Об уникальности Севастополя, «выпирающем» желании футболистов и перспективах Петрова и Макаренко в Динамо
- Александр Владимирович, вылет Говерлы был, безусловно, достойный. Но все же, как считаете, какие вещи нужно было еще сделать, чтобы вылета не было?
- Коли уж команда вылетела, то можно говорить о том, что ошибок было сделано достаточно – мои просчеты имели место в том числе. Во-первых, нужно было лучше укомплектоваться летом и лучше провести подготовку зимой. Во-вторых, кроме ошибок тренерских, есть еще сопутствующие моменты, которые касаются работы непосредственно клуба, организации дел.
- Когда команда выходит в Премьер-лигу, то многие тренеры говорят, что в данном случае проблемы по сути две: кадровая и временная. Сложно найти футболистов соответствующего уровня, и мало времени на подготовку. Эти две проблемы можно как-то решить, ведь они известны наперед?
- Это очень сложно. Сейчас мы видим пример Севастополя. Можно сказать, что у этой команды таких проблем не будет. Кадры у них такие, что в Премьер-лиге не у всех такие есть. Из этого выходит вопрос подготовки – поскольку сильно комплектоваться команде Кононова не надо, то и вопрос подготовки как таковой отпадает, ведь команда практически сейчас уже ведет подготовку к сезону. Это, наверное, идеал того, какой команда должна выходить в УПЛ, но не у всех есть финансовые возможности, чтобы это осуществить.
- Еще по поводу состава. Многие клубы комплектуются по принципу "что Бог послал". Говерла не исключение?
- Если бы я так сказал, то проявил бы неуважение к своим игрокам. А я их уважаю. К тому же появление игрока в команде – это в первую очередь инициатива тренера и руководства клуба, поэтому жаловаться, что игроки не такие, наверное, не стоит – ведь это ты их приглашал. Другой вопрос, что при наличии финансовых возможностей можно комплектоваться качественнее. Тем не менее я ничего плохого о своих футболистах сказать не могу. Да, это не те игроки, что приходят в Динамо или Шахтер, но у них тоже есть определенный уровень и желание стать лучше.
- Действительно ли это желание так уж «выпирает»?
- На самом деле хотелось бы большего. У наших молодых футболистов есть потенциал, но хотелось бы, чтобы они более серьезно воспринимали футбол. Буду откровенен – в этом компоненте им есть над чем работать. Если они хотят не просто неплохо зарабатывать, а и добиться успехов в футболе, то они должны больше уделять времени работе над собой не только в игровом плане, но и в жизненном.
- Ну, а чисто игровые моменты, если затронуть.… К примеру, Кирилл Петров и Евгений Макаренко. Как вы, как тренер, отработавший с ними достаточно длительное время, оцените их шансы заиграть в киевском Динамо…
- Если говорить о чисто игровых моментах, то и одному, и другому не хватает стартовой скорости, а играть в Динамо или любом другом серьезном клубе без этого компонента – очень сложно. С другой стороны, если человек чего-то действительно сильно хочет, то он этого добьется. Вопрос в том, что эти ребята, да и другие наши молодые, должны фанатично относиться к футболу, чтобы осуществить свою мечту. Но я пока в них этого не вижу, хоть и много говорил с ними об этом.
- Как считаете, где Евгений наиболее полезен: в центре полузащиты или на фланге защиты?
- Я уже говорил, что Женя по манере игры напоминает мне Сашу Рыкуна, но, на мой взгляд, ему нужно играть быстрее и не так мельчить на поле. А позиция это в данном случае – второстепенное. Нужно вырабатывать игровом плане скорость мышления, а в психологическом – целеустремленность.
- А что скажете о возможностях Чурко? Им вроде даже Бенфика интересовалась. Многие говорят, что у него стиль игры похож на Криштиану Роналду.
- О нем пока говорить сложно, потому что он после операции играет еще с пластиной в ноге. Летом ее должны снять. Чурко 1993 года рождения. С одной стороны он еще молодой, а с другой – 20 лет как раз тот возраст, когда уже пора о себе заявлять. Поэтому Чурко можно тоже пожелать скорейшего взросления – когда человек серьезно воспринимает жизнь, то и прогресс в профессиональном плане не заставит себя ждать. Иногда же ребята ведут себя как мальчишки…
О последнем разговоре с Нестором Шуфричем, заявлении об увольнение и другом тренере Говерлы
- Евгений Красников, спортивный директор Металлист, следующим образом охарактеризовал трансферную деятельность Металлист: «Я предлагаю, Маркевич оценивает, Ярославский покупает». Как это происходит у вас?
- Ну, уж точно немного не так, как в сценарии, описанном Красниковым. Я Женю хорошо знаю, у Маркевича когда-то играл и считаю, что именно благодаря плодотворной работе их тандема Металлист добился таких успехов. Если говорить о нас, то мы берем тех игроков, которые не подошли таким командам, как Металлист, и делаем из них команду уповая на их желание доказать всем и вся.
