящих звезд в Украине никогда не было, если кто-то и попадал, то очень быстро убегал. Бразильцы вроде Кака и те, которые играют в Украине, — это совсем разный уровень профессионализма. Среди последних много тех, на ком просто делают бизнес, причем порой второсортный даже по меркам Бразилии".

Продавать! Так есть ли будущее у бразильцев в Украине? Как ни странно, при всей критичности высказываний оба агента согласны с тем, что отказываться от них нельзя. "Ведь есть положительные примеры, — говорит Головаш. — К примеру, Ринкон вырос в Украине, приехав совсем неизвестным". Но теперь-то он едет в аренду...

"На мой взгляд, нельзя передерживать игрока, — считает Еремин. — Как только возникает сомнение в возможности дальнейшего прогресса футболиста, его нужно продавать с обоюдной выгодой. Увы, руководители клубов не всегда это понимают. Поэтому и возникают ситуации как с Матузалемом".

Жигули и Бентли

Агент Олег Еремин считает, что стоящие дороже бразильцы имеют больше шансов оказаться в составе: "Представьте, вы купили две машины — Жигули и Бентли. На какой вы чаще будете ездить?! Инвестиции клуба в игроков можно рассматривать именно так. Безусловно, цена вопроса играет большую роль в участии того или иного игрока в составе. Есть клубы, которые могут посадить на скамейку "20-миллионного" футболиста без ущерба для результата, но это единицы. В большинстве же клубов у таких игроков кредит доверия выше".

Первая Ласточка

Историю пребывания бразильцев в нашем чемпионате начал приглашенный Берндом Штанге в Днепр Луис Эмерсон по прозвищу Мерседес. В чемпионате-95/96 он провел 14 матчей и забил семь мячей.

Долгожитель

Вторым и третьим бразильцами в Украине стали динамовец Леандро Машаду и горняк Брандау, купленные в августе 2002-го. Первый был игроком Динамо больше трех лет, но сыграл за него лишь 11 игр (4 гола). А форвард Шахтера является долгожителем номер один среди "кудесников мяча" и автором рекордов для футболистов из Бразилии — 185 игр за Шахтер (чемпионат — 118, Кубок — 21, еврокубки — 46) и 78 голов (54, 10 и 14 соответственно).

Заполонили

Пиком бразильского присутствия в командах-лидерах стал сезон-2006/07. В том чемпионате за Шахтер их сыграло шестеро (Матузалем, Элано, Фернандиньо, Жадсон, Брандао, Адриано), за Динамо — пятеро (Корреа, Родольфо, Родриго, Ринкон, Клебер).