Мнение Николая Несенюка.
Cчастлив народ той страны, где исторические периоды отсчитывают от дат Олимпийских Игр, кинофестивалей, футбольных чемпионатов, а не от годовщин войн, катастроф и бедствий. Все идет к тому, что все человечество уже скоро будет измерять время выдающимися достижениями в науке, культуре и спорте, а не победами в войнах или революциях.
Почти десять лет прошло с французского финала Кубка мира 1998 года, а радость стотысячной толпы на Елисейских полях в Париже до сих пор вспоминается так, будто это было вчера. Не говоря уже о празднике жизни недавнего немецкого мундиаля. Впрочем, и нам тоже есть что вспомнить. Одной из самых искренних и светлых страниц в новейшей истории СССР остается прощание Олимпийского стадиона Москвы с надувным Мишкой, талисманом Игр 1980 года. Страны уже нет, а память о неповторимых мгновениях всемирного праздника спорта продолжает жить в сердцах тех, кто помнит события двадцатисемилетней давности. Выросло и стало взрослым новое поколение, в жизни которого не было пока что ничего подобного. Надеемся и верим, что будет.
Вспоминаю далекий 1970 год. Именно тогда Международный Олимпийский Комитет впервые рассмотрел заявку Москвы на проведение Олимпиады… 1976 года. Об этом мало кто помнит, но первый свой олимпийский тендер Москва проиграла канадскому Монреалю. И лишь через четыре года, когда спортивный мир убедился в серьезности намерений Москвы, она получила право на организацию следующих игр. Об этом напоминают и до сих пор уникальный и неповторимый Олимпийский дворец в Москве, и множество других ныне работающих спортсооружений, построенных к лету 1980 года и до сих пор не устаревших. Помнит ту Олимпиаду и Киев. Потому что в Киеве играли групповые матчи участники футбольного турнира Олимпийских игр. Кто с кем в Киеве тогда играл, практически все забыли, зато фото и кинокадры, запечатлевшие переполненные на этих играх трибуны стотысячного стадиона, до сих пор вызывают грусть о том времени.
В ближайшее время на нашей земле не будет Олимпийских Игр. Мишкам-олимпийцам 80-х вдоль шоссе Киев-Житомир еще стоять не перестоять. Зато у нынешнего поколения в жизни может появиться свой большой спортивный фестиваль - случающийся раз в жизни шанс встретить у себя европейский футбольный чемпионат. Трудно представить, как много это будет для нас означать! Да и сегодня еще рано подсчитывать размеры инвестиций и возможных прибылей от Евро-2012, если турнир отдадут Украине и Польше. Но не это, по-моему, главное. Еще раз вспомню семидесятые, те шесть лет, которые страна прожила со словом «олимпиада» на устах.
И вновь появляется шанс несколько лет провести под знаком футбольного праздника. Мы сможем идти к нему одновременно с продвижением страны в Европу. И удивиться в конце пути, обнаружив, что мы от Европы уже ничем и не отличаемся. Вслед за диковинными, когда-то макдональдсами, кока-колой, мерседесами и прочими «приметами Европы», на которые мы сейчас и внимания не обращаем, в нашу жизнь придут все остальные атрибуты цивилизованной жизни. Они, безусловно, придут к нам и без футбола. Но намного позже и совсем не так красиво и торжественно.
Признаемся, что в глубине души кое-кто из нас воспринимает радужные перспективы с изрядной долей недоверия. Ведь все чудо-стадионы, современные автострады и аэропорты, сотни гостиниц, начертаны пока на макетах. За шесть лет предстоит по-настоящему преобразить страну, проделать огромный объем работы, чтобы продемонстрировать не красивые плакаты и стройки в лесах, а реально построенные стадионы и отели. То же самое и с дорогами, и с аэропортами и с… футболом. Немного подстраховываясь, замечу что, если праздник европейского футбола придет к нам не в 2012, а в 2016 году, мы воспримем ожидание, как должное. Тогда будет шанс не только стать хозяином и участником чемпионата Европы. Ведь к тому времени войдут в лучшую пору жизни мальчишки, которые с легкой руки руководства ФФУ чуть ли не круглосуточно занимаются футболом, врученными им мячами, на построенных для них площадках, под присмотром подготовленных для них тренеров. Поверьте, легкая доза скептицизма в моих словах только из-за того, что политики совсем некстати перессорились. А в Кардифф украинская делегация едет с верой в успех.