- Вы часто говорили о нехватке опыта у многих ваших игроков. Но вас же никто не заставлял оставлять того же Щедракова, Печенкина, брать Макаренко… Есть же ряд опытных игроков, которые могли бы своим опытом помочь вам в УПЛ выступить достойнее…
- Во-первых, я считаю, что мы выступили достойно, несмотря на вылет. Никто не скажет, что Говерла была отпетым аутсайдером. Во-вторых, представьте, как мне это все сделать? Люди играли, потом и кровью добывали выход в Премьер-лигу, мечтали там сыграть, а я им скажу: "Спасибо ребята, до свидания"? Я так не могу.
- Недавно вы сказали, что недовольны собой как тренером. Но среди журналистов у вас, тем не менее, хорошая репутация, как у тренера, который достоин лучшего…
- В первую очередь, я имел в виду, что, когда ты учишься, то совершаешь ошибки. Я мог бы их сделать и меньше, а если бы имел больше опыта, то мог бы не сделать вообще. Не думайте, что это заигрывание с публикой или самобичевание. Я просто говорю то, что есть – ошибки были…
- Вы в тренерской профессии уже не первый год. Можно ли сказать, что с точки зрения самообразования этот сезон для вас был бесценен?
- Безусловно, ведь это был, фактически первый полноценный сезон дл меня в качестве тренера команды УПЛ. Я познакомился со многими людьми, в чем-то убедиться, в чем-то разочароваться. Поэтому польза была не только с точки зрения футбольного образования, а и жизненного опыта, который купить, к сожалению, нельзя.
- Кстати, по поводу жизненного опыта. Ваш вице-президент молод и горяч и часто позволяет себе откровенные высказывания в интернете. Какой у вас контакт с Александром Шуфричем?
- Его высказывания продиктованы эмоциями, ведь футбол такая штука, где сдерживать себя очень сложно – он хочет только лучшего для команды. По поводу наших с ним отношений, то ничего плохого сказать не могу.
- Насколько широки его полномочия в клубе? Он все вопросы решает?
- Самые основные вопросы решает, наверное, все-таки хозяин клуба. Александр Несторович выполняет свои какие-то функции. Опять же ничего плохого сказать не могу – работа в клубе идет, несмотря ни на что.
- Как часто вы встречаетесь с Нестором Шуфричем?
- Раньше встречались чуть чаще, сейчас – реже.
- Что он вам обещал в плане улучшения функционирования клуба?
- Последний наш разговор был действительно продуктивным. Какие из этого получаться последствия – увидим вскорости.
- Вы хотели бы и дальше работать в Ужгороде? Что для этого надо?
- Скажу так: я хотел бы работать, работать с каким-то целями, задачами, чего-то достигать с командой. А чтобы чего-то достигать, нужно чтобы было взаимодействие всех звеньев. Если где-то что-то выпадает, то уже сложно.
- У нас получается все как-то завуалировано. Не буду ходить вокруг да около. Каковы шансы, что вы останетесь?
- Сейчас у меня есть моральное право подать в отставку, поскольку задание на сезон не выполнено. Я это уже озвучивал. У руководства по этому поводу есть свое мнение, которое публично не оглашено. Думаю, что осталось еще немного времени и все станет ясно.
- Эксперты говорят, что Говерла в следующем году выиграет первую лигу и снова вернется в УПЛ, причем достаточно легко…
- Я бы этого очень хотел. Возможно, другой, более опытный тренер сможет вывести ее в УПЛ и оставить там на более длительный срок.
- Вы говорили, что заявление на увольнение вы писали еще зимой. Это была ваша инициатива?
- Попрошу заметить, что это не я сказал, а ваши коллеги просто узнали эту информацию и распространили…
- Интересно, как можно узнать информацию из кабинета Нестора Шуфрича, когда там только вы и он?
- А там был не только я и он. Когда это все происходило, в кабинете находилось восемь или девять человек…
- И как происходило?
- Хозяин клуба попросил меня написать заявление об увольнение, и я написал, дав тем самым понять, что я с себя ответственности не снимаю.
- А зачем это заявление нужно было?
- Мне некорректно рассуждать о логике поступков президента клуба. Скажу лишь, что я все понимаю – как бы команда не была симпатична зрителям – задача была не выполнена и логично, если тренер покинет команду.
О неожиданном отъезде Давида Одонкора, прощании с Александром Косыриным и совет Дмитрию Трухину
- Как-то я в своем материале написал, что отъезд Одонкора в Германию, носит странный характер и вполне возможно, что Давид уехал с концами, на что ваш вице-президент отреагировал достаточно бурно в своем твиттере. Но Одонкор так и не вернулся. Какая с ним ситуация? Он до сих пор травмирован?
- Я не знаю, какая у него контрактная ситуация, но в клубе он так и не появился. Насколько я знаю, ему уже сделали несколько операций на коленном суставе. Не знаю, продолжит ли он карьеру футболиста, но то, что в Говерле его не будет, наверное, нужно воспринимать как свершившийся факт. Опять же не хочу заниматься не своей работой и скажу лишь свое мнение о нем с позиции тренера. Одонкор принес много пользы нашей команде, не только в плане игры, но и с точки зрения положительного влияния на других ребят, которые получили возможность поработать с таким авторитетным футболистом. Когда Давид выходил на футбольное поле, то многие защитники тушевались. И его потерю мы так и не восполнили. К тому же Одонкор приятный в общении парень и создавал хорошую атмосферу в коллективе.
- Недавно вы сказали, что сейчас уезжают и другие футболисты. Кто именно?
- Пока не хотел бы говорить на эту тему. Вы сможете это понять по составу на последнюю игру.
- Петров, Макаренко, Лысенко, Мищенко и Чурко у вас в аренде. Каковы шансы что они останутся на следующий сезон?
- Не знаю. Скажу лишь, что клубу Премьер-лиги проще договориться с игроками, чем клубу первой лиги. Вероятно, что многие из них уйдут.
- Один из лучших игроков вашей команды Дмитрий Трухин сказал, что в случае вылета Говерлы в первую лигу он хотел бы продолжить карьеру в клубе Премьер-лиги. Как считаете, его уровня хватит например для клубов, которые попали в ЛЕ — Черноморец, Металлург Д?
- Я уже вам говорил, что если бы Диме было 20 лет, то с такой игрой он имел бы приглашение от серьезного клуба Премьер-лиги, но Трухину тридцать. Я его понимаю, как человека, как профессионального футболиста, но лично я считаю, что лучше играть в клубе чуть пониже уровнем, чем сидеть на скамейке в том же Черноморце. Вот вам пример Максима Шацких – в Арсенале он играл, а в Черноморце не играет. Никто не усомнится в его уровне, но, не имея игровой практики, он чувствует себя наверняка некомфортно.
- Вы уже владеет информацией по поводу будущего легионеров? Вряд ли Балафас или, например, Ле Таллек захотят играть в первой лиге.
- Я владею информацией, но касательно всех возможных переходов я говорить не буду. У меня самого сейчас не очень простая ситуация в клубе и мои комментарии могут выглядеть в этом контексте не совсем корректными. А я хочу, если мы будем прощаться с руководством Говерлы, чтобы этот процесс прошел цивилизованно и приятно для обеих сторон.
- Есть шанс, что все произойдет иначе?
- Вы знаете, я очень не люблю выворачивать «грязное белье» и не собираюсь этого делать, поскольку хочу, чтобы все произошло культурно. Если же нет… Скажем так, очернять себя я тоже не позволю.
- ОК, тогда эту тему отложим до лучших времен. Скажите, несмотря на вылет, есть ли футболисты, о которых можно сказать: "К ним претензий нет".
- Меньше всего претензий к Мирко Райчевичу, который никогда ниже определенного уровня не опускается, выполняет огромнейший объем работы и к тому же успевает забивать. Дима Бабенко ровно провел весеннюю часть. Считаю, что настоящим открытием мог бы стать Балафас, если бы не некоторые бытовые проблемы, которые мешали ему раскрыться полностью. Ле Таллек неплохо провел чемпионат. Могу назвать еще нескольких ребят, но факт – мы вылетели, а значит хвалить особо нет смысла.
- Кстати, приходилось слышать, что в последних матчах сезона, когда команде так нужны были очки, вам не удавалось должны образом настроить своих подопечных. В частности в матче против киевского Арсенала…
- Я ребятам уже говорил как-то: "Вы же не рояль, чтобы вас настраивать". Взрослые, профессиональные футболисты должны сами находить мотивацию, играть за свое имя в первую очередь. Тут также был момент, что весь сезон мы находились в зоне вылета и ребята постоянно были в напряжении, а играть под таким давлением сложно психологически. Вот в некоторых матчах это приносило свои негативные плоды.
- Мы говорим сейчас об игре на морально-волевых…
- Именно! Играть постоянно на одном желании и самопожертвовании очень сложно – кто занимался спортом, тот меня поймет. Должно быть еще и мастерство исполнителей. В этом компоненте мы многим, конечно, уступали.
- В шкафу вашей команды есть несколько «скелетов». Может, достанем их? Почему, к примеру, в дубле весной играл Евгений Елисеев, который в первой части сезона был основным центрбеком?
- Единственное, что я могу сказать, что нужно в первую очередь любить футбол в себе, а не себя в футболе и делать одолжение всем. Женя, возможно, даже талантливее тех, кто закрывал у нас центр обороны весной, но… Это проблема не моя и не коллектива. Это проблема Жени Елисеева.
- И напоследок хотелось бы спросить о Косырине. Вы с ним попрощались без обид?
- Александр Михалыч, периодически звонит мне (смеется). Для меня была большая честь работать с такими футболистами, как Косырин или, к примеру, Меликян. В нашей команде они были настоящими авторитетами и я очень уважаю не только их футбольные успехи, но и то, что им удалось так долго продержаться в футболе.
- Но почему он не играет?
- Придет время кто-то об этом расскажет – или я, или, может быть, Саша. В какой-то момент он почувствовал, что надо заканчивать с футболом, хоть я с этим и не был согласен. А отношения у меня с ним, как и с остальными футболистами – теплые.
Беседовал Александр Озирный, Football.ua